Sep 24, 2015 23:32
В чем должно состоять подлинное, а не декларируемое духовное возрождение?
По-видимому, в преодолении того, что протоиерей Александр Шмеман называл "какое-то "бабье" благочестие, пропитанное "умилением" и "суеверием" и потому абсолютно непромокаемое никакой культуре. Стихийная сила этого благочестия, которым можно жить, как чем-то совершенно самодовлеющим, вне какого бы то ни было отношения ко Христу и к Евангелию, к миру, к жизни… Тут все слова "жижеют", наполняются какой-то водою, перестают что-либо означать. Это "благочестие" и есть то, что вернуло христианству "языческое" измерение, растворило в религиозной чувственности. Оно и Христа мерит собою, делает Его - символом самого себя…"
(Протоиерей Александр Шмеман. Из Дневников).
upd. То, о чем написал отец Александр, это не какая-то отдельная частная проблема, это определенный вектор духовной жизни. Здесь лежат истоки того, что называют психологизм в религии, когда все: и богослужение, и аскетика, и молитва рассматривается преимущественно в плоскости настроений, субъективных переживаний. Например, говорят, что нужно преодолевать раздражительность, но при этом акцент смещается с дел - что я сделал или не сделал своим ближним - на мое субъективное внутреннее состояние. Или: молитва в храме трактуется как моя личная молитва, а не как общее дело (leitourgia). Гордость и смирение понимаются как независимость и покорность. И т.д. - список можно продолжить.
духовная жизнь,
Шмеман