"Границы ортодоксальной теологии". Принцип 13. РамБам и Фёдоров.

Jan 13, 2006 02:23

Вера в Воскрешение в мёртвых являлась камнем преткновения не только в иудаизме. Афиняне охотно слушали Павла, но когда он дошёл до Воскрешения, ... стали насмехаться, другие же говорили, об этом мы послушаем тебя в другое время. То же и в Коране, много места посвящено клятвам, призванным убедить слушателя, что Воскрешение будет.
Поскольку как шутит Б. Камянов "Воскресенск раньше назывался Йомришонск" в Талмуде довольно много места и с большой страстью уделяется свидетельством из Торы о Воскрешении (последняя глава Санхедрин). Более того, всякий кто не верит , что Тора говорит о Воскрешении - уже теряет долю в этом Воскрешении. Причём недостаточно верить в само Воскрешение, надо непременно верить, что о нём есть в Торе. Цитату найти отнюдь не просто, вот самая убедительная: "..Я умерщвлю и Я оживлю" ( Второзаконие 32:39).
В такой ситуации Рамбам можно сказать вынужден включить Воскрешение в список догматов. В Мишнэ Тора есть по крайней мере одно упоминание Законы о Раскаянии 3:14)в списке еретиков "тот, кто не верит в воскрешение из мёртвых". Поскольку упоминание довольно скудное, уже при жизни Рамбама появилось обвинение, что он не верит в Воскрешение, в качестве самозащиты Рамбам написал "Послание о воскрешении из мёртвых".
Тем не менее, спекулятивные слухи продолжаются и по сей день, не было ли у Рамбама тайного учения , где бы не было Воскрешения? Одно обстоятельство, которое даёт почвы слухам, это описание Мира Грядущего как полностью бестелесного (там же, глава 8). Где же тогда место Воскрешения и какова его роль? Поэтому Раавад к 8:2 замечает: "слова этого человека близки к словам тех, кто говорит, что нет Воскрешения из мёртвых" (упомянутого Послания он, видимo, не видел). К счастью, Раавад не записал Рамбама в еретики, так что всё кончилось неплохо.
Осталось только объяснить, где место Воскрешению по Рамбаму. Да, воскрешение произойдёт, но воскресшие проживут ещё одну хорошую долгую жизнь и снова умрут, чтобы вернуться в бестелесный Мир Грядущий. Получается, что это событие не несёт какой-то большой роли - просто одно из великих чудес, которое совершит Всевышний, подобно описанному в книге Царств 2 13:21 и др. Такое объяснение Рамбама можно найти в книге Рамбана "Торат Адам" (цитаты есть в Маханаимовской книге "Долг живых"). В такой трактовке, Воскрешение, конечно, есть, но роль его сильно уменьшена.
В наше время, когда некоторые богачи уже велят заморозить свои тела на случай грядущего развития науки, представляет интерес учение русского философа Николая Фёдорова (1828-1903) Он работал долгие годы библиотекарем и ничего не печатал, однажды Бердяев уговорил его выступить, но и тогда в последнюю минуту отказался.
Фёдоров считал, что человечество должно сплотиться вокруг "общего дела", которое включает в себя воскрешение из мёртвых, бессмертие, покорение космоса и др. Сейчас, это не представляется так уж фантастичным. Опыты на животных, пока ещё на червях, дали увеличение жизни без потери качества в 4 раза! Достаточным оказалось удвоить один ген.
Возвращаясь к традиционному Воскрешению зададим известный вопрос. Если кто-то состоял в нескольких браках, кто будет супругом после Воскрешения? Ответ "там не женятся" Рамбам отвергает. Правильный по его мысли строго алахический ответ таков. Согласно Мишне Киддушин 1:1, женщина приобретает свободу после смерти мужа. Тем самым, после смерти мужа она не является более его женой. Ситуация не меняется и после Воскрешения. То есть, воскресшие люди не являются более супругами и вольны вступать в любой разрешённый брак, это может быть один из бывших браков, но не обязательно.
К сожалению, у меня нет ссылки, где это описано.
Далее, представим себе - вдовец женился на сестре покойной жены. После Воскрешения, по-видимому, обе сестры ему запрещены, так как нельзя жениться на сестре живой жены, даже и бывшей!
То же произойдёт и с имуществом - по смерти оно владельца оно переходит наследникам, и Воскрешение ничего не меняет.
Читатель, вероятно, думает, что это всё абстракция, но это не так. Если кого-то угораздит попасть в больнице в такое положение, что алаха будет считать его мёртвым, его последующее спасение врачами вернёт к жизни, но деньги перейдут к наследникам. Это может произойти, если отрубят голову и быстро пришьют назад и т.п. По-видимому, то же происходит и царским титулом.
Дышите глубже, Вы взволнованы! Мы кончили все догматы Рамбама!
Previous post Next post
Up