Этот день в истории Формулы-1 - Гран-При Бельгии 1998

Aug 30, 2023 22:48

Гран-При Бельгии - тринадцатый этап чемпионата мира 1998 года. Он прошел 30 августа на трассе Спа-Франкоршам.

Фееричная гонка. Навскидку даже и не вспомню другой подобной.




Я долго думал над тем, что именно выбрать в качестве титульной фотографии, ибо поток различных эмоций за все время гонки просто зашкаливал. На лицах пилотов, членов команд и персонала трассы можно было увидеть все - страх, ужас, переживание, разочарование, злость и, конечно же, радость после финиша. В итоге решил, что пусть это будет фотография с радостным Деймоном Хиллом спустя несколько минут после того, как он выиграл Гран-При Бельгии 1998 года - впервые с финального этапа своего чемпионского сезона и в последний раз в карьере.

Но обо всем по порядку.

В квалификации, проходившей в сухую погоду, пилотам команды Макларен не было равных - показавший третье время Хилл уступил поулу, который достался Мике Хаккинену, более одной секунды. Дэвид Култхард проиграл напарнику менее двух десятых секунды. Пилоты Феррари Михаэль Шумахер и Эдди Ирвайн расположились на четвертом и пятом местах стартового поля, рядом с Ирвайном стартовал Жак Вильнев (Вильямс).



Воскресное утро встретило участников и зрителей дождем, который только усилился к началу гонки. Тем не менее, дирекция гонки не внесла изменений в процедуру старта и гонщики должны были стартовать с места. Красные огни светофоров погасли, Хаккинен уверенно стартует и сохраняет за собой первую позицию, на второе место, воспользовавшись плохим стартом Култхарда и Хилла, выходит Вильнев, за которым едет Михаэль Шумахер. Но самое интересное происходит позади них, в поднятом шлейфе брызг от колес лидеров.



Между болидами Ирвайна и Култхарда происходит контакт, в результате которого шотландец вылетает с трассы, но удар об отбойник отбрасывает уже неуправляемый болид обратно на трек, и он начинает собирать на себя едущих сзади соперников. Кто-то, как, к примеру, тот же Хилл или Джанкарло Физикелла (Бенеттон) оказывается в числе счастливчиков, мимо которых болид Макларена проскочил. Но большинство пилотов не смогли увернуться и стоклнулись либо с серебристой машиной, либо с теми, кто не смог с ней разминуться. Обломки и колеса летели во все стороны. Култхард впоследствии говорил, что чувствовал себя бильярдным шаром.

image Click to view



Этот завал на старте ГП Бельгии считается самым массовым в истории Ф-1 - тринадцать машин получили повреждения. Гонка была сразу же остановлена красными флагами. Узнав об этом, гонщики поспешили в боксы, ведь в то время регламент разрешал привозить на гонки по одной запасной машине. Тем самым некоторые из тех, чьи болиды получили повреждения в столкновениях, имели шансы все-таки принять участие в гонке.



Увы, но четверо из них на повторный старт не вышли. В командах Прост, Эрроуз и Тиррелл были разбиты оба болида, поэтому Оливье Панис, Мика Сало и Рикардо Россет оказались вне игры - в командах сделали ставку на их напарников, Ярно Трулли, Педро Диница и Тораносукэ Такаги соответственно. Также обе машины пострадали и у команды Стюарт, однако, поскольку первый номер команды, Рубенс Баррикелло, получил травму, то на повторный старт он выйти не смог, и запасная машина досталась голландскому пилоту Йосу Ферстаппену (забегая вперед, скажу, что ему пришлось сойти с дистанции через восемь кругов по техническим причинам).
Так что перед повторным стартом на последних рядах стартовой решетки остались пустые места.

Ожидание было длительным, поскольку необходимо было убрать разбитые болиды и очистить трассу от обломков. Тем не менее, спустя час, болиды вновь выстроились на стартовом поле. К тому времени дождь практически закончился, и все обулись в промежуточные шины. И вновь не обошлось без столкновений и потерь, правда, на этот раз не таких массовых.



На этот раз Хилл уже "не проспал" старт и, проскочив мимо "серебряных стрел", желтый болид вышел на первое место в гонке. Култхард же вновь стартовал неудачно, пропустив вперед Шумахера. Борьба двух претендентов на чемпиоский титул закончилась тем, что Шумахер, зацепив задним правым колесом своего болида переднее левое колесо болида Хаккинена, отправил финского гонщика в разворот. К несчастью для Мики, едущий сзади Джонни Херберт (Заубер) не успел отреагировать и врезался в Макларен. В итоге оба вынуждены были сойти со сломанными подвесками. А вскоре обоюдным вылетом закончилась борьба Александра Вурца (Бенеттон) и Култхарда. И если шотландец смог вернуться на трассу, но на последнем месте и с огромным отставанием от лидера, то австрийский пилот, застряв в гравии, пополнил ряды сошедших с дистанции.
Таким образом, к концу первого круга гонки пелотон недосчитался еще троих.

image Click to view



Худшего для команды Макларен, возглавлявшей на тот момент командный зачет (а Хаккинен до начала бельгийского этапа в личном зачете опережал Шумахера), быть не могло. Один из гонщиков сошел с дистанции, второй откатился в самый хвост пелотона без надежды на зачетные баллы. И при этом оба пилота из стана соперников продолжают гонку. Более того, спустя девять кругов Шумахер догнал и легко обогнал Хилла. Однако второй красной машине везло меньше, и Ирвайн после вылета и вынужденной замены переднего антикрыла откатился назад.

Казалось, что все так и закончится, и итальянская конюшня опередит британскую в чемпионате. Но лишь до 25 круга (к этому моменту по различным обстоятельствам от стартового состава пелотона осталась только половина), по окончании которого все в пелотоне поменялось. Вначале вылетел и не смог вернуться обратно на трассу Ирвайн. А вскоре Шумахер догнал отстающего на круг Култхарда, и, в попытке обогнать его на круг, не заметил в пелене брызг, что серебристый болид не освободил гоночную траекторию, и врезался в него. В результате Феррари осталась без правого переднего колеса, а Макларен - без заднего антикрыла.



Оба пилота смогли довести свои болиды до боксов (в дождь! на трех колесах!! не снижая практически скорости!!!). Кадры, на которых Михаэль практически выскакивает из машины и бежит в сторону боксов соперников, намереваясь лично разобраться со своим обидчиком, обошли весь мир. Остановить его смогли только дюжие механики Макларена, а подоспевший Жан Тодт уговорил разъяренного немца вернуться в свои боксы.







image Click to view



Но то, что вызвало огорчениев одних боксах, подарило радость в других. После схода "гарцующих жеребцов" гонку возглавили две желтые машины с шершнями на носовых обтекателях, пилотируемые Деймоном Хиллом и Ральфом Шумахером, причем темп последнего был выше. Однако с командного мостика от владельца команды Эдди Джордана поступило указание пилотам не ввязываться в борьбу друг с другом и сохранить порядок до финиша. Так что клетчатый флаг первым увидел Хилл, немецкий гонщик стал вторым, а компанию им подиуме составил Жан Алези из команды Заубер. И для британского, и для французского пилота это был последний подиум в гоночной карьере.

image Click to view





Для Джордана эта победа стала первой в истории существования команды, причем сразу победным дублем.



Оставшиеся места в зачетной шестерке достались Хайну-Харальду Френтцену (Вильямс), Диницу и Трулли. Всего в гонке в тот день финишировало только восемь болидов, причем двое последних - Култхард и Шиндзи Накано (Минарди), также вынужденный заехать в боксы для замены заднего антикрыла после того, как его ему снес на полном ходу Джанкарло Физикелла (Бенеттон) - были классифицированы с отставанием в пять кругов. Удивительно, но шотландец вполне мог (при всех выпавших на его долю в гонке неприятностях) даже заработать очки, если бы еще кто-то сошел.

Напоследок - видео с основными моментами Гран-При


" title="" >


" title="" >

1998, Бельгия, спорт, история, автогонки, Ф-1, формула-1

Previous post Next post
Up