Все-таки четкая дикция у хора или у чтеца сама по себе не имеет никакого смысла. Пустышка. Только личное участие в том, что ты говоришь*. (И это ой как трудно.)
Если мы это принимаем, то, значит, главная роль регента - создавать пространство для этого личного действия каждого хориста. У нас же регенты в 99% случаев заняты чем угодно: уложиться в отведенное время, собрать хор как целое (по ритму, тембру и т.д.), только не главной, литургической задачей.
И еще. Не знаю, можно ли все это рассказать простыми словами. Шмеман не всем доступен и надо уметь говорить о Литургии как-то по-другому.
upd. Про личное участие нужно, наверное, пояснить. Вот два замечательных наблюдения Иоанна Лествичника:
Предстояние на молитве по-видимому одно, но в самом деле имеет в себе многое различие и разные степени. Одни приступают к Богу, как к другу, а вместе и Владыке
своему, и приносят Ему песнь и молитву уже не за себя, а в заступление ближних. Другие ищут духовного богатства, славы и большего дерзновения. Иные умоляют Бога избавить их совершенно от их соперника. Другие испрашивают некоторого достоинства. Иные умоляют о совершенном прощении долгов. Некоторые просят освобождения из темницы, а другие, наконец, разрешения грехов.
...Если ты предстоял когда-нибудь перед земным судиею, как обвиненный, то не нужно тебе искать другого образа для предстояния на молитве. Если же ты сам не предстоял на суде, и не видал других истязаемых, то, по крайней мере научайся молиться из примера больных, как они умоляют врача о пощаде, когда он приготовился резать или жечь их тело.