Инь и Ян творческого меньшинства

Jul 06, 2007 18:05


  «Женись обязательно. Если попадется хорошая жена, ты будешь исключением, если плохая - станешь философом».   Сократ.
Великие пророки мировых религий, античные фило­софы, апостолы и подвижники раннего христи­анства, стран­ствующие рыцари Средневековья, художники Возрождения, композиторы, поэты, философы, ученые Нового времени, русские поэты и писатели, - все творческие личности непо­вторимы. Но при этом всегда есть нечто общее, отличающее гениев от обычных людей. Благодаря этому в жанре литера­турных биографий даже утвердился свой «торжественный набор»: «муки творчества» и «перепады настроения»; «периоды депрессии», сменяющиеся озарениями, «непро­стые отношения с близкими людьми» и «пренебрежение мнением света»; «эксцентричность», но при этом «повы­шенная ранимость»; «конфликты с властью», но и «благосклонность первых лиц».
Хотя реальная творческая биография - это отрицание любых штампов. Поэтому не будет удивительным даже, если среди творческих биографий найдется портрет абсо­лютно нормального человека. В этом случае своеобразие будет заключаться именно в стопроцентной нормальности, в творчески напряженном следовании общепринятой норме. В этом, например, может состоять гениальность разведчика.
Шутка, в которой доля истины не меньше ста процен­тов, называется парадоксом. Творческая личность и в самом деле имеет двойственную природу. Только гений «заслан» к нам не из-за кордона и не с другой планеты, а из будущего, с целью его приближения и захвата этим будущим всей страны, а то и всей Земли. Например, тот же Пушкин творил на непривычном окружающим языке, который стал литера­турным в России лишь через полвека после его смерти, а общепринятым еще через 50 лет. Язык технических проек­тов Леонардо да Винчи опередил свое время лет на триста. Так что взаимное непонимание между гением и современ­никами неизбежно, хотя бы по причине несовместимости языка. И слова вроде бы те же, и линии рисунков простые, а понять новый смысл могут лишь единицы, и то не сразу.
Регулярный контакт с «будущим» требует от «творче­ской ипостаси» сосредоточения и больших затрат психиче­ской энергии. Поэтому обычная личность, представляющая гения в миру, оказывается как бы «обесточена». Привычные обыденные связи регулярно рвутся, вызывая недоумение окружающих. Творческая личность выглядит при этом дале­кой от психической нормы. Например, Сократ мог внезапно остановиться посреди афинской улицы и простоять так день и ночь. Более того, энергия отнимается не только от лично­сти, но и от жизненных функций организма, вызывая тормо­жение, а иногда и разрушение. Короче, в отдельные момен­ты жизни гения может проявиться та или иная клиническая картина, хорошо знакомая психиатрам. Непосредственная причина тоже очень похожа - дефицит духовной энергии, отключающий часть психических функций. Но картина сов­падает только при очень узком поле зрения. Причины схожих симптомов прямо противоположны. У больного человека нарушены механизмы управления потоком психи­ческой энергии - другими словами, ослаблена или отсутст­вует воля. Поэтому клиническая картина в целом предска­зуема и мало привлекательна.
Напротив, картина выхода гения из внешне болезнен­ного состояния непредсказуема, как и вход в него, и сопро­вождается творческими озарениями. Творческая личность владеет механизмом доступа к запасам психической энергии «коллективного бессознательного». Частичное отключение «лишних» функций происходит под контролем и вследствие сильной воли. Определенный риск при этом возмещается удвоенным притоком творческой энергии. Каналом для нее служит «творческий комплекс». Когда внешняя, обыденная личность лишена энергии, механизм воли, очевидно, связан с личным бессознательным, а там господствует, согласно Юнгу, «анима» - женское начало в психике мужчины. Воз­можно, поэтому со времен Сократа так значима роль жен­щин в жизни философов, не говоря уже о поэтах.
Мы обсудили отличие творческих личностей от обыч­ных людей. Однако ближайшее окружение гениев, при вни­мательном взгляде, тоже нельзя назвать вполне нормальным. Зададим себе простой вопрос, от кого именно творческие личности неизменно уходят в добровольную самоизоляцию? Кто им всегда мешает и тем самым невольно помогает?
Древние пророки уходили в пустыню. Античные фило­софы и христианские подвижники жили отшельниками. Средне­вековые рыцари отправлялись в дальние странствия. Голландский художник предпочитает творить в психиатри­ческой лечебнице. Петербургский дворянин уезжает в име­ние, отрезанное от столиц осенним бездорожьем и каранти­нами. При этом простые крестьяне и соседи-помещики его поэзии явно не мешают.
Способы добровольной самоизоляции могут быть самые разные, в зависи­мости от места, времени и нравов окру­жающей среды. Например, профессор Иммануил Кант учреждает строжайший распо­рядок дня в доме одинокого аскета. Актер Владимир Высоцкий, чтобы побыть в одино­честве, наоборот - периоди­чески доводит богемный беспо­рядок до невыно­симой степени. Тем не менее, и универси­тетская среда для философа Канта, и артисти­ческая среда для поэта Высоцкого совершенно необходимы. Без подготовки к лекциям или спектаклям, без студен­ческой или зрительской аудитории творческая самореа­лизация таланта невозможна.
Биограф Высоцкого подмечает особенности окружения, в котором вырастает талант. «Речь не о бездарях,… а о людях «со способ­ностями», состав­ляющих стати­стическое больши­нство творческой среды, ее прото­плазму. Не будь этих средних тружеников, не работали бы театры, не играли бы оркестры, не выходили бы литера­турные журналы. Талантам, естест­венно, приходится сотруд­ничать со своими менее одаренными товарищами, но природный антагонизм между ними неизбежен». 1 По этому же поводу есть собст­венно­ручные показания гениев, например, Михаила Булгакова. Конечно, содер­жание романа «Мастер и Маргарита» нельзя свести к конфликту таланта и окружающей творческой среды, но без этого сатири­ческого фона главная романти­ческая линия романа была бы просто невозможна.
Почему-то именно «квартирный вопрос» был и остается животре­пещущим для «Массолита»? Битье стекол, учиненное в писате­льском доме, выдает нешуточные эмоции и самого автора в связи с этой темой. Опять же, лучший предс­тавитель творческой среды, избранный в собеседники Мастеру, выбрал себе псевдоним «Бездомный». Злоклю­чения Мастера начинаются с обуст­ройства слишком тесной квартиры для своей Музы. А его возвращение связано с откры­тием для нее огромного, хотя и виртуа­льного творческого простра­нства на базе «нехорошей квартиры».
Кстати, в первых версиях булгаковского романа никакого Мастера не было, а Бездомный в «Белых столбах» вел беседы с самим Воландом. Потом Булгаков разделил сюжетную линию на двоих, но полностью разъять две ипостаси одной творче­ской личности не удалось, даже в деталях. Оба историка хромы, знают наизусть одну и ту же рукопись и интере­суются одной женщиной. А то, что портсигар консу­льтанта украшает иност­ранная буква W, так вы же смотрите вверх ногами. Пусть не иност­ранный, но все равно «лазутчик», засланный из будущего сначала в древний Ершалаим, потом в Кенигсберг и вот теперь к нам в Москву.
Если «творческий комплекс», как и все архетипы психики, передается по насле­дству и созревает на протяжении многих поколений, то нет ничего мистического в регу­лярных явлениях свету творче­ского гения, говорящего об одном и том же, но на разных языках в зависимости от времени и места. Сначала на языке мифологии и античной философии, христианской теологии. Затем в зашифро­ванных четверо­стишиях на старо­французском. Позже на языке немецкой фило­софии, русской лите­ратуры, наконец, на языке науки.
Нет в явлении творческого гения никакой мистики, но всегда присут­ствует обост­ренная и насыщенная фантазиями реакция окружающей твор­ческой среды, воспри­нимающей явление гения амбива­лентно - как нечто очень притяга­тельное, важное, но при этом пугающее. Очень хорошо эта бурная реакция описана Булгаковым на примере Бездомного.
Творческую среду роднит с гением общий «творческий комплекс». Ведь если он передается по наследству, то наслед­ников должно быть достаточно много. Однако единст­венное, что дано им во внутреннем ощущении, - это сопри­частность к тайне духовного клада, закрытого на семь замков. Где находится дверь в кладовую и как глубоко лежит ключ от нее, никто не знает. Но механизм воли упорно направляет энергию творческой среды в одном направ­лении, заставляя этих людей объединяться в поисках неизве­стного. Отсюда возникают «тайные общества» акмати­ческой фазы с их мистериями, главной тайной которых является именно внутренняя соприча­стность тайне, невыразимой словами.
До появления героя с картой и ключом к «кладу», высокий уровень психической энергии заполняет сферу личного бессозна­тельного, где правит бал «женское начало». Поэтому обычные проявления женской психологии приоб­ретают необычную насыщен­ность и идеальную направ­ленность. Нужно ли напоминать, что «женское начало» психики формируется вокруг материн­ского инстинкта? Остров, пещера, комната, дом, крепость, город - все это, согласно Юнгу, женские символы. Женское начало выстраивает защитную «стену», создает простра­нство, в котором должно вырастать новое поколение. Внешний мир является полем самореа­лизации мужского начала, ответст­венного за поиск, добычу источников энергии и доставку ее внутрь «стены».
«Женское начало» творческой среды отличается идеаль­ной направ­ленностью: психоло­гическая защитная «стена» возводится в прост­ранстве идей. Для этого в ход идут типично женские интриги - подогревание амбиций, соче­тание лести и насмешек. Для возведения «стены» мобили­зуются эруди­рованные, но слабо­характерные «спецы» типа Берлиоза. Главный стимул при этом тоже типично женский - пробуждение чувства вины по поводу беззащи­тности леле­емых идеалов. 2
Ради своей футуристической тайны «творческое мень­шинство» уходит из прежних идеальных границ, разрушая «стены» родите­льской традиции. Но, вырвавшись на волю, творческая среда испол­няется ощущением «бездомности», негативная установка сознания становится домини­рующей. Психическая энергия не имеет иного выхода, кроме усиления функций «женского начала» в бессозна­тельном. Напря­женное бессозна­тельное ожидание пришествия героя, спосо­бного найти ключи к тайне будущего, оборачи­вается ревностью обыденной, созна­тельной части личности ко всему новому. Неизбывная «бездомность» превращает человека «не без способ­ностей» в очередной «кирпичик» Стены. И вот он уже готов защищать идеалы от подозри­тельных лич­ностей всеми доступными и вообра­жаемыми средствами.3 Впрочем, чересчур энергичные защитники футури­стических идеалов сами подвер­гаются изоляции, образуя еще одну прочную Стену, внутри которой гениям предоста­вляется свобода для творче­ской самореализации.
Наглядным примером такой ревностной и энергичной самои­золяции внутри творческой среды может служить аванга­рдный театр. Это тоже замкнутое прост­ранство, охраня­емое «женским началом». Здесь неизбежные ревность и интриги уравно­вешиваются творческой интуицией, искусно удержи­вающей конфли­ктующие таланты в замкнутом прост­ранстве. Конфликт талантов неизбежен и плодотворен. Он подобен штормовым ветрам, создающим в творческой среде разно­направленные волны. Внутри «стены» отражение и интерфе­ренция волн создает напряженную динами­ческую структуру. Из «пены» конфликтов рождается более тонкое, эфирное, но энерге­тически насыщенное «женское начало», ревниво охраняющее вирту­альное пространство театра­льного действа. Похоже, что «женское начало» театра испыты­вает материнские чувства именно к этой Музе спектакля. Соответ­ственно, отношения с актерскими талантами, как у любимой тещи.
Взаимодействие мужского и женского начала, чередо­вание Инь и Ян в жизни театра и отдельного театра­льного спектакля можно обнаружить достаточно легко. Как и в любой живой системе происходит смена дневной и ночной жизни, внешней открытости и внутре­ннего сосредо­точения. В жизни театра­льного спектакля «день» наступает обычно ближе к вечеру, когда сначала двери театра, а затем и занавес сцены открывается перед зрителями. Это время безраз­дельно принад­лежит Актеру.
После спектакля начинается «вечер», когда слово вновь получает режиссер - посредник между мужским и женским началом. Разумеется, творческий «вечер» длится несколько дней после спектакля. Пока актеры все еще чувствуют себя единым целым, режиссер выступает на их стороне. Но все ожидают от него эстети­ческой оценки, которая раскалывает ряды талантов. Затем режиссер становится орудием «женс­кого начала», гасит амбиции, дает этические оценки. Мужское начало отвечает экспромтами, злыми эпиграммами, фантазиями на тему творчества вне театра. В аван­гардном театре, где энергетика конфликтов особенно высока, режиссер вынужден играть роль тирана, угрожая актерам твор­ческой смертью, но поддер­живая последнюю надежду.
Наконец, все возможности для диалога исчерпаны, твор­ческая среда обращается сплошной Стеной. Наступает «ночь» - период молчания и внутреннего сосредо­точения. Это время Музы театра, властвующей над сумеречными фантазиями и тревожными снами, время поиска внутренних резервов и новых творческих ходов. Наступает раннее «утро», где вновь на первый план выходит посредник-режиссер. Но теперь его работа вполне конструк­тивна. Сначала он помогает «женскому началу» восста­новить внут­реннюю структуру театра, затем уже вместе с «мужским началом» приступает к репетициям, восста­навливая и обновляя структуру спектакля.
В личном творчестве Поэта, Философа, Артиста тоже происходит чередование «дня» и «ночи». В «темные» периоды внешние прояв­ления таланта вдруг иссякают. Это озна­чает, что психи­ческая энергия находит путь в глубины психики, где «твор­ческое Я» вступает в диалог с тенями предков, пытается найти ключи к древним архетипам. Когда это удается, наступает озарение. Вечные сюжеты и живые образы «коллек­тивного бессозна­тельного» получают вопло­щение в виде символов на языке сознания.
Зрители приходят в такой театр тоже в силу внутренней потреб­ности, они - часть широкой творческой среды. Живые символы, рожденные талантом, становятся для внутренне сопри­частных ключом, позволя­ющим открыть в себе новые смыслы и запасы духовной энергии. Резонанс зрите­льного зала разрушает неви­димую стену амбиций, непониманий и обид, из которых состоит «темная сторона» жизни творче­ской среды. «Женское начало» уступает, прими­ряется с новыми смыслами, чтобы принять в себя поток энергии. Но пик творческой актив­ности пройден, занавес опущен, неви­димые барьеры постепенно восста­навливаются, превращая энергию в материю, а смыслы - в обнов­ленную структуру. Ночь вступает в свои права, чтобы подготовить наступление нового дня.
Неполиткорректный вопрос: может ли женщина быть гением? Во всяком случае, когда речь идет о мировых вершинах науки, философии, искусства, политики, прови­дение явно предпо­читает не усложнять и без того сложную задачу, выбирая мужчин на роль орудия и естест­венной жертвы мук творчества. Возможно, само провидение ассоциирует себя с женским началом? В истории и в совре­менной жизни встре­чаются исключения, но они лишь подтверждают правило: гениальность женщины проявляется в искусстве мобили­зовать мужчин на творческие подвиги. Но и здесь всегда присутствует двойственность психики, можно даже сказать психическая андро­гинность. Так же как гений-мужчина управляем женским началом, так и гениа­льной женщине требуется мобили­зация в себе мужского начала. Орлеанская Дева одевает мужские доспехи, но движет ею ярость женщины, защищающей свой дом.
Из современных примеров женской гениаль­ности можно назвать лучший теле­сериал всех времен и народов «Семна­дцать мгновений весны» - тоже, между прочим, о разведчике. Сочетание мужской творческой энергии и женского чутья позволило режиссеру выстроить множество серий и линий повест­вования так, чтобы целое созвездие актеров-мужчин смогло максимально раскрыть свой талант.
Похоже, что когда речь идет о восхождении творче­ского духа на мировые вершины, женское начало точно также сплетает единую интригу в судьбах нескольких поколений. Для максима­льной мобили­зации и надежности создается сложная канва отношений гения с женщинами, от самого рождения. Будущие непростые отношения гения с любимыми женщинами опреде­ляются его особыми отноше­ниями с матерью. А они, в свою очередь, зависят от отношений матери с ее роди­телями и так далее.
Отношения гения с женщинами могут быть самыми разными, но только не банальными. Например, профессор Кант и в этом вопросе выбирает самоогра­ничение, как многие философы и пророки до него. Поэты, как Пушкин или Высоцкий, наоборот, черпают вдохновение в разно­образии женского общества. Однако обе крайности сходятся в одной психо­логической причине: гений с самого рождения обручен с недости­жимым женским идеалом.
Есть такое выражение: «браки заключаются на небесах, но продол­жаются на земле», отражающее психологию брака в тради­ционных сообществах. Ритуалы сватовства разры­вают психоло­гическую связь с родите­льской традицией. При этом «на небесах», то есть в коллек­тивном бессозна­тельном личности становится свободным, «валентным» архетип, идеал противо­положного пола. Ритуалы свадьбы необходимы, чтобы «небеса» стали общими, идеалы сформировали прочную связь и совпали с реальным образом супруга. Но даже после такого совпа­дения нужен долгий период взаимной притирки между идеалами и реальностью.
Личность поэта или философа тоже достигает крити­ческого момента в своем развитии, когда связь с матери­нской традицией разрывается. Но при этом унаследо­ванный от матери небесный «женский идеал» прочно удерживается в плену «творческим комплексом». «Небесный брак» освящен, но не завершен, а вместо «слияния небес» открывается путь в «темные глубины» души, на поиски упорх­нувшего идеала. В общем, классический сюжет русской народной сказки про Ивана-царевича, отправившегося на поиски Васи­лисы Прекрасной в темное царство Кощея Бессмертного.
Философ или писатель-романист чаще относятся к интро­вертному типу личности, поэтому они философски относятся к отсутствию идеала в реальной жизни. Писатель находит черты идеала в разных женщинах и рисует идеа­льный образ в романе. Философ рисует карту идеального мира, в котором обитает его невидимый собеседник. Экстра­вертным, общите­льным поэтам приходится труднее. Как пушкинский Дон Гуан в классическом исполнении Высоцкого, они спешат найти свой идеал наяву, уловить его черты в разных женщинах.
Поиски идеала превращают жизнь Поэта в мистерию, которой сопричастна вся творческая среда. Причем в акмати­ческой фазе нацио­нальной истории такой творческой средой, органи­зованной в «тайные общества», становится едва ли не весь столичный бомонд. Поэтому символи­ческий «небесный брак» Поэта и Музы становится важной частью событий, ведущих к разрыву между родите­льской традицией и новыми поколениями. Во всяком случае, пушкинское «Я помню чудное мгновенье…» достигает из псковской ссылки столицы и распро­страняется в списках осенью 1825 года.
Психологический механизм «небесного брака» управ­ляет потоком психической энергии, отводя его от обыденной личности и наполняя «творческий комплекс». В активной фазе этого «темного периода» Поэт находится в плену у своего «творче­ского комплекса», но постепенно учится управ­лять им, подбирает к нему ключи. Здесь ему может помочь только культурный код, освоенный в детстве и юности. Мифоло­гические, сказочные символы имеют силу для диалога с архетипами, сторо­жащими путь к похищенному «идеалу». Наконец, все стены разрушены, ловушки пройдены, но последним барьером, который нужно разбить, является сам застывший как в «хрустальном гробу» идеальный образ.
После разрушения последнего барьера «на небесах» происходит, наконец, воссое­динение с живым идеалом. Но чтобы вывести Музу из плена, необходимы новые творческие усилия, воссоздающие вокруг «идеальной пары» внутреннюю структуру «творческого комплекса», но уже в сфере личного бессозна­тельного. При этом оба связанных идеала испытывают транс­формацию, как в сказке про Васи­лису Прекрасную - «я обернусь овечкой, а ты пастухом», «церковью и священником», «речкой и мостиком». Метамо­рфозы, испытываемые на обратном пути женским идеалом и лирическим героем, отражаются в произ­ведениях Поэта. Так, образ Татьяны в «Онегине» имеет очевидную связь с идеалом, как и изменения в отношении к нему героя. Этот же мотив примирения идеала с реальностью звучит в повести Белкина «Метель».
Наконец, наступает момент, когда внутренний идеал перестает проявлять строп­тивость и уже не против вопло­щения в образе земной женщины. С одной стороны, это подарок судьбы и источник духовной энергии, с другой - психоло­гическая зависимость и ответст­венность. Этим мягким маневром Муза вынуждает Поэта вернуться в свет, предъя­вить результаты творческого поиска обществу. Однако бли­жайшим результатом становится конфликт с творческой средой. Общество, в общем-то, привет­ствует возвра­щение Поэта. Оно даже готово высоко ценить его творчество, но по своей, старой шкале ценностей, игнорируя новые смыслы, добытые с таким трудом и риском. В этом и состоит третья, самая сложная стадия испытаний - «медными трубами». Отрекись от себя, от своих ценностей, от нового знания, от пославшего тебя будущего, и тогда тебя ждут почести или, как минимум, безбедное существование.
Галилею было легче - сам скандал с отречением стал дополни­тельной рекламой научной теории. Для ученого обнаро­дования его теории достаточно, дальше факты будут говорить сами за себя. Поэту, творящему мистерию из собственной жизни, сложнее. Сохранить в реальной жизни образ идеальной пары очень трудно, невозможно. Общество и творческая среда, в отличие от Поэта, еще не преодолели даже части указанного им пути. Поэтому им нужен не живой поэт, а его «хрустальный образ». А самому Поэту проще умереть, чтобы доказать всем и себе тоже, что его Муза - действительно идеал.
Судьбы ученых не столь драматичны. Хотя бы потому, что «творческое меньшинство» достигает определенной зрелости, когда на повестку дня выходит создание научной теории. Муза ученого так же активно побуждает его вынести на суд научной общест­венности свое творчество, но это влияние уравнове­шивается самокри­тичной функцией реаль­ности. Обнаро­дование трудов тоже приводит к конфликтам, но их тяжесть должна выдер­живать сама научная теория, а не хрупкие плечи земных воплощений Музы.
Прочная связь с реальностью для настоящего ученого так же важна, как и идеальные модели. Поэтому необхо­димая напряже­нность в отношениях с женщинами достигается в класси­ческом треуго­льнике между Музой и семьей. Ученый находит оправдание перед Музой в том, что самореа­лизация в качестве отца семейства является необхо­димым источником душевного равно­весия и творческой энергии.4 В свою очередь, служение Музе является долгом по отношению к детям, к будущему. Хотя никакие самооп­равдания не снимают напря­женности между двумя полюсами женского начала - реального и идеального, которая заставляет ученого уходить в творческий поиск, чтобы затем снова стремиться «на Итаку».
Сюжет гомеровской «Одиссеи» неплохо иллюст­рирует метания души ученого. Вряд ли это случайность, если вспомнить, что ученые как тип творческой личности появились именно в древней Греции. Но этот же вечный сюжет, описы­вающий судьбу творческой личности в поисках идеала, присутствует в самых известных романах, сказках, пьесах, фильмах. И что характерно, как выясняется, самая большая опасность поджидает героя не в момент поисков пропавшей героини, и не на обратном пути из «тени на свет», а в тот момент, когда задача вроде бы решена, ключ найден, трудности позади. Нужен еще один кризис, чтобы понять, что это только начало большой и вовсе не идеальной дороги.
Об этом кризисе и о роли в нем земного воплощения Музы есть велико­лепный финал в пьесе Горина «Тот самый Мюнхгаузен». Последняя фраза героя хорошо отражает суть конфликта между гением и творческой средой: «Я понял, в чем ваша беда. Вы слишком серьезны. Серьезное лицо - еще не признак ума, господа. Все глупости на Земле делаются именно с этим выра­жением лица. Вы улыбайтесь, господа, улыбайтесь!»
1 Новиков В.И. Высоцкий. - М., 2005, с.21
2сравним: «Поиски чего-то вечного - один из глубочайших инстинктов, толкающих людей к философии. Он, несомненно, связан с любовью к дому и желанием найти убежище от опасности». - Б.Рассел, История западной философии, М., 2004, с.72.
3См.также: А.С.Пушкин, Моцарт и Сальери.
4«Для меня важнее всего было жить нормальной жизнью в реальном мире и, таким образом, обеспечить некий противовес этому странному и чуждому внутреннему миру. Семья и работа оставались основой, к которой я всегда мог возвратиться…» -  Юнг К.Г. «Дух и жизнь», М., 1996, с.194

Продолжение...
Previous post Next post
Up