филологи и литературоведы, помогите, пожалуйста

Apr 06, 2014 11:04

Френды затеяли поэтический флешмоб. И я уже протянула было руку: - дайте, дайте и мне! Да призадумалась, а сыр во рту: вдруг мне достанется что-нибудь не то. Вот и решила выступить с любимым стихотворением индивидуально. К тому же меня всегда мучил связанный с ним вопрос.
Read more... )

Пастернак, стихи

Leave a comment

Comments 27

mbla April 6 2014, 13:36:15 UTC
для меня тут трафил - типа торопился. А сирень для меня осталась в июне, потому и меркла

Reply

lilac2012 April 6 2014, 13:43:06 UTC
Спасибо. Торопился - это хорошо. А вы где-нибудь встречали "трафил" в этом значении?

Reply

mbla April 6 2014, 13:53:23 UTC
неа, чисто ощущательно, и мне кажется, что Пастернак, если слово нравилось, мог и притянуть значение

Reply

lilac2012 April 6 2014, 13:59:49 UTC
Я за ним этого не замечала. Но "торопился" мне, действительно, кажется здесь уместным

Reply


niktoinikak April 9 2021, 15:45:55 UTC
Пастернак вообще кроссвордист. Многим это нравится. Я неоднократно приводил этот пример, но может Вы не видели.
Мой многолетний собеседник Андрей Леман, человек громадного ума(один из создателей Каиссы, ИНЕСС, "Библии олимпиадников" - 1-ого сборника задача Московской Олимпиады, много чего другого) и очень любящий Пастернака как то цитирует "Был утренник. Сводило челюсти" и восклицает "Ну при чём тут утренник?!" Ну, я знал при чём, обьяснил. Здеь замечательно, что при его громадном уме и характере этого ума Андрею за 50 лет не пришло в голову посмотреть в словарь(здесь как раз кроссвордизма нет, просто нужное значение в языке исчезло) - очевидно именно потому, что кроссвордизм им понимался как милая фича Пастернака.

Reply

lilac2012 April 9 2021, 15:53:06 UTC
Вы тоже кроссвордист. Не поняла, какой пример вы приводили, насчет сирени или насчёт "трафил"?
-------------------------------------------------------------
Ваш собеседник совсем не читал русскую классику? Там утренники на каждом шагу.

Reply

niktoinikak April 9 2021, 16:02:45 UTC
??????????????????????
пример очевиден - с "утренником". Насчёт каждого шага я очень сомневаюсь. Я например не помню,хотя я не читал всю подряд русскую классику. Но у Чехова, Пушкина, Лермонтова, Толстого, Щедрина не помню. Андрей был человек чрезвычайно эрудированный.

Reply

lilac2012 April 9 2021, 16:30:03 UTC
Я встречала часто. У Толстого точно есть. У Тургенева может быть.

Reply


niktoinikak April 9 2021, 15:52:16 UTC
О "трафить" Сначала я решил, что этого слова вообще не знаю, единствeнная асоциация с "трафиком" - состояние заполненности дороги.
Потом сообразил что есть "потрафить". Т е "трафил" должно означать "старался угодить", Видимо, желанию автора увидеть дом :-) Тот же самый пастернаковский кроссвордизм, за который его любят его поклонники - вываливание своих личных весьма необычных ассоциаций на читателя.

Reply

lilac2012 April 9 2021, 16:14:13 UTC
Нет, не "старался угодить". Я же пишу, что нашла, хотя и не очень распространённое значение этого слова. Пастернак часто пользовался не очень употребительными (м. б., какими-ниб. местными словами): напр. волчцы, лопатки (стручки). Это ещё не кроссворд.
-----------------------------------------
"кроссвордизм, за который его любят его поклонники" - Выводы, как всегда, делаете лихо. За что ж ещё его любить, если ваш собеседник именно это и ценит.

Reply

niktoinikak April 9 2021, 16:23:47 UTC
"Пастернак часто пользовался не очень употребительными (м. б., какими-ниб. местными словами): напр. волчцы, лопатки (стручки). Это ещё не кроссворд."
Тут Вы очевидно ошибаетесь. В контексте Пастернака это именно кроссворд.
Поклонники же бывают разные. Один из них прямо сказал мне что именно кроссвордизм для него - поэзия.
https://niktoinikak.livejournal.com/1509542.html?thread=939430#t939430
Для меня же практически всегда(но не всегда) кроссвордизм и поэзия несовместимы.
Люди разные :-) Я никак не претендую что мой вкус абсолютен :-)
Наоборот, я не считаю его очень хорошим. Но он таков какой есть. :-)

Reply

lilac2012 April 9 2021, 16:35:46 UTC
"Поклонники же бывают разные" - Именно это и является ответом на "кроссвордизм, за который его любят его поклонники"

Reply


niktoinikak April 9 2021, 15:59:27 UTC
И насчёт сирени - возможно что имеется виду просто рисунок молнии на небе.
Вообще, искать смысл в стихотворениях П имхо занятие довольно праздное. Зато картина действительно великолепная - очень яркое ощущение грозы.

Reply

lilac2012 April 9 2021, 16:25:01 UTC
Нет. Не рисунок молнии. Абсолютно не похоже. Скорее допущу, что в порядке исключения сирень цвела дважды.
---------------------------------------------
У кроссвордиста картина получиться не может, тем более - великолепная. Она получается, когда поэт точен.
Попробуйте почитать "Рождественскую звезду", там есть всё, за что Пастернака любят поклонники.

Reply

niktoinikak April 9 2021, 16:46:44 UTC
Картина в глазах смотрящего. Толстой в паре абзацев показывает человека всего - с прошлым и будущим.
Стругацкие описывают в Понедельнике своих героев в самых восторженных тонах. Но тип обрисован так ясно, и мне настолько знаком, что я вижу не только достоинства(да, громадные), которые они показывают, но и некоторые другие черты :-) - которые делают весь тип для меня крайне неприятным.

Reply


Leave a comment

Up