MIG M100 Tako Georgia

Aug 14, 2015 14:17



            А знаете ли вы что в  сезоне 1993 года на знаменитой гонке «24 часа Ле Мана» принимал участие автомобиль из Грузии с необычным названием «MIG M100 Tako Georgia»?Когда это стало известно мне, я при поддержке друга и коллеги по увлечению на протяжении многих лет,  искал и сопоставлял информацию, которая буквально по крупинкам попадалась в разных источниках, на форумах  Италии, Франции, Испании, Соединенных Штатов. Но чем больше мы узнавали, тем больше новых вопросов возникало, на которые становилось все сложнее и сложнее найти однозначные  ответы.  В этом метериале излагается новая  версия, которая, как мне кажется, наиболее правдоподобно описывает события тех лет, но если у кого-то из коллег появится желание ее дополнить или исправить, основываясь на более точных фактах, я буду очень этому рад.
                Инициатором проекта создания нового супер автомобиля «Моnte Саrlo Сеntenaire» был итальянский гонщик Фульвио Мария Баллабио(Fulvio Maria Ballabio).


Фульвио родился в 1954 году в Милане и с детства был увлечен спортивными автомобилями. В 1983 году он выступал в гонках «Формулы-2», затем в 1986 году перешел в «Формулу 3000», а с 1987 по 1989 год участвовал в  гонках американской серии «CART», выступая сначала за команду «Dick Simon Racing», а затем за «Dale Coyne Racing».  Участвуя в различных состязаниях, его не покидала мысль создать собственный автомобиль. В 1983 году он к этому приступил. Основным помощником Фульвио был его старший брат - бизнесмен Джузеппе (Giuseppe) , благодаря усилиям которого семейный проект Фульвио получил  необходимое финансирование. Оба брата являются подданными княжества Монако, поэтому они решили привлечь внимание к своему детищу со стороны принца Альбера - огромного поклонника техники и принцессы Стефании. Именно поэтому компания, расположенная в промышленной части княжества Монако  - Фонвьей (Fontvieille), созданная для выпуска нового автомобиля была названа «Monte Carlo Automobile», а самому автомобилю дали название «Сеntenaire» - с французского «Столетие», приурочивая его выпуск к 1990 году - году  когда должно было праздноваться столетие  «Королевского Автомобильного клуба Монако», именно он, кстати, и организует ралли «Монте-Карло» и «Гран-при «Формулы-1» на территории княжества.





Около 5 лет ушло у братьев на создание шасси, впервые в дорожной версии автомобиля применили такие материалы как карбон и кевлар, ранее  в основном использовавшиеся при постройке военных самолетов, разработке космических модулей и для создания большого количества конструкций болидов «Формулы -1».



Помимо новых материалов в новом автомобиле нашли применение технологии создания подвески, стандарты к организации безопасности, типичные для  «Формулы -1».  Решая вопрос с конструкцией двигателя, Баллабио понимал, что к назначенной дате он не успеет создать что-то свое и оригинальное, поэтому он обратился за помощью в компанию «Lamborghini», президент которой - Эмиль Новаро (Emile Novaro) разрешил использовать двенадцати цилиндровый двигатель объемом 5 литров и мощностью около 460 л.с. от модели «Countach». Поговаривают, что Фульвио не дождался двигателя с завода (возможно из-за финансовых проблем) и на первый прототип был установлен двигатель с его личной  «Lamborghini Countach».   Двигатель расположили в задней части по центру, что позволило получить оптимальное распределение массы, сосредоточенной в центре автомобиля.  В качестве коробки передач использовали 5 ступенчатую механическую.



К дизайну кузова и шасси «Моnte Саrlo Сеntenaire»  приложил руку дизайнер Гульельмо Белази (Guglielmo Bellasi), имевший опыт в проектировании  болидов Формулы-1 в разное время работавший с командами «Renault», «Ligier», «Osella», «Alfa Romeo» . В результате кузов, выполненный из углепластика,  несколько походил на «Lamborghini Diablo», но отличался округлыми несколько даже пышными линиями и имел достаточно неплохие аэродинамические показатели. Фульвио Баллабио сам испытывал автомобиль на трассе.
                     25 мая 1990 года во время торжеств автомобиль был представлен публике и прессе в престижном отеле «Hotel de Paris» и получил множество восторженных оценок, в том числе и от князя Ренье III - правителя Монако и  отца Стефании и Альбера. Князь был горд, что в его государстве начнут производить супер автомобили.  Довольный Баллабио не упустил шанса поделиться со всеми своими поистине грандиозными планами. Он и компания планировали выпустить всего 100 автомобилей «Моnte Саrlo Сеntenaire» стоимостью от 500 тысяч долларов,  сборка ручная и абсолютно индивидуальная (монокок  как и многое другое подгонялся под конкретного владельца), планировалось наладить производство собственных двигателей, для оснащения как собственных автомобилей, так и для продажи другим автомобильным компаниям. Слышались мнения, что при таком подходе Баллабио вскоре сможет организовать собственную команду «Формулы-1», благо компания  «Monte Carlo Automobile» уже имела собственное спортивное подразделение «Monte Carlo Motorsport», сотрудничавшее с известными гонщиками Клеем Регаццони (Clay Regazzoni), Анри Пескароло (Henri Pescarolo), Бруно Джакомелли (Bruno Giacomelli), Артуро Мерцарио(Arturo Merzario) и Эмилио де Вилота (Emilio de Vilota). В общем все выглядело многообещающе.
              Праздники отгремели, необходимо было продолжать работу. Но как раз с этим начались проблемы.  Вместо заявленного ранее количества автомобилей удалось собрать всего пять, окрашенных один в черный цвет, один в красный, один в белый и два в синий. Один из произведенных автомобилей приобрел князь Ренье III. В 1992 году появилась вторая версия супер автомобиля, названая «Monte Carlo Centenaire GTB» - купе с кузовом от ателье «Castagna». В модели GTB уже использовали двигатель «Lamborghini» Bi-Turbo,  для чего пригасили инженера Карло Кити (Carlo Chiti), владельца фабрики двигателей «Motori Moderni», имеющего огромный опыт в создании двигателей,  для автомобилей «Формулы-1». Карло работал с самим Энцо Феррари и занимал в течении многих лет должность технического директора гоночного отдела «Alfa Romeo». Не смотря на столь серьезный послужной список, Кити в 90-ые годы не блистал новыми идеями. Его двигатель созданный совместно с «Subaru» команда «Minardi» отклонила, и не смотря на то что его установили позже на болид  другой команды « Subaru&Coloni», в гонках себя проявил очень и очень плохо.  Видимо поэтому, Кити для начала решил усовершенствовать двигатель «Lamborghini», уже имевшийся в распоряжении   Фульвио Баллабио. Он оснастил его двумя турбокомпрессорами, тем самым повысив мощность до 720 л.с., что позволяло автомобилю достигать скорости в  350 км/ч. Это была значительная прибавка в мощности, например самый быстрый автомобиль «Ferrari F40» обладал мощностью в 478 л.с. В том же 1992 году в единственном экземпляре удалось собрать третью модификацию  «Monte Carlo Вeau Rivage», названную в честь знаменитого отеля в Монте-Карло.



В отличии от   «Monte Carlo Centenaire GTB» у «Вeau Rivage» отсутствовало заднее анти крыло и  снималась часть жесткой крыши. И вот тут начинается самое интересное!
                В связи с финансовыми трудностями  Баллабио выставил на продажу авторские права на проект  «Monte Carlo Centenaire».  Не смотря на некоторый скепсис со стороны бизнес элиты Монако, покупатель нашелся.  Им по первой версии стал грузинский предприниматель  Александр Марианашвили (встречается также Александр Мингрелия), а по второй версии права приобрел предприниматель грузинского происхождения, постоянно проживающий в Монако.  Автомобиль переименовали, и теперь он стал называться «MIG Tako M 100». Я нашел два варианта расшифровки названия «MIG»:  «Марианашвили и Грузия» и «Мингрелия и Грузия». Также в прессу просочилась информация, что  Фульвио Баллабио в 1993 году заключил, совместно с  новым партнером, договор с оборонным заводом в Тбилиси, где действительно в советские времена производились части для истребителей "МИГ". И под брендом вновь образованной компании «Georgia Automotive Mig Tako» на площадях оборонного предприятия  планировалось  начать производство переименованных из «Monte Саrlo» в «MIG» супер автомобилей, а также наладить выпуск карбоновых комплектующих для всех желающих в том числе и для команд «Формулы-1».



Давайте разберемся с этими версиями.
Первая версия: права были приобретены предпринимателем из Грузии.  Грузия обрела независимость, выйдя из состава СССР 9 апреля 1991 года. Предприниматель, сумевший достаточно быстро,  в не сырьевом государстве, за два года заработать, и  вложить крупную сумму (а это минимум 1-2 миллиона долларов) в столь сомнительный проект был очень скоромен, и достаточно умело скрыл свое участие. Ни в одном доступном источнике не указывается, благодаря чему он создал свой капитал и какие финансовые силы представлял. Фото также отсутствует. Поиски по указанным выше фамилиям в разрезе Александр Мингрелия не дали ничего определенного, в разрезе Александр Марианашвили результат оказался более удачен и позволил сделать заключение: Марианашвили не предприниматель, остального коснемся чуть позже.  Если внимательно рассматривать спонсорские наклейки на  «MIG Tako M 100», мы увидим по крайней мере одну Тбилисскую компанию: «Банк Имеди», но и среди его создателей нет ни  Марианашвили, ни Мингрелия. Мне кажется покупка проекта  «Monte Carlo Centenaire» одним из грузинских предпринимателей мало вероятна и вот почему. Согласно второй версии покупателем мог быть предприниматель грузинского происхождения, постоянно проживающий в Монако.  В 1991 году в ряде изданий появляются заметки посвященные тому, что с обретением Грузии независимости, ею стали интересоваться потомки старинных грузинских фамилий. Среди них были и потомки известной старинной грузинской фамилии Дадиани (состояли в родстве с Грибоедовым и даже Наполеоном Бонапартом!), постоянно проживающие в княжестве Монако.  Члены семьи Дадиани, просили правительство Грузии предоставить им грузинское гражданство, в качестве второго, оно позволяло бы им без лишних формальностей посещать родину предков. И возможно, дабы прославить свою историческую родину, кто-то из Дадиани решил вложить немалые средства в автомобильный проект. Многие спросят меня причем здесь тогда Дадиани и Мингрелия встречающаяся в первой части названия  одной из расшифровок имени нового автомобиля «MIG»? Вот тут как раз противоречий нет, так как Мингрелия ( встречаются названия и Менгрелия, Мегрелия, Мегрельское княжество) издревле была вотчиной князей Дадиани, с 1857 года вошедшая в состав Кутаисской губернии, и позже ставшая частью Грузии! Таким названием любой потомок Дадиани мог прославить свою историческую родину и подчеркнуть единство земель и народов Мингрелии и Грузии.  Как хотите, но вторая версия мне кажется наиболее состоятельной! К сожалению, мне так и не удалось выяснить кто, конкретно, из семьи Дадиани мог вложиться в этот проект.
Что касается  создания компании «Georgia Automotive Mig Tako», то и здесь мы находим информацию в прессе, что один из  потомков грузинских князей (дополнительное подтверждение второй версии) специально приезжал в Грузию, чтобы обсудить с тогдашним руководством сборку супер автомобилей под названием «MIG» («Мингрелия и Грузия»). Но результат оказался плачевным, слушать его никто не стал и он уехал восвояси. Но почему его не стали слушать? А произошло это, скорее всего, потому что производство предлагалось открыть на территории «Тбилисского авиационного завода им. Димитрова» (Или завода №31), созданного в 1941 г. на базе эвакуированных Севастопольского и Таганрогского заводов. В 90-ые годы предприятие называлось «Тбилисское авиационное государственное объединение (ТАГО)».  Не правда ли созвучно ТАГО и Tako последнее слово в якобы создаваемом предприятии? Возможно это трудности перевода? Так вот «ТАГО» было предприятием оборонного значения, занимавшееся выпуском запчастей для самолетов «МИГ-29» и сборкой самолетов «СУ-25», и полностью контролировалось правительством Грузии, в частные руки оно попало только в 2004 году. В результате сделки продали 90% акций, принадлежавших государству, за 67 миллионов долларов и «ТАГО» переименовали в «Тбилавиамшени».  Кто бы пустил на его территорию каких-то иностранных предпринимателей,  с их фантастическими проектами? Это точно маловероятно, поэтому «Georgia Automotive Mig Tako» так и не создали.
Таким образом, в 1993 году проект «Monte Carlo Centenaire» был продан, переименован в «MIG» и основной целью этой сделки, как показало время, являлось участие супер автомобиля в международных гонках.  В том же 1993 году создали команду,  в которую вошли гонщики: Пьер Хоннегер (Pierre Honegger) из США, Джанпьеро Консонни (Gianpiero Consonni) - Италия, француз Филипп Рено (Philippe Renault) и ранее упоминавшийся Александр Марианашвили - Грузия. Вот откуда в некоторых источниках могла появиться путаница с расшифровкой аббревиатуры «MIG»! Информации об Александре Марианашвили удалось найти достаточно немного, известно, что он выступал в автогонках Чемпионата СССР с 1987 по 1991 год, причем прибавляя год от года, что можно заметить по росту его спортивного разряда с 1 взрослого до Мастера спорта. Но почему именно он попал в команду «MIG», пока не ясно.
Итак,  раз был план участвовать в международных автогонках, его необходимо было реализовывать! Первую заявку на участие подали ни куда-нибудь, а в комитет одной из престижнейших гонок «24 часа Ле Манна»! Заявку приняли, но команду, как и автомобиль, сначала серьезно никто не воспринял. На тестовых пред квалификационных заездах, проводившихся 16 мая 1993 года, многие подтрунивали над спортсменами из команды «MIG», еще бы ведь выставленный автомобиль мало чем отличался от дорожного варианта  «Monte Carlo Вeau Rivage» (разве только было установлено заднее анти крыло) его салон был отделан кожей, на местах находилась пепельница и прикуриватель!





Согласитесь странная компоновка для участия в «Ле Манне».  Но когда усилиями  Пьера Хоннегера  и Джанпьеро Консонни «MIG» под номером 99 занял 30 место примерно в 1 минуте 30 секунд от лидера, насмешливое настроение у многих пропало. Конечно, это была не первая десятка, но  результат для новичка достойный уважения.  В квалификационных заездах перед самой гонкой заявили всех четырех гонщиков, но Александр Марианашвили не прибыл к старту, равно как и еще несколько членов команды из Грузии, по причине неправильного оформления виз.  Сама квалификация прошла для команды «MIG» крайне неудачно, их самый быстрый круг оказался медленнее лидера почти на две с половиной минуты и, заняв последнее 50 место, команда не прошла квалификацию и в гонке участие не приняла. В тот день на трассе доминировали автомобили «Peugeot 905C», которые и заняли первых три места. Жаль. А ведь в гонке 1993 года принимали участие будущие звезды «Формулы -1» Эдди Ирвайн   (Eddie Irvine ), Девид Кулхард (David Coulthard) и другие.



Если бы не полоса неудач все могло бы быть по-другому и для Александра Марианашвили. В чем же причины такой неудачи. Изучая долгое время, фото с заездов 16 мая и гоночной квалификации,  мы с моим коллегой видели, что на старт выходили разные автомобили. Но ведь это могло быть одно и тоже шасси, просто произвели замену кузова и все.






И только недавно нашелся ответ. Оказывается в распоряжении команды «MIG» был не один автомобиль, а два! Первый  «Monte Carlo Вeau Rivage», участвовавший в заездах 16 мая 1993 года оснащенный двигателем «Lamborghini», а второй вышедший на старт квалификации автомобиль «Monte Carlo Centenaire GTB», оснащенный уже 3,5 литровым турбонаддувным двигателем «Motori Moderni»,  который из-за своей достаточно сырой конструкции скорее всего и подвел энтузиастов из «MIG».





В том же 1993 году автомобиль команды «MIG» «Monte Carlo Вeau Rivage» черного цвета под номером 81 участвовал в гонке «6 часов Валлелунги» (6 Hours of Vallelunga) где занял 23 место, преодолев дистанцию в 135 кругов.



На автомобиле был установлен все тот же более удачливый и надежный двигатель «Lаmborghini». Пожалуй это самое наивысшее достижение команды «MIG» в автоспорте, хотя в некоторых источниках проскальзывают фразы что в 1994 году автомобиль  «Monte Carlo Вeau Rivage» команды «MIG» в гонке «6 часов Валлелунги» занял первое место в своем классе, но официального подтверждения, а равно как и членов экипажа 1994 года к сожалению пока не найдено.  В 1994 году проект «MIG» был продан французской компанией «Aixam», так закончилась история «MIG», правда не закончилась деятельность  «Monte Carlo Automobile» и «Aiхam», но это тема для других  исследований.
В феврале 2002 года автомобиль «MIG Tako M 100» всплыл опять в списке «Лучших спортивных автомобилей мира» («The World's Greatest Sportscars») заняв там 46 место из 50, опередив  «Bentley Сontinental» (1993 года выпуска) - 47 место, «Cizeta V16T» (1993) (48 место), «Ferrari Testarossa» (1984) (49 место) и  «Dodge Viper (1992)(50 место)! Но справедливости ради этот успех нельзя отнести к энтузиастам автоспорта из Грузии.

Что касается копий выше описываемых автомобилей, их производила  только компания «BBURAGO». Заявленный масштаб 1\43. Как вы успели заметить на всех гонках команду «MIG» поддерживали итальянские производители масштабных моделей, что подчеркивается наличием спонсорских наклеек «BBURAGO».  По сути была выпущена сначала модель автомобиля «Monte Carlo Centenaire GTB»



,а затем копия «MIG Tako M 100».









Это один и тот же автомобиль, имеющий различную окраску кузова. «Monte Carlo Centenaire GTB» выпускалась в  синем цвете, а «MIG Tako M 100» в цветах автомобиля участвующего в гонке «24 часа Ле Мана», правда с полной гаммой передачи спонсорских наклеек специалисты «BBURAGO» не справились, что легко увидеть, если сравнить фото прототипа с фото получившейся модели. В дальнейшем копии «Monte Carlo Centenaire GTB»  и «MIG Tako M 100» выпускались в различных цветах желтом, зеленом, есть даже модель спортивной «Monte Carlo Centenaire GTB»  с номером 100 серебристого цвета, как мне кажется, это были уже фантазии сотрудников «BBURAGO», а не копии реальных автомобилей.  Все миниатюры произведены в традициях масштабных моделей «BBURAGO», выпускающихся в серии «4000». Кузов выполнен из металла, открывающихся элементов нет, днище пластиковое, колеса не имитируют шины «Pirelli», установленные на прототипах, а  стандартные - пластиковые, как у других моделей «4000» серии.  Сравнивая реальные размеры автомобилей «Monte Carlo Centenaire GTB» и «MIG Tako M 100»  длина 4025 мм, ширина 2020 мм, высота 1120 мм, с  размерами модели можно увидеть, что немного искажены параметры длины копии, в остальном же пропорции автомобиля переданы достаточно близко к оригиналу.
Принимая во внимание, что модели «BBURAGO»  выпускались достаточно большими тиражами копии реальных «Monte Carlo Centenaire GTB» и «MIG Tako M 100» сейчас достаточно редки. Не смотря на неоднозначное отношение многих коллег к продукции «BBURAGO» , я очень рекомендую поставить их в  коллекцию.

Выражаю особую признательность моему другу и коллеге Рыбакову Константину (г.Томск), все эти годы, терпеливо помогающему мне в розыске необходимой информации.

Список литературы:
1.«The World's Greatest Sportscars»  http://www.indiacar.com/infobank/sportscars.htm
2. «Vallelunga 6 Hours (Race Results)» http://www.racingsportscars.com/results/Vallelunga-1993-11-21-12374.html
3. «Fulvio Ballabio» http://en.wikipedia.org/wiki/Fulvio_Ballabio
4. «MIG 100 GT 1993 GT1» http://forums.autosport.com/index.php?showtopic=35401&pid=689777&mode=threaded&start=#entry689777
5. «TEAM QUAIL AT LE MANS The History - The Nineties» http://www.teamquail.com/history/history9.htm
6. «Le Mans 24 Hours 1993 Event: 24 Heures du Mans Date: 20.6.1993» http://www.racingsportscars.com/photo/Le_Mans-1993-06-20.html
7. «Le Mans 24 Hours 1993 Event: Le Mans Test Session Date: 16.5.1993» http://www.racingsportscars.com/photo/Le_Mans-1993-05-16.html
8. «MCA Centenaire» http://www.diseno-art.com/encyclopedia/vehicles/road/cars/mca_centenaire.html
9. «Monte Carlo Automobile» http://www.montecarloautomobile.com/
10. «Montecarlo GTB Centenaire» http://it.wikipedia.org/wiki/Montecarlo_GTB_Centenaire
11. «Автоспрот в СССР» http://ussr-autosport.ru/index.html
12. «СПОРТ-КАР НИКОЛАЯ ФОМЕНКО» http://uralweek.narod.ru/u_r_a_l__w_e_e_k8.htm
13. «Тест Драйв Mega Monte» http://www.autodaily.com.ua/drives/2499
14. «MCA Centenaire» http://www.ultimatecarpage.com/car/3733/MCA-Centenaire.html
15. «24 Heures du Mans : souvenirs, histoires et photos» http://www.autodiva.fr/forum/viewforum.php?f=2
16. «MCA Centenaire, el coche de los 100 años de Monaco» http://www.chile-tuerca.com/foro/viewtopic.php?style=1&f=41&t=7863&p=105056&sid=e5095f3672626acc0bc1734ff3d45137
17. «La Montecarlo GTB Centenaire» http://wapedia.mobi/it/Montecarlo_GTB_Centenaire
18. Ю. САМОЙЛИК «Был, только МИГ»   http://www.m43.narod.ru/us_cars/publications/mig.htm
19. «MCA (Monte Carlo Automobile) (1983 - 1994) (2008...)» http://www.autopasion18.com/HISTORIA-MCA%20Monte%20Carlo%20Automobile.htm
20. «Monte Carlo Centenaire alias Mig h100» http://forums.motorlegend.com/vb/archive/index.php/t-20552.html
21. «MIG M100» http://www.forocoches.com/foro/showthread.php?t=1407597
22. «World Sports Racing Prototypes» http://wsrp.ic.cz/nonchamp1993.html
23. И. Ященко « МиГ спускается на землю»   газета «Деловой Мир» № 18 от 24.10.1993
24. «Monte-carlo Centenaire MIG 100»  журнал «Автопанорама»
25. «ПЕРВЫЙ БЛИН КОМОМ» журнал  «Автомотоспорт» №11-12, 1993
26. «Необъятное ни объять, ни проглотить не возможно» http://forum.inosmi.ru/archive/index.php/t-44431.html
27. «Тбилисский авиационный завод им. Димитрова» http://www.militaryparitet.com/nomen/russia/pri/data/ic_nomenrussiapri/11/
28. «МЕНГРЕЛИЯ, МИНГРЕЛИЯ, МЕГРЕЛИЯ, МЕГРЕЛЬСКОЕ КНЯЖЕСТВО» http://interpretive.ru/dictionary/401/word/%CC%E5%ED%E3%F0%E5%EB%E8%FF,+%CC%E8%ED%E3%F0%E5%EB%E8%FF,+%CC%E5%E3%F0%E5%EB%E8%FF,+%CC%E5%E3%F0%E5%EB%FC%F1%EA%EE%E5+%EA%ED%FF%E6%E5%F1%F2%E2%EE/)
29. «Завод «Тбилавиамшени»  http://www.ekhokavkaza.com/content/article/2088404.html
30. «Monte Carlo Automobile» http://www.auto-pub.net/page_MCA_Monaco.htm

Масштаб 1\43, bburago, mig, le mann

Previous post Next post
Up