Как я жила без интернета?

Mar 30, 2016 23:55

(Отрывок из личного дневника; данная запись не имеет никакого отношения к феминизму)

Почти сразу же, как только интернет из роскоши превратился в повседневную вещь, появилась субкультура особого рода белопальтовых высокомерных идиотов - принципиальные антиинтернетчики. Логичнее всего предположить, что принципиальные антиинтернетчики не пользуются интернетом, но это большая ошибка - пользуются еще и как. Отличие принципиального антиинтернетчика от обычных пользователей состоит в следующем.

1.  Принципиальным антиинтернетчикам жалко тратиться на интернет, и они предпочитают пользоваться халявным - тем, что на работе или в университете, - либо  у друзей «стрелять» комп с проводом и/или модем.
2.  Принципиальные антиинтернетчики действительно мало проводят времени в интернете: а кто ж им позволит долго юзать чужое или общественное!
3.   Принципиальные антиинтернетчики глубоко убеждены, что в интернете нет ничего, кроме соцсетей, бородатых шуток, дурацкого кино и попсы - короче, того, чем они и люди их круга обычно в интернете пользуются.
4.   Принципиальные антиинтернетчики намного больше склонны путать виртуальную реальность с настоящей, чем простые пользователи интернета, на которых неадекваты проецируют свой собственный неадекват, - а чем еще объяснить периодические показательные чистки френдлиста и стены в соцсетях, а на пике интернетоненавистничества - удаления аккаунтов с обязательным последующим возвращением? Хотя, впрочем, сидения с аккаунта друга, иногда без разрешения этого самого друга, никто не отменял.
5.   Дорвавшись до интернета, принципиальные антиинтернетчики непременно высирают ну совсем не бородатую шютьку про «проебанное лето» и успешных людей, которые вообще никогда не сидят в соцсетях.
6.   Принципиальные антиинтернетчики - горячие пропагандисты «реальной жизни» и при  любой встрече, где надо и где не надо, заводят разговор о том, какой замечательной полной жизнью они живут в своем провинциальном городишке, прогуливаясь по грязному почти без асфальта бульвару, любуясь на помойки, беседуя за жызнь с поцыками на скамейке и по выходным пожирая блины в гостях в бабушки с дедушкой - не то что «эти диванные вояки».
7.   Сходив в поход раз в год или съездив на неделю и раз в сто лет в непередаваемо дикую страну, где из туристической зоны носа не высунешь, принципиальные антиинтернетчики выложат на свежесозданную или свежевосстановленную страницу в соцсетях 500 креативных фото из серии «снял меня фотограф на осле верхом, посылаю карточка на родимый дом», чтобы диванные вояки, философы и путешественники обзавидовались тому, как классно живется без интернета. Впрочем, могут и не создать, и не восстановить, если они совсем уж принципиальные. Скачают на комп и зазовут в гости всех интеллектуальных, не очень и «совсем не» знакомых, чтобы показать им фотохронику своих валяний на пляже или на опушке леса.
8.    Излюбленная фишка принципиальных антиинтернетчиков - презрительно скривив аристократически тонкие губы, бросить: «Книжку лучше почитай», - притом что сами не читают даже газет, а художественную литературу не открывали со школьной скамьи.
9.   Все мои знакомые принципиальные антиинтернетчики - большие любители попиздеть по телефону. Они до белого каления доводят домочадцев многочасовой болтовней с расхаживанием по квартире, а знакомых - неуместными звонками. Они вообще никогда не расстаются со своей кнопочной «Нокией» седьмого года.
10.  За исключением пары в жизни недельных поездок в Турцию или Таиланд, принципиальные антиинтернетчики никогда не покидают родные пенаты. С уехавшими друзьями связь скоро прерывается, и по этому поводу бывает очень много вони на темы «не звонит» и «вечно занят/-а». Смс, на которые можно ответить в удобное для тебя время, они - вот совпадение! - тоже писать не любят. Такое ощущение, что они вообще плохо могут в чтение и письмо. Зато могут отличиться и прислать ко дню рождения открытку заказным письмом, которое придется забирать с почты после рабочего дня, отстояв очередь из скандальных стариков.

Но самое главное: когда ты вдруг останешься без интернета и начнешь сетовать, они изрекут свою сакраментальную фразу, припасенную в рукаве для особых случаев: «А как ты раньше жила без интернета?» Извольте, вот вам рассказ, как.

Постоянный доступ к интернету у меня появился только в 2010-м году, на 24-м году моей жизни. У меня не было интернета не только в старших классах, но и все студенчество. Да, дорогие мои, я ваш идеал: учеба исключительно в читальном зале, все друзья и развлечения в реальном пространстве и времени. И начиная где-то с 10-го класса средней школы и до самого обзаведения интернетом не было, пожалуй, ни единого дня, когда я не проклинала бы тот факт, что у меня нет сего развращающего средства цивилизации.

В школе у меня не было друзей и подростковых любовей, потому что я из породы ненавистных среднестатистическому большинству очкастых ботанов. Только на республиканской олимпиаде я попала в свою среду и поняла, что могу быть принята, признана, оценена по достоинству, могу нравиться. Никакими словами не описать моего отчаяния, когда олимпиада закончилась и я разъехалась со всеми своими новыми друзьями и с ботаником, с которым мы начали флиртовать. Мы все пытались созваниваться и писать друг другу по обычной наземной почте, но… вы знаете, что такое расстояние, когда не сидишь в интернете.

Хотя нет, вру: парочка подруг у меня все-таки была. Но все наши разговоры сводились к обсуждению их любовных перипетий и моих тайных любовей издалека, кроме того, рядом с ними мне приходилось слушать Тимати, «Многоточие», и т.п. Для них даже «The Colour of the Night» Лорен Кристи была «оперой», «вытьем» и «занудством». И поклонники у меня были. Точнее, не у меня, а у моих рано оформившихся сисек и жопы, которые они лапали, не удосужившись получить на это мое разрешение.

С подружками я не могла поговорить после десяти вечера, потому что после десяти звонить нельзя: что в моей семье, что в их семьях все в это время спать ложатся.

Самыми интеллектуальными из доступных мне развлечений были советские фильмы на видеокассетах, классическая музыка на аудиокассетах (да-да, тех самых, перематывавшихся вручную с помощью шариковой ручки) и чтение классической литературы из библиотеки моей мамы-учительницы. Причем и там с выбором особо разгуляться не получалось: что есть, то есть. Хавай занудную «Анну Каренину» и не кобенься. О более современных авторах мне просто неоткуда было узнать: они еще не дошли до нашего Мухосранска.

Из развлечений были, конечно, еще дискотеки с тем же Тимати и латиноамериканские сериалы по телевизору… И «Комсомольская правда» с похабными анекдотами и перетряхиванием трусов знаменистостей. Ах да: еще разговоры школьных учителей на уроках про телегонию, энергетический вампиризм, «Синтон» и уринотерапию.

Обо всех изменениях в жизни страны наша семья узнавала по факту свершения, когда оставалось только бессильно сжимать кулаки. Никаких шансов на объединение с такими же, как ты, и своевременный протест или хотя бы на превентивные меры типа превратить сбережения в доллары в преддверии очередного обвала валюты. Оппозиционных газет в наш Мухосранск не завозили, поэтому единственным достоверным источником информации считались познеровские передачи и «Человек и закон».

О да, у нас был музей. Минералы, чучела животных и вылепленные из папье-маше реконструкции жилищ древних поселенцев. Ни одного нормального артефакта. Нет, картинной галереи, даже с местными бездарями, у нас не было и нет. И фотовыставок не проводилось тогда.

О да, у нас были театры. Целых два: любительский и профессиональный. В любительском я даже сама чуток поиграла, а точнее попозорилась. Который из них гаже и в каком больше непризнанных алкогениев, затрудняюсь ответить. Единственные хорошие артисты нашего городка - несколько любительских детско-молодежных танцевальных коллективов, но они редко давали концерты - в основном оживляли всякие Дни Победы и Дни города.

О да, у нас были и есть поэты и барды. Тощие дядьки с седыми грязными патлами до плеч и одна неимоверно высокомерная тетка. Даже свое литературное ёпчество есть. Но на их вечера да чтения я никогда не ходила. И, походу, никто не ходил, кроме их родственников. Хватало произведений в местных газетенках: сии творения были таковы, что по прочтении хотелось даже не блевать, а срать. Долго и с чувством.

Вроде как у нас были какие-то рокеры. Иногда они печатали в тех же газетенках познавательные статьи по истории музыки XX века, и читать было даже более-менее интересно. Но их было полтора человека, одевались в обычной жизни они неприметно, тусили на квартирах своей компашкой, открытых мероприятий вообще не проводили, и я даже не представляла, как к ним можно подобраться, где они вообще есть.

Самым любимым развлечением людей моего родного городка были и остаются редкие гастроли заезжих артистов. Один раз даже Киркоров приперся. Невпопад раскрывал рот под фанеру. Какое было культурное событие! Полгода о нем говорили. И я там была. Плясала на площади под «Гоордый взгляааад - и у-мол-кает зал…». Ну сколько можно было дома сидеть - надо же иногда выбираться в люди.

В студенчестве было еще хуже. Я уехала в город побольше, но и в нем театры были смешны и жалки, музеи бедны, литераторы бездарны и окружение малоинтеллектуально. А те, с кем можно было пообсуждать что-то, кроме еды и чужой личной жизни, относились ко мне довольно-таки свысока, не понимая, как можно перечитать всего Конан Дойла и всего Достоевского - и не знать, чем рок от хэви метала отличается, и не посмотреть ни одного из культовых для моего поколения фильмов.

А как тяжело было готовиться к зачетам и экзаменам! В универовской библиотеке есть не все, в городской тоже - и пердолишь вечером в интернет-клуб, где подростки рубятся в стрелялки, ищешь инфу там при диком шуме, распечатываешь за бешеные деньги…  А потом под утро обнаруживаешь, что несколько вопросов тебе негде найти: в учебниках нет, библиотеки и интернет-клубы закрыты, одногруппники, у которых можно спросить, спят. Потом стало полегче: появился свой комп. А своего интернета все не было. Модемов тогда не существовало (ну может, были какие-то медленнопердящие, но и они были редки), а в общагу не спешили проводить ни проводной инет, ни вайфай.

Вот такой, котятки, была моя замечательная жизнь в реальном пространстве. И я вам говорю: интернет - самая полезная из технических новинок последних лет эдак сорока.

Интернет не дает близким по духу людям терять друг друга, если им пришлось территориально разъехаться.

Интернет дал робким девушкам и юношам возможность знакомиться и оттачивать навыки общения с противоположным полом в зоне безопасности, где им не страшно совершить оплошность, которая испортит все впечатление. Да и взрослым интернет может прилично сэкономить время и силы и сберечь нервные клетки при поиске партнера. Я молчу про то, что ЛГБТ надо вообще на интернет молиться: до его изобретения шансы построить свое личное счастье из ЛГБТ имели только те, кто жил в крупных городах и/или имел отношение к богеме и субкультурам.

Благодаря интернету можно платить за комуслуги и связь прямо на своем диване, не стоя ни в каких очередях и даже не тащась до банкомата в слякотный вечер.

Благодаря интернету можно делать покупки, не выходя из дома, причем заказывать товары из другого города и другой страны.
Но все это мелочи.

Самое главное: интернет дал людям доступ к информации - к тому, что тысячелетиями было доступно единицам, было привилегией и атрибутом власти.

Интернет дал каждому реальную, а не бумажную свободу публичного слова.

Интернет - это аналог средневековой карнавальной площади размером в половину Земного шара, где каждый под маской или даже без может сказать правду сильным и власть придержащим, минимально рискуя своей шкурой.

Благодаря интернету сейчас просто невозможна ситуация, сложившаяся в СССР в 30-е годы, когда любой человек мог за считанные часы быть оклеветан и сгинуть в лагерях беззащитным, безвестным и БЕССЛОВЕСНЫМ и все, иной раз и члены семьи, верили лжи о нем.

Благодаря интернету у людей появилась возможность узнавать новости из первоисточников, от очевидцев, до того как они попадут в политически ориентированные СМИ.

Благодаря интернету ты имеешь доступ к любой культурной продукции и можешь выбирать то, что тебе нравится вместо того, чтобы смиренно ждать целую неделю, когда по телевизору покажут концерт или хороший фильм, и целый год, когда в твой Скотопригоньевск приедут нормальные артисты (если они вообще туда ездят), или выпрашивать у коллеги книжечку/кассету/диск, которые ей сестра из Москвы привезла.

Благодаря интернету люди, у которых нет денег на путешествия, узнают о других странах, о чудесах природы и обычаях других народов - и им, опять же, не надо неделю ждать какой-нибудь фильм BBC!

Благодаря интернету умные, но бедные провинциалы, не имеющие возможности учиться в большом городе в хорошем университете либо получить послевузовское образование, теперь имеют возможность развиваться, а не тонуть в болоте провинциальных будней, постепенно деградируя.

Благодаря интернету все люди, волей случая оказавшиеся в составе отверженных меньшинств (ВИЧ-инфицированные, люди с ограниченными возможностями или серьезными эстетическими изъянами, гомосексуалы, люди с расстройствами психики… да даже просто интеллектуалы: им в обывательской среде живется не лучше, чем горбатым!) получили возможность пообщаться с себе подобными, найти понимание и поддержку и социально адаптироваться, не выходя из своего дома.

Интернет дал правозащитным организациям и политической оппозиции доступ в каждый дом, к каждому за гроши батрачащему Ване, у которого брат ни за что в сидит, и к каждой избитой мужем Дусе. Ване и его брату интернет дал шанс на справедливость, а Дусе - на защиту.

Благодаря интернету ты можешь находить друзей - в своем городе, для общения офф-лайн! - по интересам и духовному родству, а не по принципу «повезло, что познакомили общие друзья, а то мы бы так и не узнали друг друга».

А если вы не видите в этом огромном многофункциональном медиапространстве ничего, кроме онлайн-игр, порнухи и инстаграма, то причина не в нем, а в вас.

На все ваши демагогии о «реальной» и якобы «проебанной за компом» жизни у меня один ответ: если ваша жизнь состоит из эксплуатации на опостылевшей работе, бесед с неинтересными вами людьми об их детях и гипертонии, дождя за окном и субботней пьянки в быдлозабегаловке, то это НЕ ЖИЗНЬ, А ПРОЗЯБАНИЕ. Между такой реальностью и, блядь, в двадцать раз более интересной интеллектуально и насыщенной эмоционально жизнью в интернете я однозначно выберу второе. Да, моя жизнь протекает в интернете. В реальной жизни я в основном поддерживаю свое существование: хожу на работу, ем, сплю, - а ЖИВУ в полном смысле этого слова я именно ТАМ, среди непонятных вам петиций о праве пакистанских девочек на образование, среди видеозаписей концертов, на которых я не могу побывать, и среди людей, находящихся в тысячах километров от меня, но более мне близких, чем любой из соседей или коллег, активно напрашивающихся на «реальное» общение.

И не надо ла-ла про «потерю чувства реальности», «интернет-зависимость» и «бесполезное времяпрепровождение». Моя вполне реальная официальная работа найдена с помощью интернета (как бы я без него за час разослала резюме по 50 организациям города?), и с самыми лучшими своими офф-лайн друзьями я познакомилась в интернете. А приятельница так вообще замуж вышла за интернет-возлюбленного. Уже три года живут.

А потеря чувства реальности как раз у вас, отвергающих ценность одного из величайших технических достижений последних десятилетий. Обывательщина головного мозга и клиническая стадия ретроградности. 

офф-топ

Previous post Next post
Up