Гувер о Латвии

Oct 03, 2021 17:01




Декларация независимости Латвийской Республики.
Латвийский национальный театр,
18 ноября 1918 г.
.
Продолжение, начало здесь Отрывки из воспоминаний Герберта Гувера
.
ЛАТВИЯ
.
У новой Латвийской Республики было более тяжелое младенчество, чем у Эстонии. Через пять дней после перемирия совет ведущих латышей под руководством Карлиса Улманиса провозгласил республику в Риге. Улманис был временным президентом. Он был одной из уникальных фигур, появившихся в годы войны. Его привез в Небраску дядя, когда ему было десять лет, он получил образование в университете Среднего Запада и преподавал экономику. Незадолго до войны он вернулся в Латвию к матери и попал в армию. Вероятно, больше, чем кто-либо другой, он был ответственен за движение за независимость этих трех балтийских рас. Его преданность свободе дала направление им всем.


Ка́рлис А́угустс Ви́лхелмс У́лманис (1877-1942)
.

Его хрупкому правительству сразу же противостояли бароны, приркормленные русскими.
Из-за отказа в их поддержке он не смог преодолеть коммунистическое восстание в Риге в начале января (1919 г.), поддержанное вторжением русской большевистской армии.

Мы собирались выгрузить запасы продовольствия, когда Улманис и его правительство были вынуждены отступить в подполье. Позже (2 апреля) он собрал свое правительство и основал свою штаб-квартиру в Либаве. Затем он снова обратился ко мне с призывом остановить голод.

Через полковника Гроува я послал майора Фрэнка Росса и капитана Джона Б. Холлистера из нашего штаба в Варшаве. Мы заказали в Либау груз, который прибыл 9 апреля под командованием майора Дюбуа Брукингса и лейтенанта Джорджа П. Харрингтона. Через неделю у них уже были кухни, и они накормили около 20 000 наиболее пострадавших людей.

Но в конце той недели восстание баронов, возглавляемое крупными землевладельцами и тайно поддержанное армией фон дер Гольца, захватило Либаву. Действия фон дер Гольца были частью общего заговора с целью установления контроля над всеми тремя странами Балтии под руководством барона фон Стрика. Улманису снова пришлось бежать, на этот раз в Швецию.

Поэтому наши люди приостановили раздачу еды на несколько дней, чтобы посмотреть, что будет дальше. 20 апреля появилась эскадра эсминцев союзников, и фон дер Гольц издал прокламацию, в которой объявил, что не имеет никакого отношения к свержению правительства Латвии; после чего наши люди возобновили распределение продовольствия.



Улманис снова начал действовать. Положение в Либаве было неустойчивым и неопределенным, армия фон дер Гольца получала и теряла контроль. Тем временем я получал самые ужасные отчеты о поведении коммунистического правительства в Риге. 7 мая я отправил меморандум в адрес «Большой четверки»:

«Ситуация в Риге превратилась в очень печальную. Из сведений, полученных из разных кругов, следует, что неспособность большевистского правительства обеспечить продуктами питания вызвала народный бунт, правительство было вынуждено вывести свою армию из города, что привело к полной анархии и массовым убийствам.

Оказывается, большое количество женщин и детей, так называемых «буржуа», были перевезены на остров в бухте и медленно голодали под большой охраной женщин-гарпий.

Мы пытаемся организовать доставку еды на корабль, но сразу возникает вопрос о какой-либо форме охраны, с помощью которой еда могла бы быть выгружена и распределена. Кажется почти невозможным представить себе торговое судно без военно-морского сопровождения и обеспечить что-либо вроде разумного распределения без какой-либо военной защиты».

Моя информация была неверной относительно вывода русской коммунистической армии из Риги. Они все еще действовали, делая все, что в их силах.

Поскольку после этого обращения ничего не вышло,  я обратился 9-го числа с более срочным письмом к г-ну Вильсону, где  подробно изложил суть и просил о морской защите наших кораблей и портовых городов.

Мистер Уилсон ответил:

Париж, 21 мая 1919 г.

Мой дорогой Гувер:

Я с глубоким интересом и озабоченностью прочитал ваше письмо от девятого мая о ситуации в Прибалтике, а вчера имел возможность прочитать его другим членам «Совета четырех». Г-н Ллойд Джордж предложил мне попросить вас провести конференцию с адмиралом Хоупом или с кем-либо еще, кто представляет здесь британское адмиралтейство, чтобы выяснить, возможно ли с военно-морской точки зрения выполнить предложенную вами программу.
Если программа будет принята, я полагаю, что британский флот ее обязательно выполнит,  мы были бы очень признательны за меморандум от вас по результатам вашей конференции с британским адмиралтейством.
Сердечно и искренне Ваш,
ВУДРО ВИЛЬСОН.

На заседании Совета министров иностранных дел 13 мая они назначили комитет, включив туда и меня, для вынесения рекомендации. Мы доложили об этом незамедлительно, но военные, похоже, думали, что на организацию  потребуются недели.

Ввиду того, что происходило в Риге, это было медленнее, чем я мог вынести. В отчаянии я послал телеграмму генералу фон дер Гольцу, чья обязанность по перемирию заключалась в поддержании порядка в этом районе, с просьбой занять Ригу. Получив его согласие, я приказал нашим людям приготовить продовольствие для  немедленной доставки в город.

21 мая майор Брукингс загрузил поезд из 40 вагонов в Либау и отправился в Ригу под командованием лейтенанта Харрингтона вслед за армией фон дер Гольца. Поезд прибыл в точку в десяти милях от города. Кроме того, рельсы были уничтожены. Фон дер Гольц при поддержке оборванной латышской армии быстро продвинулся и 22 мая занял часть города .

Тем временем я приказал одному из наших кораблей прибыть в Ригу, и адмирал Бенсон послал эсминец для его защиты. Лейтенант Харрингтон, как настоящий американец, направил своих солдат для набора рабочей силы и ремонта дороги, в то время как сам отправился в Ригу, и 24-го числа, с помощью повозок и ручных тележек, смог доставить в город немного еды  .
Один из сержантов лейтенанта Харрингтона рассказал мне историю, которой Америка должна гордиться.

Когда Харрингтон прибыл в Ригу, бои в пригородах между фон дер Гольцем и коммунистами все еще продолжались. На улицах было много погибших от голода и битв. Харрингтон не знал, как справиться с ситуацией. Он спросил, существует ли американское консульство. Оно там было. Он послал на его поиски сержанта, который обнаружил небольшой американский флаг, прибитый к двери, и машинописное уведомление на латышском и энергичном английском, предупреждающее всех желающих держаться подальше - подписанное «исполняющим обязанности консула Соединенных Штатов Америки».

Сержанту было трудно кого-нибудь найти, но, наконец, в щель выглянула девушка, и увидев американскую форму, распахнула дверь настежь - и заплакала. Она была стенографисткой, американка латышского происхождения, последняя кто остался на корабле, когда годом ранее был отозван Консул в виду немецкой оккупации. Она быстро взяла себя в руки, когда ей сказали, что  есть поезд с едой на окраине города и онужно найти кого-нибудь во власти. Она знала, кого найти, и справилась с этим, как если бы сама была матерью самой Риги. Она была очень худая и голодная и сержант позаботился о ней.

Через три дня после прибытия Харрингтона наш корабль Lake Mary при всеобщем ликовании прибыл в Ригу. К этому времени, однако, Харрингтон кормил раз в день обедом из своих скудных запасов до 200 000 человек.

История коммунистических действий в Риге с января по май 1919 года никогда не была адекватно рассказана на английском языке. Латвийская Советская Республика была создана в основном при латышских и финских коммунистах.

Были открыты тюрьмы, и рижское отребье - когда-то в Риге было около миллиона человек - было выпущено на свободу. Вместе с коммунистами они грабили каждый магазин, каждый дом. Люди остались без еды, разве что по непомерным ценам от коммунистов. Были разграблены банки и общественные учреждения. Буквально сотни ни в чем не повинных людей ежедневно казнились без суда и следствия в садистских кровавых оргиях, равных которым мир не знал.

Священнослужителей, врачей, учителей, молодых девушек сажали в тюрьмы и расстреливали пулеметами. За несколько дней было казнено до 1000 человек. Смертей от голода и других причин было так много, что гробов не хватало, а тела сотнями бросали в окопы.

Но вскоре нам предстояло испытать другую неприятность. Немецкий полковник, назначенный фон дер Гольцем во главе города, создал военный суд, состоящий в основном из прикормленных баронов, для поиска и судебного разбирательства виновных в убийствах и казнях при красном режиме...

Моментально  Белый Террор сменил Красный Террор с новым раундом казней. Наши люди не только протестовали, но и просили меня заявить протест

Я не имел особых полномочий в этом вопросе, но отправил телеграмму полковнику Груму:

. . . Только немцы несут ответственность за этот белый террор, пришедший на смену красному террору в данном конкретном случае. ... Как только вы доберетесь до Ревеля, встретитесь с различными военными командирами, сообщите им мои взгляды и получите от них твердую уверенность в том, что инциденты в Риге больше не повторятся. Скажите им прямо, что я дал вам указание следить за тем, чтобы эти незаконные и бесчеловечные действия не происходили. . . . Американский народ ни на мгновение не поддержит любое движение, которое поддерживает такие действия. Покажите эту телеграмму адмиралу Коуэну и генералу Гофу.
Гувер

Немцы сводили казни в основном к доказанным преступникам.

Улманис вернулся в Ригу, и так как за ним стояло снабжение продовольствием, снова сформировал Временное правительство.

Но между баронами и латышами завязалась еще одна драка, продолжавшаяся месяц.

Полковник Грум и лейтенант Харрингтон сыграли выдающуюся роль в заключении перемирия и объединении различных элементов во временную коалицию под руководством Улманиса против коммунистов.



John Charles Groome ( 1862 -  1930),

В конце концов, когда Улманис собрал свой законодательный орган, и тот превзошел Эстонию по количеству партий, хотя в Эстонии было шестнадцать различных политических партий - но Ульманис, каким-то образом, с этим справился .

28 июня, в день подписания мира в Версале, жители Риги, Либавы и других городов тысячами приходили со своими детьми  парадом к офисам нашей организации, с цветами,  оркестрами, играющими «Янки Дудл» - их вариант нашего национального гимна,  они также приносили  благодарные слезы и молитвы.

Миссия союзников под командованием британских и французских офицеров, назначенных из Парижа, прибыла через месяц после освобождения Риги. Однако перед тем, как эта демонстрационная мощь прибыла на место в полном составе, мы накормили взрослых и вдобавок организовали бесплатное кормление 50 000 истощенных детей под руководством капитана Томаса Дж. Орбисона и при сотрудничестве латвийских женщин.Это оказало исцеление не только телу, но и духу.

Далее:   Дополнение - эффективный фашист

.

Читая Гувера, Гувер(Герберт), 1919

Previous post Next post
Up