Наблюдать и следовать за ребеноком

Apr 01, 2016 10:10

Повторю информацию из прошлого поста - я посетила семинар "Введение в Монтессори педагогику" с тренером Каролиной Гомез. Здесь будет то, что я услышала на семинаре и мое осмысление этого.
Начну с одной из двух общих и поразивших меня вещей. Каролина рассказывала, что однажды, на закате жизни самой Марии Монтессори ее спросили, в чем суть того метода, который она создала, если описать его в двух словах. Мария ответила, что не создавала никакого метода и суть ее педагогики в том чтобы Наблюдать и Следовать за Ребенком.
Это все. И если осознать эту простую фразу, не нужно будет долгих споров о том, вредна или полезна монтессори педагогика. Налюдать за каждым конкретным ребенком и удовлетворять его индивидуальные потребности. Очень просто и очень естесственно.



Монтессори призывает наблюдать и не вмешиваться в деятельность ребенка (надеюсь, не стоит отдельно оговаривать, что по-настоящему опасную деятельность надо останавливать). Каролина показала видео - там семимесячный ребенок сидел на столе, а вокруг стола сидело большое количество мамок-нянек-бабушек - расширенная итальянская семья, я так поняла. В руки ребенку попал кусок шерстяной нитки для вязания. Девочка крутила эту нитку по-всякому, растягивала, наматывала на кулачки, тянула - в общем производила движения, характерные для своего возраста. Каролина сказала, что у всех взрослых возник импульс - тут же вмешаться: или показать, что можно с этой ниткой делать, или забрать или еще что-то. Она попросила всех не вмешиваться, а просто понаблюдать. В итоге, семимесячная девочка была увлечена этой ниткой 30 минут (первые десять мы следили за этим по видео). Каролина говорит, что никто не знает, почему ребенок заинтересовался этой ниткой, почему он производил именно те движения. Но тридцать минут интереса говорят о том, что ему это зачем-то нужно. Вся деятельность ребенка до 6 лет направлена на осваивание различных навыков. Ребенок не делает ничего лишнего. Все виды деятельности ребенка до 6 лет - это развитие точности движений и баланса. И еще языка.
Короче, основа Монтессори - это наблюдение.
1.Мы наблюдаем.
2. Анализируем.
3. Реагируем.
Наша реакция - не мгновенна после скорополительного анализа, следующего за наблюдением. Реагирование в основном происходит через изменение среды, в которой находится ребенок. Иногда надо подумать подольше. Записать наблюдение, проанализировать его (в анализе учитывается возраст ребенка, его физическое состояние (может он, например, голодный) и другое). После анализа надо решить, что я в связи с этим сделаю.
Короче, наблюдать, наблюдать и наблюдать. Самая сложная часть наблюдения - быть объективным.
И не нужно выносить суждений.
В этом наблюдении много дзена. Позволить событиям происходить - очень редко под силу традиционно воспитанным педагогам и родителям. Но лично мне этот дзен уже позволил более спокойно смотреть, на то, как Леона решила помыть туалетный ершик. Я умом вроде понимаю, что он достаточно чистый, что я регулярно его мою, но раньше бы я брезгливо отняла бы его у Леоны из рук. А понаблюдав, я увидела что останавливать полезную деятельность совершенно ни к чему. Она спокойно помыла и удовлетворенно поставила чистый обратно в туалет. Ей это зачем-то было надо и ей было интересно это сделать, и она получила удовлетворение от сделанного. Мне показалось это более важно, чем теоретические бактерии. Тем более она потом хорошо помыла руки. А если уж меня так беспокоят бактерии - то я просто понаблюдав, что ее интересует ершик, должна изменить среду - хорошо его помыть, содержать в чистоте и успокоиться. Вот, кароче, это мое осмысление наблюдения. Понаблюдала, проанализировала, решила изменить среду. Не самый удачный, наверное, пример, но первое, что в голову пришло.
Вот еще красивое и точное: объективное наблюдение ведет за собой эффективное вмешательство. А повысить объективность наблюдения можно разными способами. Очень хорошо работает находится в тишине. И в настоящем моменте. Или увидеть ситуацию не из себя, а сверху. Как будто вы смотрите сверху на все - и на себя в том числе. Можно смотреть на целое, потом на части, потом опять на целое, тогда мы становимся единым со всем и с наблюдаемым в том числе. Короче, дальше сплошнейший дзен. И внутренняя тишина.

каролина гомез, воспитание, монтессори, carolina gomes del vale, мое монтессори

Previous post Next post
Up