«Жили-были дед да баба. И была у них курочка Ряба. Снесла раз
курочка яичко не простое, а золотое. Дед бил-бил, не разбил. Баба
била-била, не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула - яичко упало и
разбилось. Плачет дед, плачет баба. А курочка им и говорит: - Не плачьте, я
вам снесу другое яичко, не золотое, а простое».
Русская народная сказка.
Эту сказку мы запоминаем наизусть в самом малом возрасте, и она
настолько проста, на первый взгляд, что позже не возникает даже желания
задуматься, а о чём она. Другие сказки - про репку, теремок или колобка, несут
какую-то очевидную мораль. Сказочные метафоры и гиперболы легко проецируются на
житейские ситуации. А вот про что «Курочка Ряба»? Похоже, что это самая
загадочная из русских народных сказок.
Наверное, таких незатейливых присказок, передаваемых от бабки к внучке,
было достаточно в каждой русской местности. Но именно Ряба в позапрошлом
веке была отобрана писателями и издателями для сборников сказок. Возможно, они
разглядели в ней некую мораль, близкую городскому интеллигенту. Может быть,
понравилась смысловая рифма с пушкинским пересказом Адама Смита - "...и почему
не нужно золота ему, когда простой продукт имеет".
Между тем, малым детям политэкономия как-то до лампочки, даже в изложении
Пушкина. Детская душа реагирует на какую-то запрятанную в тексте символику,
архетипическую ситуацию, вызывающую прилив радостной энергии. Если бы
сказка не вызывала у детей радостных эмоций, не успокаивала перед сном, то ее не
стали бы переиздавать. Так что искать разгадку нужно в психологии малого дитяти.
Во-первых, маленьким детям нравится, когда дед и баба в сказке плачут. Моя
двухлетняя дочь однозначно идентифицировала героев сказки со своими
дедушкой и бабушкой.1 И это,
пожалуй, единственная житейская параллель между сказкой и современной
жизнью, которая почти ничего не дает для разгадки сказочной тайны. Большего мы
не добьемся, если не принять за аксиому следующее утверждение:
Дети в своем психическом развитии повторяют такие же фазы, которые
человечество прошло в своем духовном развитии от первоначальных времен.
В школьном учебнике наглядно, в картинках, дается развитие человеческого
эмбриона, повторяющее эволюцию вида. Сначала он похож на малька рыбки, потом на
земноводного головастика, на эмбрионы рептилий, млекопитающих, обезьян,
прежде чем сформируется человеческий детеныш. В курсе биологии это называется
соответствием онтогенеза филогенезу. Ученые-психологи считают, что для вида homo
sapiens этот закон действует не только на внутриутробной стадии развития.
Развитие личности человека повторяет развитие «коллективного
бессознательного» всего человеческого рода.
Во всяком случае, такое предположение объясняет сам смысл существования
детских сказок и игрушек. Родители, рассказывая сказку, или старшие дети,
вовлекая в игру, моделируют для маленького ребенка архетипические ситуации,
которые уже не встречаются в современной жизни, но необходимы для полного
раскрытия унаследованного от далеких предков душевного потенциала.
Нужно расшифровать сюжет сказки о Курочке Рябе, привязав его не к
современным или недавним историческим реалиям, а к какому-то раннему моменту
исторического развития. Причем этот момент был переломным, кризисным, раз он так
отчетливо запечатлен в «коллективном бессознательном». Точно определить, в
каком веке до нашей эры происходили события, не удастся, но этого и не
требуется. Вполне достаточно привязки к археологическим периодам.
«Курочка Ряба», вообще говоря, - самая первая сказка, которую читают
маленьким детям. К этому моменту малыши уже различают членов семьи («дед и
баба») и домашних животных (городские дети - по картинкам в книжках).
Соответственно, и на исторической шкале речь должна идти о времени, когда
семейная организация и хозяйственный уклад древних племен имели уже довольно
сложное строение. При этом духовное развитие еще не перешагнуло ступень анимизма
- всеобщего одушевления природных явлений.
Отличие «золотого» от «простого» - это некий шаг в интеллектуальном
развитии человека, соответствующий переходу от каменного века к веку бронзовому.
Ясно, что самородное золото было первым металлом, обнаруженным человеком. Только
научившись расплавлять и ковать самый технологически доступный металл - золото,
человечество смогло перейти затем к выплавлению олова и меди, получению бронзы.
Хотя вовсе не факт, что древние люди нашли золото сами. Более вероятно, что
это действительно был подарок природы. Есть подозрение, что нашим древним
предкам, которые охотились на дичь по берегам золотоносных ручьев, эти желтые
камешки и песчинки были абсолютно не интересны. Гораздо больше они интересовали
птиц семейства куриных, на которых иногда шла охота.
Скорее всего, золото попало к людям среди других камешков в желудке
пойманной в лесу птицы. Внутренности птицы - самая подходящая часть для
ритуального сожжения - обязательной жертвы духам. Крупинки золота, которые до
этого никого не интересовали, могли сплавиться с другими камешками в одно целое,
по форме желудка. То есть в золотое яйцо, которое дух птицы оставлял людям
вместо сожженной жертвы в знак своего благорасположения. Такая реконструкция
вполне естественного ряда событий дает самое простое объяснение, каким образом
золото с его чудесными свойствами не просто стало известно человеку, но и сразу
стало фетишем - частью религиозного культа.
Переход от одной религии к другой, более развитой, не происходит
одномоментно, а проходит через длительный кризис развития (Надлом). Например,
возникшая в Древнем Египте идея единобожия, когда фараон Эхнатон повелел
молиться только одному богу - Атону. Новое рождается в муках, и первая попытка
всегда оканчивается плохо для ее инициатора. Культ Атона сразу после смерти
Эхнатона запретили, наследника переименовали в Тутанхамона в честь прежнего
бога. И только через поколения, вызревший под прессом языческой традиции
монотеизм в редакции Моисея стал самостоятельной частью исторического процесса,
а еще много позже - оказался в его центре.
Все системы мировоззрения в своем развитии проходят через такие же фазы -
Подъем и Надлом, прежде чем стать в центр новой Традиции. Нет сомнения, что
переход от каменного века к бронзовому через золотой был связан со сменой
мировоззрения и переходом от анимизма к культу материальных ценностей.
Какой-то достаточно продолжительный период (Подъем) золотые «яйца»
накапливались в ходе религиозных треб, прежде чем оказаться в центре
социально-политических перипетий, настоящей революции в древнем обществе.
Необходимыми условиями для такого Подъема новой религии внутри старой
являются: а) органичность - золотые амулеты были генетически связаны с
прежними анимистскими культами; б) маргинальность - новый культ был идейной
опорой для подчиненной части сообщества, которая затем выйдет с периферии в
центр событий.
В какой-то момент (Пик Подъема) приверженцы нового культа должны были
неожиданно для всех выступить в качестве самостоятельной силы, имеющей
решающее влияние. После поражения этих «древних декабристов» начинается первая
фаза Надлома, когда золотые амулеты подвергались репрессиям наряду с
почитателями. Приверженцы старины - «дед и баба» пытались разбить золотые яйца,
чтобы защитить исконные анимистские ценности. Но разбить сплав камней
и золота невозможно, можно только расплющить, придать другую форму. А это
еще большее чудо, лишь укрепляющее новую веру и расшатывающее анимистские
устои.
Следует напомнить, что описываемые события имели более глубокие причины,
чем просто появление золотых амулетов. Наоборот, это социальные противоречия в
первобытном обществе сделали востребованным новую религию. Поэтому
неизбежно наступление второй, активной фазы Надлома - революции, когда жестоким
преследованиям подвергаются уже приверженцы старины, но главное - уничтожаются
предметы и запрещаются ритуалы прежнего, анимистского культа.
Теперь стало понятно, почему дед и баба в сказке плачут горькими
слезами. А также, почему рассказ об этом вызывает такую радость у
двухлетнего ребенка. Оказывается, взрослые тоже плачут. Понятие о том, что
авторитет старших не абсолютен - первый шаг к эмансипации личности.
Развитие детской психики за короткое время проходит через тот же революционный
подъем, освобождение от младенческих стереотипов, которые у наших дальних
предков занял многие поколения.
Самая острая, активная фаза Надлома должна была пройти быстро. Религиозные
ритуалы в стародавние времена были неотделимы от хозяйственного уклада. Поэтому
установление революционной тирании и полный отказ от старых ритуалов
означали разрушение и упадок экономики. Хотя параллельно должны были развиваться
новые, потенциально более эффективные способы хозяйствования. Но без
совмещения новых методов с прежними хозяйственными, а значит и с
религиозными основаниями, без синтеза нового и старого система в целом
работать не будет. Вот почему золотое яйцо, в конце концов, было сброшено с
революционного пьедестала. Осталось только понять, почему роль
ниспровергателя досталась именно мышке?
Ответ на этот вопрос требует еще большего углубления в толщу времен. Нужно
попытаться понять, какова же была социальная организация, то есть хозяйственный
уклад и тесно связанная с ним анимистская религия, которые существовали до
пришествия золотоносной Курочки Рябы.
Насчет хозяйственного уклада нам могут подсказать только археологи, а вот
насчет религии можно опять спросить у маленьких детей. Насколько я помню,
до того, как моя маленькая дочка стала воспринимать первые сказки, где-то в
годовалом возрасте ее внимание привлекли картинки с животными. Причем
сначала ребенок реагировал на одну единственную картинку. Да и чуть позже,
научившись различать других животных - собаку, корову, лошадку, все равно она
начинала и заканчивала «чтение» картинкой с нарисованной кошкой. Любое
изображение кошки непременно вызывало восторг и вопли радости, хотя живую
кошку ребенок еще никогда вблизи не видел.
После такой подсказки можно обратиться и к археологическим данным.
Известно, что в древнем Египте, где были найдены следы древнейшей
земледельческой культуры, существовал религиозный культ кошек. Понять генезис
такого культа в земледельческой общине достаточно легко. Переход к оседлой жизни
был связан с первым аграрным открытием человека, обнаружившим, что зерна злаков
в темном и сухом месте могут храниться почти неограниченно долго. Единственным
ограничением для развития зернового хозяйства были грызуны. Чем больше зерна в
хранилище, тем больше грызунов вокруг. Так что до появления в окрестностях
дикой кошки, привлеченной массой мышей, не могло быть и речи о каком-то заметном
социальном расслоении между кочующими и оседлыми родами. Но как только дикая
кошка поселилась на одной территории с земледельцами, социальный прогресс, как
говорится, пошел семимильными шагами. Стоит ли напоминать, что именно отъевшийся
кот до сих пор является символом «нувориша».
Следующим естественным шагом стало учреждение охраны от диких соседей, не
имевших понятия даже о коллективной собственности. Поселенцы вынуждены были не
только прятать и маскировать зернохранилища, но и устраивать вокруг них западни,
ловушки, засады против незваных гостей. Не отсюда ли древняя примета: если
дорогу перебежала кошка, значит, рядом какая-то опасность. При этом и сама
кошка, что вполне естественно, стала объектом защиты. Среди множества
природных духов появился самый главный, а заодно и понятие об иерархии среди
богов.
Чем больше зерновое богатство общины, тем тщательнее его нужно
охранять от соседних племен. Тем более что традиционные контакты не прерываются,
включая браки на стороне, и долго сохранять в тайне систему защиты
невозможно. Поэтому рано или поздно община переходит к стратегии
рассредоточения зернохранилищ, прикрепления к каждому персональных
сторожей, которые обустраиваются жить рядом. Как известно, что охраняешь, то и имеешь.
Рассредоточение и приватизация хранилищ неизбежно приводит к разделу на
частные владения сначала зерна, а затем и земли. Складывается система, в которой
собственно богатство - запасы зерна тщательно прячутся, и социальный статус
хозяина определяется только по внешним признакам. А именно - по числу кошек,
обитающих вокруг частного хозяйства. Тот факт, что социальный статус древних
египтян определялся именно так, подтверждается практикой бальзамирования
кошек. Рано или поздно кошки умирали, и их хозяева, чтобы не ронять свой статус,
придумали первую инфляцию ценностей. Возникли первые священные кладбища и
божественные мумии. И только много позже эта практика была перенесена с кошек на
фараонов.
Так все это и развивалось, земледельческое хозяйство расширялось и
распространялось на новые территории и новые племена. Охотники и собиратели
вытеснялись на обочину социального процесса. Экспансия земледельческой
культуры могла быть ограничена только экспансией не менее развитой культуры
скотоводов. Тогда в условиях соседства двух культур стало возможно
следующее усложнение. Породнившиеся с земледельцами скотоводы участвовали в
товарном обмене, защите общей территории. Они вошли в земледельческую общину как
подчиненная часть, но затем переняли все лучшее и произвели первую революцию.
Теперь можно ответить, почему именно мышка хвостиком вильнула, чтобы
золотое яичко разбилось. Такова уж несовершенная природа человека, что всякая
социальная революция ведет сначала к тирании. Тогда не только изгоняются адепты
старой религии, но уничтожаются и сами предметы культа, то есть кошки.
Истребление или изгнание кошек не могло не привести к нашествию мелких грызунов,
которые быстро истощили силы социального организма. И земледельцы, и скотоводы
неизбежно стали жертвой набегов соседних племен. И только после этого прежняя
религия была частично реабилитирована, и начался Выход из Надлома. Культ
золота постепенно уступал позицию за позицией, осторожно возвращая прежние
устои, до тех пор, пока не утвердилась новая синтетическая традиция, в которой
уважались священные права кошек, но мерилом социального статуса были уже не
штабеля кошачьих мумий, а золотые диски или кольца, расплющенные из «яиц»,
подаренных духом дикой курицы. Сама курица могла получить равное с кошкой право
жить рядом с амбаром и питаться зерном. Став домашней, курица перестала дарить
золотые яйца, но стала приносить много самых простых. Такая вот сказочка про
курочку Рябу.
Кстати, это не единственная сказка, донесшая до нас отголоски далеких
исторических событий. Царь Кощей Бессмертный, прототипом которого был
первый в истории тиран, он же первый «гуманист», тоже имел символом своей власти
яйцо, находившееся внутри птицы и имевшее металлическую начинку. Кроме того,
есть такая не слишком логичная поговорка про богатых, что у них «денег куры не
клюют». Можно подумать, что у бедных куры питаются золотом, или же так было
когда-то очень давно.
Библейская притча про Каина и Авеля тоже очень похожа на реконструкцию тех
же самых событий. У земледельца Каина был младший брат скотовод Авель. Если
читать эти имена не как личные, а как имена рода, тогда все встает на места.
Божественные кошки призревают мясное подношение и тем самым неожиданно возвышают
род «авелей» над старшим родом «каинов», но ненадолго. После чего следуют
репрессии, род «авелей» обезглавлен. Но вскоре за этим грядет революция и
изгнание старейшин рода «каинов». В конце концов, на Выходе из Надлома
происходит рождение нового имени, общего для потомков убитого скотовода Авеля и
изгнанного земледельца Каина.
Для завершения гипотезы нам осталось выстроить логическую цепочку,
объясняющую, почему именно скотоводы стали носителями радикального
антианимистского мировоззрения. Мы догадались, как родился симбиоз,
превративший дикую кошку в домашнюю, а племя собирателей - в первых
земледельцев. Точно так же, за счет инкорпорации стаи диких собак, могли
усложниться социальная структура и стереотипы поведения у древних охотников. Вовсе
необязательно, что это произошло в том же месте и в то же время. Некоторые
ученые считают, что первые скотоводы появились в степях Приазовья намного
раньше, чем в Месопотамии появились первые земледельцы. Экспансия двух
культур привела к встрече где-то в восточном Средиземноморье.
Симбиоз человека и собаки мог сложиться в ходе совместной охоты на
копытных. Сначала охота на одной территории, затем разделение функций в процессе
охоты, вынужденное уничтожение нелояльных человеку особей и замещение человеком
роли вожака. Умение человека совершенствовать орудия убийства и строить изгороди
дополнялось природным умением волков выслеживать и загонять диких туров, коз и
овец. Развитие симбиоза волка и человека превращает охотников в скотоводов, а
волков в домашних собак. Хозяйство скотоводческого племени усложняется
путем инкорпорации новых домашних животных - коз, овец, ослов.
Подчиненное положение собаки по отношению к человеку и других животных
по отношению к собаке формирует более сложную иерархию, в центре которой
оказывается уже не животный тотем, а вооруженный вождь-охотник. Революция в
первобытном союзе племен, изменившая иерархию родов и богов, впервые ставит
человека в центр мироздания вместо духов природы. Вождь скотоводов по традиции
хорошо вооружен, окружен по-собачьи преданными соплеменниками и является
распорядителем накопленного племенем запаса золотых яиц. Налицо почти все
необходимые признаки государства.
Впрочем, насилие по отношению к людям было ответным. Революционный вождь
«авелей» мстит за смерть своего старшего брата и изгоняет верхушку
землевладельцев «каинов». Оставшиеся земледельцы становятся людьми второго
сорта, какими до этого были скотоводы. Но в более сложной и жесткой иерархии
скотоводов это означает быть наравне с домашним скотом, то есть рабом.
Рано или поздно первый царь умирает. Но поскольку он заместил в качестве
божества кошку, его бальзамируют, не отдают смерти. Умерший царь становится
бессмертным, он продолжает жить в своем доме, превратившимся в мавзолей.
Верховная власть переходит к посреднику - жрецу, выступающему от имени «бессмертного вождя».
Можно было бы подумать, что автор сознательно встраивает некоторые детали
российской истории XX века в историческую гипотезу. Но в том то и дело, что
последовательно возникающие детали реконструкции неплохо связаны и
логически вытекают одна из другой. Чего нельзя сказать о соответствующих деталях
из советской истории. Бальзамирование Ленина и помещение мумии внутрь мраморной
пирамиды никаким образом не вытекает из теории и практики марксизма. Это событие
можно логично объяснить только тем, что соратники вождя следовали древнему
стереотипу поведения, спрятанному в темных глубинах «коллективного бессознательного».
Более подробно реконструировать исторические события из сказки про Курочку
Рябу будет возможно после того, как мы выстроим обобщенную модель социального
процесса, в том числе учреждения государства. А пока мы можем лишь обозначить
основные узлы. Начальный узел или Пик Подъема совпадает с убийством вождя
скотоводов Авеля, коварно прикормившего мясом верховное божество - кошку. Затем
после периода репрессий и восстаний происходит революционная «смена центра» в
сообществе. К власти в союзе племен приходят скотоводы. Однако первая
рабовладельческая демократия должна была неизбежно ослабнуть по экономическим
причинам и стать жертвой набегов извне. Лишь после совместной победы над врагом
возникают условия для выравнивания политического статуса земледельцев.
Структура сообщества усложняется, возникают новые уровни иерархии. Золотые
яйца в этот период служат атрибутами власти, принадлежащими бессмертному
божеству, но находящимися в пользовании начальников из племени Авеля и
жрецов-чиновников из потомков Каина.
Наконец, в какой-то момент кошка восстанавливается в своих правах, а
золотые яйца оказываются приватизированы бывшими чиновниками, вернувшимися к
земледелию, точнее к землевладению. Работать на земле будут теперь рабы из числа
побежденных соседей. А волчьи стереотипы поведения скотоводов пригодятся для
удержания в узде подчиненных сообществ. Таким образом, потомки племен Авеля и
Каина соединяются в едином военно-жреческом племени, соединяющем стереотипы
поведения и земледельцев, и скотоводов.
Экологические причины, усложнение общественной структуры за счет симбиозов
с разными видами животных, в том числе подражательное заимствование у них
стереотипов поведения гораздо лучше могут объяснить происхождение государства,
частной собственности и денег, чем фрейдистские или марксистские конструкции.
Главной социальной предпосылкой формирования государства становится, таким
образом, не напряженная конкуренция или другие особые социальные обстоятельства,
а способность первобытного человека, кроме совершенствования орудий, также к
быстрому обучению, к заимствованию приемов, выработанных разными видами
животных, и к образованию в результате сложных симбиозов. Территориальная
экспансия и взаимопроникновение культур, основанных на двух различных
симбиозах человека и домашних животных, ведет к кризису развития, порождающему
еще более сложный симбиоз и усложнение социальной структуры, в том числе
разделение людей на господ и рабов.
1 Эта глава родилась 11 августа 1999 года как письмо в ответ на
вопрос о детской сказке. Неожиданно для самого автора материалы будущей книги
получили точку отсчета.
Продолжение...