Итоги кризиса!

Oct 31, 2014 19:15

Ну, что, можно констатировать, что последний кризис, который тряс Саню еще с сентября - не прошел даром!
Сегодня очередная веха в развитии его навыка чтения, и в этот раз даже наш папа (а папа у нас - главный критик и Фома неверующий) сказал, что Саня умеет читать!


Самое смешное, что прошел ровно год, как Саня впервые продемонстрировал проблески понимания механизма чтения. Вот мой прошлогодний пост с небольшим видео.
Как мы развивались дальше?
Да никак!
Собственно, через пару недель после прошлогоднего прорыва Санин энтузиазм поугас и дальше двигаться он не захотел. Я сначала что-то там попыталась найти в плане мотивации, а потом поняла, что ему это просто очень трудно и не очень-то нужно и перестала напрягать его и себя заодно.
Иногда только, примерно раз в месяц (а то и реже), я проверяла, не забыл ли он как складывать буквы в слоги, выясняла, что не забыл, но и ничего нового не приобрел и на этом мы прощались с "чтением" до следующего раза.
Весной Саня вдруг по собственному почину стал выявлять первые буквы в словах, а потом и последние. Иногда мог напечатать на компьютере какое-то слово под мое четкое проговаривание по частям (не по буквам), но все равно, чувствовалось, что для него это не до конца ясно.
Еще я заметила, что часто, раскладывая слово на составные части, он произносит, по сути, только согласные, то есть для него звуки согласный и гласный сливались в один. Не могу сказать, что я сильно акцентировала на этом внимание - когда было желание, пыталась показать, что по отдельности согласные звучат несколько иначе, чем вместе с согласной, но чаще - он сам по себе что-то там такое осознавал, чувствуя какой-то подвох.
Главное, что все это он делал сам, без каких-либо напоминаний с моей стороны. Я взяла себя в руки и решила, что не буду его в этом направлении дергать совсем, потому что мне уже давно стало ясно, что Саня крайне негативно относится к вещам, в которых инициатива проистекает не от него. Довольно трудно пассивно ждать, так и хочется подстегнуть, тем более, что иногда тот же муж сетовал, что "мол, забудет Саня, как читать, чего же вы не тренируетесь?" Но я чувствовала, как ему трудно, и как это его отвращает от чтения, и решила, что лучше пусть он будет читать позже, чем испытывать к этому негатив. Дети вообще не склонны себя насиловать, если что-то не выходит, а Саня - в особенности, он еще и не склонен это скрывать, в отличие от многих других детей. Я прсосто решила, что его трудно обвинить в недоразвитости, даже если он еще не умеет читать, и успокоилась на этом)))
И вот буквально несколько недель назад стали происходить чудеса. Саня сначала увлекся письмом, что при его тотальной нелюбви к графическим заданиям стало просто невероятным скачком ( вот пост про это). Потом согласился не несколько занятий по чтению ( вот про это), но честно говоря, их было всего пара, дальше уже я сама стала просто забывать с ним так позаниматься (вот до чего чтение вылетело из моей сферы внимания). А несколько дней назад я увидела, что он стал писать не только буквы, но и слова целиком, осознав, что звучащий склад дает две буквы сразу.
И вот сегодня мы с мужем увидели практически читающего ребенка! Теперь он произносит слова изначально не по буквам, а по сразу по слогам, и при этом гораздо быстрее соображает, что дает ему возможность понять, что же за слово он прочитал (раньше на длинные слова просто не хватало памяти, пока он складывал одно с другим). Есть еще некоторые проблемы со смягчающими гласными (Е, И, Я), он слоги с ними составляет как иностранец (не ПЯ, а ПЬЯ, к примеру), и иногда его еще сбивают сочетания согласных, тогда может потерять последующий слог. Но в целом - это реальный прорыв! Вот уж точно - вышел в чтение по системе Монтессори - от письма к чтению!
Но самое главное, ему это реально стало делать гораздо легче. Сегодня за вечер он прочитал не меньше (а то и больше) полусотни слов и думаю, прочитал бы еще, и радовался и видно было, что получает удовольствие! Раньше его хватало максимум на десяток, и то, после 3-4 приходилось слегка уговаривать (не часто я это делала, но бывало, да). Думаю, одно то, что ему это дается гораздо проще, чем раньше, говорит о том, что первичный навык чтения можно считать освоеным, остались детали и дело за тренировками. Надеюсь, что теперь, с приходом понимания, можно будет реально тренироваться,а не довольствоваться "проверками" для собственного успокоения.

Небольшое видео. Ничего особенного, конечно, но на память будет приятно!

image Click to view



Карточки со словами взяты из набора "Музыкальная азбука" для Говорящей ручки. Эти наборы слов раньше Саней категорично игнорировались, там же нет картинок))) Поэтому для него эти карточки незнакомы. Ну,а проколы, помимо усталости после ударного чтения, объясняются еще и эффектом камеры - он на камеру все и всегда делает хуже, чем без нее.

Вот интересно - хотя и не волновало почти меня его чтение в последнее время,но приятно, однако! И неожиданно, что приятнее вдвойне!

Вспомнилась легенда о Леонардо да Винчи, в которой упоминается, что его родители на него почти не обращали внимания, в том плане, что ничего не запрещали и не наставляли, и поэтому у него развитие происходило спонтанно и туда, куда хотелось ему самому. Получился гений всех времен и народов, может, и не в последнюю очередь, благодаря тому, что родители не объясняли ему, что надо и как надо... Может, из Сани гения и не получится, но эффект от прекращения занятий (даже тех минимальных, которые я когда-то пыталась проводить) я вижу колоссальный. Ровно год прошел, как я от него отстала, и иногда мне кажется, что за этот год он приобрел больше и сделал больше открытий, чем в те времена, когда я пыталась его "пестовать" (про этот эффект я уже писала, вот теперь очередное доказательство) . Конечно, не всем детям подойдет такой метод, я думаю, но у нас, похоже, он единственный, и я не против в целом)))

Чтение, 3.5 - 4 года, Санечка

Previous post Next post
Up