Развитие личности

Jul 06, 2007 18:06



Наша «сказочная» гипотеза происхождения государства, религии, денег, частной собствен­ности и патриар­хальной семьи существенно опирается на постулат о том, что истори­ческие сообщества разви­ваются по тем же законам, что и отдельные личности.
Это предположение мы можем подтвердить, обрати­вшись к работам Карла Густава Юнга, классика современной психологии. Как общее, так и более детальное описание Юнгом стадий развития личности «от колыбели до могилы» не противоречит нашей общей схеме «Подъем - Надлом - Традиция». Поэтому мы попробуем применить к индиви­дуальной психологии ту же диаграмму, которую Л.Гумилев вывел, изучая стадии развития коллек­тивной психологии этни­ческих сообществ. Кроме того, для нагляд­ности мы будем проецировать на эту же шкалу события российской истории.
Младенчество, детство, отрочество и юность - это фазы большой стадии Подъема личности, содер­жанием которой становится последо­вательное устано­вление и развитие связей с сообще­ствами все более высокого уровня. Развитие в младен­честве происходит бессозна­тельно и завершается форми­рованием из отдельных изоли­рованных островков непре­рывного сознания. Переход от младенчества к детству начи­нается с формированием «эго-комплекса», который должен приоб­рести собственную энергию. Детство по Юнгу - период полной зависи­мости сознания ребенка от «психической атмосферы своих родителей», когда личность психо­логи­чески как бы еще не рождена.
В российской истории - это период полной зависимости от двух родительских цивили­заций: греческой византийской и тюркской евразийской. В наследство от Византии россий­ская цивилизация получила православную религию и идею «Третьего Рима». В наследство от империи Чингисхана - опыт собирания земель и адапти­рованную китайскую культуру обустройства государства на огромной территории.
«Психическое рождение, а с ним и сознательная диффе­ренциация от родителей, обычно имеет место лишь в период полового созревания, вместе с взрывом сексуальности... Иногда эту стадию называют «невыносимым возрастом» 1. На диаграмме Гумилева эта психоло­гическая революция соответствует переходу от стадии скрытого к стадии явного Подъема. Соответ­ственно, на шкале Подъема российской истории «невыносимый возраст» соответствует Московскому царству от Ивана III до Петра I.
Пик Подъема - полное освоение личностью языка сво­его сообщества. Для большинства это - курс средней школы, профессиональное или армейское обучение, для интел­лигенции - освоение базовой программы вуза. У инженеров есть даже поговорка на эту тему: «Сдал сопромат - можешь жениться». Впрочем, пик развития сугубо индиви­дуален. Для обычного студента вершиной Подъема является диплом, для будущего ученого - первая серьезная научная работа, для гения - признанный шедевр, как «Руслан и Людмила» Пушкина. Романтическая пора юности, поиски взаимо­понимания и любви по всем азимутам, даже там, где их заведомо быть не может, исследо­вание и проба на зуб запретных плодов. У Гумилева, применительно к этносу, эта последняя фаза Подъема называется «пассионарный перегрев».
На этот период взросления традиция всегда преду­смат­ривает опреде­ленные испытания или «инициацию»: от жестоких обрядов татуировки или охоты за скальпами у диких племен до современных службы в армии или экзаменов по высшей математике. И все же это первое знакомство с трудностями реальной жизни - всего лишь последняя часть Подъема. Временный отрыв от родите­льской семьи - это еще не кризис отношений. Настоящее испы­тание на прочность начинается только после завершения внешней, формальной эмансипации личности.
Юнг так описывает этот уровень развития личности: «…молодому мужчине (или юной женщине) доступно лишь ограни­ченное понимание себя и других, а значит, они недо­статочно осведомлены как о своих мотивах, так и о мотивах других людей. Как правило, мотивы, лежащие в основе их поступков, преимуще­ственно бессозна­тельны. Конечно, субъективно такой молодой человек (или девушка) считает себя в высшей степени сознательным и осведомленным, ибо все мы постоянно переоце­ниваем сущест­вующее содержание сознания. Именно потому на нас и производит столь сильное впечат­ление обнару­жение того, что нечто, казавшееся нам конечной вершиной, есть лишь первая ступенька в очень долгом и трудном восхож­дении к вершине подлинной».2
Здесь можно проследить прямые аналогии с соответ­ствующей фазой развития российской истории. Петр I - это начало «инициации» России, призыв на армейскую службу, Екатерина II и Ломоносов - поступление в университет. Отечественная война 1812 года - «государ­ственный экзамен». Последний шаг Подъема - это создание литера­турного русского языка, получившего свое завершение в стихах и прозе Пушкина. Пик Подъема - это восстание декаб­ристов, чтобы покончить с безответной влюблен­ностью русского дворянства в чужой и далекий Париж.
Необходимо провести параллель между «акматической фазой» у Гумилева и «дуалисти­ческой фазой» у Юнга. По шкале Гумилева число субэтносов достигает наивысшего значения именно в Акмати­ческой фазе. Юнг также указы­вает на двойст­венность и услож­нение структуры психики молодых людей, активное проявление устрем­ленного в будущее «второго Я» наряду с детским эго-сознанием.
Романтическое настроение внутри личности успешно конку­рирует с мотивами сынов­него долга, пока, наконец, не выливается в ту или иную форму бунта против традиций. Во времена строгой морали это могла быть пылкая любовь к замужней женщине или к иност­ранцу. В любом случае обязательны препятст­вующие обстояте­льства, выходящие за рамки традиции и способные привлечь внимание семьи, учителей, друзей. Причем, что характерно, если эти препят­ствия вдруг исчезают, то и страсть куда-то улетучи­вается, уступая место разоча­рованию. Личность впадает в начальную фазу Надлома - нарастающий конфликт отцов и детей. Период после Пушкина в истории России отмечен именно таким «базаровским настроением», отраженным в книгах Тургенева и Гончарова.
Юнг тоже замечает, что в этот период родители склонны переносить на детей свои предста­вления, в том числе о несбыв­шемся в их собственной жизни. Взаимо­отношения сына с матерью или дочери с отцом во многом определяют бессозна­тельные мотивы выбора будущего партнера. Поэтому конфликт со вторым родителем неизбежен хотя бы на уровне размолвок и нарушения привычных контактов. После первого кризиса наступает отчуж­дение личности от родите­льской семьи, но не только от нее. Вдруг оказывается, что все, чему учили в семье, школе и даже в универ­ситете, имеет непрямое отношение к реальной жизни. Как только молодой специалист доказывает свое умение, создает свой «шедевр» в цеховом смысле этого слова, коллеги и началь­ство начинают вместо прежней опеки проявлять ревность и повышенную требовате­льность. Чем больше делаешь, тем больше поводов для критики, тем выше требования корпорации. Вступает в силу закон инверсии, харак­терный для всей стадии Надлома. Позже, в семейных отношениях этот же «закон тещи» будет некоторое время действовать в еще более суровой форме.
«Существенной чертой дуалистической фазы является расши­рение жизнен­ного гори­зонта, которое встречается с яростным сопротивлением». 3 Такое же сопро­тивление испыты­вает револю­ционное «второе Я» в России XIX века, пока не произойдет резкий разрыв с прошлым или «Смена центра», по нашей шкале развития. При этом сам брак соот­ветствует социа­льной революции - разрыву с прежней тради­цией родите­льской семьи. Особенным образом переход в статус молодо­жена приветс­твуется и всеми родствен­никами, и на работе, и в кругу друзей. Если брать за аналогию события российской истории, то свадебные гуляния соответ­ствуют Февральской рево­люции, а окончание «медового месяца» и начало семейной жизни - Октябрьскому перевороту.
Социальные революции внутренне обусловлены психо­логиче­скими, а не социально-экономи­ческими или военными причинами. И сами революции, и предшест­вующие им внешние кризисы диктуются неудовле­творенным бессозна­тельным стрем­лением общества к некоему идеалу гармонии, к символи­ческому единству, которое приоб­ретает поначалу весьма инфанти­льные, архаичные формы. Первым резуль­татом является высвобож­дение из «коллек­тивного бессозна­тельного» глубинных архетипов. Мы уже упоминали в главе «Про Курочку Рябу» о самых древних прототипах символов русской революции - от царских «золотых яиц» до мумии в Мавзолее. Юнг в своих работах неоднократно указывает на такое же возрож­дение древних архетипов в после­революци­онной Германии 1930-х годов.4
Сравним этот революционный момент развития сооб­ществ с описанием Юнгом типичной ситуации для личности: «…брачный выбор обычно следует бессоз­нательным мотиви­ровкам инстинкта... Это состояние описывается как состояние полной гармонии и превоз­носится как великое счастье…, поскольку возвра­щение к изнача­льному состоянию бессозна­тельного единства есть как бы возвращение в детство… Это поистине подлинное и неоспоримое пережи­вание Божест­венного, чья трансцен­дентная сила стирает и поглощает все индиви­дуальное, настоящая общность с жизнью и безличной властью судьбы. Воля индиви­дуума распо­ряжаться собой оказывается сломленной: женщина стано­вится матерью, мужчина - отцом, и таким образом оба лиша­ются свободы и делаются орудиями влечения к жизни».5
Этот революционный момент Смены центра в психике личности достаточно парадо­ксален. С одной стороны - высво­бождение «второго Я» от ограни­чений прежней семейной традиции, но с другой стороны, происходит это через психоло­гическую регрессию, возврат к древним состояниям психики и влечет существенное упрощение социальных связей. Так что нисходящее движение от Пика Подъема личности к Смене центра налицо, но эта регрессия продо­лжается и далее.
В первые годы после свадьбы все традиционные связи личности подвер­гаются наибольшей эрозии. После рожде­ния ребенка молодая семья «окукливается», замыкается на внутренних проблемах. Внутренние конфликты нарастают и регулярно вырываются вовне, подрывая отношения с родствен­никами и друзьями. Трудности на работе усугубляют напряжен­ность в молодой семье. Но в то же время именно этот период внешнее давление на личность со всех сторон заставляет ее развивать свои навыки и умения, приобретать опыт преодоления препятствий, но главное - искать свой собственный путь, направление развития.
Нарастание конфликтов по всем направлениям - в семье, на работе, с друзьями неизбежно приводит к систем­ному кризису. В какой-то момент личность вдруг оказы­вается в узком кругу напряженно конфли­ктных отношений, перед реальной перспе­ктивой безвоз­вратного падения своего социального статуса - Дно Надлома. После этого проис­ходит мобили­зация творческого начала и начинается Выход из Надлома.
Происходит внутренний разрыв с нигили­стическим револю­ционным прошлым и частичное восста­новление связей с родительской традицией. В российской истории - это восста­новление статуса Русской право­славной церкви, реа­билитация других исторических символов во время Великой Отечест­венной войны 1941-45 годов. И мобили­зация всех творческих сил общества - писателей и компо­зиторов, ученых и конструкторов. Опыт, знания, навыки терпения и преодоления препятствий, приобре­тенные во время второй половины Входа в Надлом, теперь начинают работать на создание новых связей, соответ­ствующих избранному главному направ­лению. Однако закон психологи­ческой инверсии продол­жает действовать до самого завершения Выхода из Надлома. Хотя творческие успехи привет­ствуются, но общество продо­лжает испытывать вновь обретенные связи на прочность.
«Середина жизни - время наибольшего раскрытия, когда человек еще отдает своему делу все силы и способности. Но это и то время, когда зарож­дается вечер, начинается вторая половина жизни. Страсть изменяет свою внешность и теперь называется долгом: «я хочу» становится непоко­лебимым «я должен», а повороты пути, которые некогда были неожи­данными и приносили с собой открытия, приту­пляются привычкой. Вино перебродило и начинает отстаиваться, становясь прозрачным. Если все идет хорошо, развиваются консер­вативные наклонности. Вместо того чтобы смотреть вперед, человек все чаще невольно оглядывается назад и начинает критически осмысливать прожитые годы. Делаются попытки отыскать свои истинные мотивации и, в этом отношении, совершаются подлинные открытия. Критическое рассмат­ривание самого себя и своей судьбы дает ему возможность распознать собст­венное своеобразие. Однако это прозрение дается ему не легко; оно дости­гается только ценой сильнейших потрясений». 6
Выход из Надлома - это, с одной стороны, зеркальное отрицание нисхо­дящей линии Надлома. С другой стороны, эта восходящая линия очень похожа на повторение Подъема, поскольку, как и в юности, речь снова идет об установ­лении новых связей с социальной и природной средой, взамен разрушенных в активной фазе Надлома.
Когда речь идет о больших сообществах, то достаточно легко увидеть эту новую волну Подъема. В тради­ционных сообществах, достигших инерци­онной фазы развития, - это Подъем нового поколения, приз­ванного сохранить и обновить традицию. В сообществах стадии Надлома (корпо­рациях) обновление происходит за счет внешней экспансии и того или иного рода принуждения, такого как призыв в армию или набор рабочих. В сообществах стадии Подъема (консорциях) социальной базой обновления является азарт поклон­ников, стремящихся найти себе вождя или кумира. В двух последних случаях речь идет о частичном разрушении сообществ, являющихся базой нового Подъема.
В любом случае Выход из Надлома больших сообществ опирается на Подъем нового поко­ления неко­торого базового сообщества. Но этого недоста­точно. Чтобы новое поколение смогло выполнить свое предна­значение, старшее поколение обязано проделать ту самую работу по переос­мыслению опыта, о которой говорится в предыдущей цитате Юнга. Поэтому в процесс обнов­ления сообщества, в новую волну Подъема необходимо включается некоторая часть зрелого поколения, обладающая доста­точным запасом духовной энергии, чтобы еще раз пройти трудную дорогу Подъема с учетом жизненного опыта. Эту часть сооб­щества Арнольд Тойнби очень точно назвал «творческим меньшинством».
Все вышесказанное о сообществах в полной мере относится к Выходу из Надлома отдельной личности. Поско­льку личность - это тоже сообщество, сотканное из всех социа­льных связей человека в их развитии. Поэтому Выход из Надлома для каждой личности возможен только через связь с новым поколением. И второе условие - такая же связь с «творческим меньши­нством» внутри себя. Можно проиллю­стрировать этот тезис, например, так: «Каждый Робинзон нуждается в своем Пятнице». Чтобы рассказать ему о Боге, о большом мире, о месте человека в этом мире. В более драма­тичной форме эта потреб­ность зрелого человека вступить в диалог со своей молодостью отражена в «Соля­рисе» Станислава Лема. Стоит заметить, что и здесь действие происходит в замкнутом прост­ранстве, а заглавным дейст­вующим лицом является Океан, удержи­вающий героя в плену до тех пор, пока тот не завершит творческий труд самосознания.
Дефо и Лем с Тарковским вряд ли имели созна­тельное намерение пересказать своим современ­никам главную идею гомеровской Одиссеи. Параллели художе­ственных образов возникли сами собой постольку, поскольку отражают внут­ренний мир творческой личности на пути к духовной зрелости. Одна из наших целей - описать структуру этого психоло­гического процесса уже не в виде притчи, а с помощью научной модели. Для этого у нас есть философ­ский фундамент «Критики чистого разума» Канта, хорошо структури­рованный Юнгом эмпири­ческий материал анали­тической психологии, построенная Гумилевым диаграмма развития коллек­тивной психологии на примере больших этнических сообществ. Еще один необходимый элемент- разработанное Арнольдом Тойнби понятие «творческого мень­шинства», с которым связано повторя­ющееся в истории цивили­заций, народов, городов-государств, отдельных личностей движение «ухода и возврата».
«Движение Ухода-и-Возврата - это не только прохож­дение сквозь темную ночь Души, но и ее преодо­ление».7 Тойнби своими словами, но доста­точно определенно связывает этот тип истори­ческих процессов с психоло­гической интро­версией, когда психическая энергия направ­ляется в бессозна­тельную часть психики. Кроме того, Тойнби связывает начало движения «ухода и возврата» с истори­ческими революциями, формиро­ванием автономных центров, противо­стоящих домини­рующему большинству. Например, в ходе национально-освободительных революций.8
Мы также можем предположить, что революционное «второе Я», добившись в момент Смены центра полной автономии от родите­льской традиции, не просто разрушает «первое Я», а вытесняет его содер­жание в область личного бессозна­тельного. Поскольку структуры психики не стираются, а лишь отклю­чаются от потока сознания, но необяза­тельно от потока энергии. По всей видимости, именно из этого материала, из симво­лически значимых частей бывшего «первого Я» создается ядро «творче­ского меньшинства», Подъем которого обеспе­чивает Выход из Надлома личности. Внутренние связи бывшего «первого Я» с образами родителей транс­формируются в двойные связи «творческого начала» с идеа­льными образами двух поколений, плюс образ противо­положного пола. Очевидно, что эти транс­формиро­ванные связи будут иметь множество различных вариантов для мужчин и женщин, для разных психоло­гических типов, для обычных людей и творческих личностей.
Творческое начало как бы разрывает первичную связь надвое, становясь посред­ником между внутренним образом отца и образом самого себя в молодости. Для обычных людей обе связи являются экстра­версией, то есть внутре­нние образы ассоци­ируются с реальными детьми, учени­ками или подчи­ненными, и с реальным отцом, учителем или вождем. Это, впрочем, не значит, что внутренние образы точно соответ­ствуют реальности, но актив­ность творче­ского начала ограни­чена реальными социальными связями. В случае личности, одержимой «твор­ческим комплексом», имеет место интро­версия обеих связей, то есть внутренние образы личного бессоз­нательного совме­щаются с теми или иными архе­типами коллек­тивного бессознательного.
Женское начало также трансформируется и умножается, образуя то самое изоли­рующее и побуждающее начало, которое в художе­ственных произве­дениях выступает то в образе безбрежного океана и нимфы Калипсо, то в образе живой Стены, как в фильме Алана Паркера. Тем не менее, творческое начало, рвущееся в небеса под влиянием музы, желательно уравно­весить не менее сильным «зазем­лением», например, как у Пушкина - вечно беременная жена и пятеро детей. В необходимости такого «якоря» честно признается Юнг в своей автобиографии. И наоборот, брак с требова­тельной музой - самый верный способ безвоз­вратного ухода в счастливый мир фантазий. Но это случается в отсутствие социальных альтернатив, как у Булгакова.
Что есть внутреннее «творческое меньшинство» по отношению к творческой личности? Эмпири­ческое описание и определение этого феномена есть в работе К.Г.Юнга «Феномен духа в искусстве и науке». Юнг связывает феномен твор­чества с формиро­ванием внутри личности «твор­ческого авто­номного комплекса». 9 Юнг отмечает, что в этом случае происходит гораздо более глубокое погружение в инфан­тильные и архаи­ческие уровни подсознания.
Формирование такого «творческого комплекса» невоз­можно объяс­нить одними лишь фактами личной судьбы твор­ческой личности. Биографии самого Юнга и других гениев свидетель­ствуют о том, что творче­ская одержи­мость, опреде­ляющая всю дальнейшую судьбу, начинает прояв­ляться в самом раннем возрасте одновре­менно с формиро­ванием сознания. Если же говорить о влиянии семьи и социа­льного окружения, то общим является достаточно напря­женная психоло­гическая атмосфера в семье и ощущение творче­ской неудовле­творенности, нереали­зованного потен­циала родителей. То есть можно говорить о том, что «творческий комплекс» гения созревает на протя­жении нескольких поколений и автономен внутри личности постольку, поскольку подчинен устрем­лениям большого творче­ского сообщества. Чтобы осмыслить жизненный опыт многих поколений, например полити­ческий и духовный опыт цивили­зации, «творческое мень­шинство» должно иметь соответ­ствующие масштабы. Например, ни у кого в России не вызовет удивления вывод, что творческий гений Пушкина напрямую связан с уникальной судьбой его африка­нского прадеда Ганнибала. В свою очередь история этой творческой семьи неотделима от истории петровского дворянства как «творче­ского меньшинства» империи.
Тойнби указывает, что поиск цивилизацией ответа на вызов времени происходит через последо­вательное форми­рование внутри себя «творческих меньшинств». Результаты творческой работы одного поколения становятся основой для осмысления следующим. И большая цивили­зация, и отдельная личность в своем развитии проходит несколько необходимых этапов. На первом этапе формируется мифоло­гическое детское сознание. Подростковый этап начинается самоутвер­ждением в семье и заканчи­вается формиро­ванием жизненной фило­софии, основанной на вере в свое особое предназ­начение. Вторая половина юности формирует ту или иную идеологию сопроти­вления окружающей действи­тельности, объективно подрывающей эту веру. Преодо­ление Надлома связано с творческой самореали­зацией, приобре­тением знания, способного изменить личность, а иногда и социальную реальность. После этого должен настать этап передачи знания новому поколению, форми­рование новой традиции - это тоже самостоятельная творческая задача.
Механизм передачи «творческого комплекса» от поко­ления к поколению обеспе­чивает постепенное созре­вание общего ядра в коллек­тивном бессоз­нательном. Это ядро по своей психо­физиологи­ческой природе является таким же «архетипом», как и древние структуры психики, обнару­женные и описанные Юнгом. Но в отличие от комплексов раннего детства, зрелый «твор­ческий комплекс» по своему содержанию является не архаическим, а футури­стическим и даже «эсхато­логическим». Его содержание также иногда прорывается вовне в виде художе­ственных произве­дений. А при завершении Выхода из Надлома этот символи­ческий сюжет воплощается наяву в мистерии, призванной обновить традицию «творческого меньши­нства». Таким образом, «творческое меньши­нство» является носителем «плана развития», уточняемого при смене многих поколений. Собственно, о существовании такого «скрытого плана», реально влияющего на жизнь «творче­ского меньши­нства», пытался рассказать Берлиозу и Бездомному незна­комец на Патриарших прудах.
Как в жизни цивилизации, так и в развитии личности, выход обнов­ленного мировоз­зрения из глубин на поверх­ность сознания - это еще далеко не завершение, а лишь середина Выхода из Надлома. По шкале Тойнби, это завершение «конструк­тивной фазы» и переход к третьей стадии движения «ухода и возврата». Главным содер­жанием следующей стадии является «возвра­щение творче­ского меньшинства в обычную жизнь общества, от которой был совершен уход ради акта творения». 10 Однако содержание этой стадии характерно такой же двойст­венностью и внут­ренним конфликтом, как и во время зеркально симмет­ричной первой четверти Надлома.
Таким образом, наша гипотеза об общем механизме транс­формации личности позволяет интер­претировать эмпи­рические данные, оставаясь строго на поле психологии, без привлечения физиоло­гических причин, как это, например, делает Юнг в «Стадиях жизни». Кроме того, она позволяет опять же строго на психо­логической основе, без гипотезы биоло­гической мутации, интер­претировать диаграмму Гуми­лева, остающуюся крае­угольным камнем нашей модели. На самом деле, уровень «пассио­нарности», она же «либидо», для всех стадий жизни личности или сообщества остается неизменным. Графически отображенный Гумилевым Подъем отражает «расши­рение жизнен­ного горизонта» по Юнгу за счет постепенной транс­формации интро­вертных связей в экстра­версию, перена­правления «либидо» из сферы бессозна­тельного в осознанные связи с внешним миром. Вершина Подъема соответ­ствует наибольшему числу внешних, экстра­вертных связей личности. Зубцы периода Надлома на диаграмме Гумилева отражают временное «сужение горизонта», уменьшение числа внешних связей. Но происходит это снижение видимого уровня «пассио­нарного напряжения» не из-за «утечки пассио­нарности», а из-за транс­формации внутренней структуры и перена­правления потока психи­ческой энергии в глубины бессознательного.
1 Юнг К.Г. Стадии жизни, с.3.
2 Юнг К.Г. Брак как психологическое взаимоотношение.
3 Юнг К.Г. Стадии жизни. // Сознание и бессознательное, СПб., М., 1997
4 Юнг К.Г. Вотан. // Душа и миф. Шесть архетипов - Мн.: 2004, с.361.
5 Юнг К.Г. Брак как психологическое взаимоотношение // Сознание и бессознательное, СПб., М., 1997
6 там же.
7 Тойнби А.Дж. Постижение Истории, М., 1991, с.269
8 там же, с.283
9 Юнг К.Г. Дух в человеке, искусстве и литературе, Мн., 2003, с.84
10 Тойнби А.Дж. Постижение Истории, М., 1991, с.283

Продолжение...
Previous post Next post
Up