Библиотека интерьерная

Sep 30, 2017 11:02


Мне несказанно повезло побывать в одном интересном здании. Это Национальная библиотека республики Татарстан, объект культурного наследия федерального значения[1]. Ларчик с драгоценностями или «торт со взбитыми сливками», как его ранее называли казанцы: неоготический и неомавританский стили, рококо, китайский и французский - и всё это под одной крышей. Пока готовила материал, наткнулась на интересные факты о доме и о его жителях. Оказывается, копаться в истории и архивных фотографиях очень увлекательно. Приглашаю вас на обзорную экскурсию!



Да-да, это библиотека!

[1] Указ Президента РФ 176 от 20 февраля 1995.



Хозяева

Библиотека находится в бывшем особняке Зинаиды Николаевны Ушковой. Это был подарок на свадьбу от её жениха Алексея Константиновича.

Алексей Константинович - выходец из очень богатой семьи: его дед владел самой крупной чаеторговой фирмой в Российской империи, а отец - химическими предприятиями. На принадлежавшем ему и его брату Кокшанском химическом заводе производили хромпик (применяется при производстве красителей, дублении кож и овчин, используется в качестве окислителя в спичечной промышленности, пиротехнике, фотографии, живописи), а также кислотоупорную керамику, медный и железный купорос. Отец Зинаиды Николаевны - Николай Фёдорович Высоцкий[1] - был профессором хирургической патологии Казанского университета. Алексей Константинович познакомился с Зинаидой Николаевной, когда учился в том же университете.

Брак длился три года, а во второй раз Ушков женился на прима-балерине Большого театра Александре Михайловне Балашовой. Любопытный факт: московский дом, в котором жили супруги (а впоследствии - Сергей Есенин с Айседорой Дункан), на Пречистенке, 20 - спроектировал тот же архитектор, что и дом Ушковой - Карл Людвигович Мюфке. В одном из соседних домов поселилась Зинаида Николаевна. Высокие отношения.

[1] Л. Жаржевский Национальная библиотека: дом для молодой женыhttps://inkazan.ru/news/society/13-09-2010/natsionalnaya-biblioteka-dom-dlya-molodoy-zheny

Архитектор

Дом, который жених подарил невесте на свадьбу, был построен в 1908 году по проекту архитектора Карла Людвиговича Мюфке. На заработанные при строительстве деньги он построил собственный дом в Казани.



Дом самого Мюфке, построенный на заработанные при строительстве дома Ушковой, хуже сохранился.

Этот архитектор известен жителям города и другими зданиями: Художественной школой у сквера Льва Толстого, Государственным музеем изобразительных искусств и реконструкцией Казанского университета; также Мюфке спроектировал ансамбль Саратовского университета и вышеупомянутый дом в Москве.



Дом на Пречистенке, Москва



Государственный музей изобразительных искусств, Казань.



Художественная школа, Казань. Дореволюционная открытка

Определить его творчество можно словом «модерн» - вы скоро поймёте, почему.

Арендаторы и владельцы

Планировка здания выполнена по анфиладной системе: сдававшиеся в аренду жилые комнаты на втором этаже связаны друг с другом сквозной перспективой. Хозяйственные помещения шли вдоль парадной анфилады, что позволяло прислуге попасть сразу в нужную комнату господ. На первом этаже располагались сквозные торговые залы магазинов, также отделённые коридорами от подсобных помещений.

Во флигеле дома жил физик-экспериментатор Евгений Константинович Завойский (он открыл явление «электронного парамагнитного резонанса»).

После Октябрьской революции дом Ушковых был конфискован. Помещения успели превратить в коммуналку; и пролетарии, которые там поселились, забили канализацию картофельными очистками, разбили чугунный унитаз, выбили витражные стекла; они топили дом паркетом и справляли нужду в фарфоровые китайские вазы и зеленый камин.

В 1919 году - благодаря вмешательству Надежды Константиновны Крупской - дом был передан Центральной губернской библиотеке (сегодня это Национальная библиотека Республики Татарстан).

Посетители

Особняк сохранился в первозданном виде. Благодаря располагающейся в нём библиотеке уцелело большинство комнат и декоративных элементов.

Посетители библиотеки попадают в вестибюль с парадной лестницей в стиле шинуазри, то есть «под китайщину». Стены драпированы шёлковыми панно с деревянными вставками под бамбук, деревянные элементы лестницы из китайского мрамора вырезаны из сакуры и тамариска, на полу - инкрустация в виде цветов ириса, витражи изготовлены в мастерской Шарля Шампиньоля, медные драконы и скульптура воина отлиты в Китае, резные двери покрыты защитным лаком с металлическим напылением.







Все витражи разные









Резная дверь









Лестница ведёт в парадный Наполеоновский зал, выполненный в стиле ампир. Сейчас здесь располагается читальный зал. Потолок украшен коронами, наполеоновскими вензелями с литерой «N» и военной атрибутикой (щитами и мечами, орлами и конями, крылатыми львами и изображениями Горгоны). Из читального зала можно попасть в Зимний сад-Грот или в Курительную для мужчин.





Зимний сад стилизован под грот со сталактитами. Здесь есть небольшой фонтан: свет с улицы отражался от крошечных зеркал, спрятанных за густой растительностью вьющихся растений на стенах комнаты, и над фонтаном появлялась радуга.  В этом зале устраивались поэтические вечера и домашние концерты (хорошая акустика), здесь «для своих» пел Фёдор Иванович Шаляпин.



Грот



Окна сохранились, заменили только стёкла



Здесь прохладно

***

Шаляпин, будучи женатым на балерине Иоле Торнаги, с 1906 года  жил с Марией Валентиновной Петцольд-Елухен (или «Элоухен» - в девичестве; Петцольд - фамилия первого мужа) - расписались они лишь в 1927 году, когда Иола наконец согласилась на развод. На сестре Марии Валентиновны - Терезе Валентиновне Елухен - женился отец Алексея Константиновича Ушкова (Константин Капитонович - тот самый владелец химических предприятий). Сплошная Санта-Барбара. Их дочь Елена часто гостила в петербургской квартире Шаляпиных - на Пермской улице, д. 2, кв. 3, на Петроградской стороне. Сегодня там располагается мемориальный музей-квартира Шаляпина. Также в этой квартире - после продажи Ушковыми казанского особняка в 1916 году - поступила экономкой горничная Зинаиды Николаевны Ушковой Полина Хвостова. Сам Фёдор Иванович Шаляпин общался с Ушковыми: со своей второй семьёй гостил в Форосе, в крымском имении брата Алексея Ушкова Григория[1].

[1]И. Б. Чижова Первая любовь Ф. И. Шаляпина // Журнал «Казань», № 5-6, 2003.



Дом Ушковых в Форосе, где часто гостил Шаляпин

Курительная выполнена в неомавританском стиле (то есть с элементами испанской, португальской, мавританской и исламской архитектуры): у Алексея Константиновича, хозяина дома, были друзья татарской национальности. От первоначального убранства комнаты (декорированной ятаганами, саблями и кинжалами) не сохранились только двери с арабскими письменами: «Нет Бога, кроме Аллаха…». Сейчас здесь отдел абонементов и отдел выставок.



Сохранились лишь двери

Курительная ведёт в любопытное помещение - комнатку в эркере, также выполненной в неомавританском стиле. Снаружи эркер напоминает главку православного собора, а внутри - исламский минарет. Ориентированный на восток, эркер был приспособлен для совершения намаза. Решётки балкона ковали в Санкт-Петербурге. Здесь размещается архив.



Свод эркера



Решётку выковали в Петербурге, на заводе Сан-Галли

Стены бывшей неоготической столовой обшиты панелями из морёного дуба - материала, на создание которого природа тратит тысячи лет. Интересный факт: стены сохранились именно благодаря книгам, поддерживающим необходимую температуру и влажность воздуха. Потолок разрезан кессонами (геометричными углублениями, напоминающими вафельные формочки). Оркестровый балкончик сейчас перекрыт каталожными ящиками.







Всё это сохранилось благодаря температуре и влажности, поддерживаемым книгами





Розовая гостиная, бывшая комната Зинаиды Ушковой, оформлена в стиле рококо - с завитушками и цветами, птицами и ангелочками.





Буквально девчачья комната: всё розовое и воздушное



В Зелёной гостиной и кабинете Алексея Константиновича Ушкова сохранились камины из итальянского мрамора с головами Медузы Горгоны. Камины в гостиной украшены венецианскими зеркалами (так как помещение заставлено книжными стеллажами, отражение одного камина в другом видно только с определённого ракурса), в кабинете - подсвечниками и бронзовым зубром. Решётку камина выковали на чугунолитейном заводе Сан-Галли в Санкт-Петербурге (петербуржцам эта фамилия знакома, например, по решёткам Троицкого моста).





Два зеркала одновременно можно видеть только с определённого ракурса. Обратное отражение затруднено





Потолок в кабинете Алексея Константиновича



Фотография размыта, но в эллипсе - эмблема завода Сан-Галли, Петербург



Обратите внимание: лестница для прислуги (напомню, что благодаря анфиладной системе планировки хозяйственные помещения были вынесены за пределы господских комнат) тоже была красиво оформлена.



Здесь наша экскурсия заканчивается.





Современники

Я благодарна человеку, приведшему меня в это уникальное место в мой день рождения.

Я благодарна авторам путеводителя по Казани, рассказавшим о Национальной библиотеке РТ в особняке Ушковой.

Я благодарна людям, которые поддерживают памятники архитектуры в их первозданном виде и занимаются воссозданием истории.

Электронные ресурсы:

http://kazan-journal.ru/pages/item/470-nezrimyiy-muzey-velikogo-artista

http://www.krimoved-library.ru/books/firsov-foros19.html

http://www.krimoved-library.ru/books/firsov-foros11.html

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D0%BC_%D0%A3%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9

http://rustik68.narod.ru/kazan/karl_mufke_yorty.html

https://bellezza-storia.livejournal.com/72908.html

республика Татарстан, двери, архитектура, комната, Казань, документальное, пространство комнаты, лестницы, пространство, путешествие, подарок, окна, прогулка, культура, книги, библиотека, впечатления, #ятестируюновыйредактор

Previous post Next post
Up