Возвращаясь к вопросу о коровах

Feb 14, 2014 10:38

Для начала, цытато: "У каждого народа есть «красная линия», переступать которую недопустимо - даже если на дворе стоит эпоха всеобщего безверия и нравственной деградации. У нас это тема Великой Отечественной. А потому заданный «Дождем» вопрос, нужно ли было сдать Ленинград, чтобы сберечь сотни тысяч жизней, был воспринят российским обществом так, как в Израиле, например, восприняли бы вопрос о том, «стоило ли советским солдатам переходить границу и рисковать жизнью, освобождая уцелевших узников Освенцима». То есть, как нечто недопустимое, автоматически выводящее задавшего подобный вопрос из числа «рукопожатных»." (ссыль приводить не буду, гуглится одним кликом).

Я что по этому поводу думаю.
Когда человек (или общество, тут это не имеет большого значения) отказывается обсуждать какой-то вопрос, это говорит только об одном: он не уверен в своей правоте. Больше того: подозревает, что может оказаться не прав. И это делает ему больно. Он просит: "Пожалуйста, не копай вон в том уголке сада, я не хочу видеть того, что ты выкопаешь. Я сумел убедить себя в том, что этот холмик -- картофельная грядка, а дедушка уехал в Бразилию. Пожалуйста, не копай там. Я твердо уверен, что там картошка, не надо копать, там картошка, не кощунствуй, не повреждай моги... грядку!".

По-настоящему, искренне верующего человека нельзя оскорбить ни теологической дискуссией, ни даже утверждением "Бога нет!". Если он понимает, во что он верит и почему, если может для самого себя обосновать свою веру -- его этим не заденешь. Как человека, пересчитавшего палочки и убедившегося, что 2 + 2 = 4, нельзя довести до истерики утверждением, что 2 + 2 = 5. Он или спокойно покажет тебе, где ты ошибся, или посмеется над тобой, глупеньким.

Другое дело -- человек, который пытается удержать свою ускользающую веру, который не понимает, почему некое утверждение верно и не может его доказать, но пытается сделать из этого скользкого островка основную точку опоры в своей жизни. В самом деле, ему нелегко. И он не хочет смотреть, что торчит из ямы, и он сделает все, чтобы ты вообще там не копал. В идеале -- совсем запретит раскопки в том углу, введет наказание за употребление слова "могила" и потратит все сбережения на отыскание свидетельств о том, что дедушку видели в Бразилии. Может быть, даже наймет кого-то, кто будет присылать письма и открытки.

Я не виню их (я вообще не склонна кого-то винить). Люди не любят, когда им больно, это естественно. Но такое поведение -- это поведение ребенка, которому раздуло щеку флюсом, но он пищит, вырывается и кусается, когда стоматолог пытается этот флюс хотя бы осмотреть, и уж тем более -- вскрыть абсцесс. "Не трогай, больно, больно!". Так ведь если не вскрыть, будет хуже.

Но дите не слушает, орет и пинается.

размышлизмы

Previous post Next post
Up