Станция Большая Ижора

Nov 30, 2019 00:13


Всем доброго времени суток! Что-то с работой и делами я совсем забыл про свои прогулки, надо наверстать упущенное и вспомнить один из теплых дней прошедшего лета.

У каждого из нас есть места куда как можно чаще хочется возвращаться, т.к. с ними связаны приятные воспоминания. Не могу говорить за всех, но думаю большинство моих читателей со мной согласятся, что самые яркие и приятные воспоминания у нас из детства. Когда мы оказываемся в этих местах, то это выглядит как 3D реальность, ты не просто вспоминаешь приятные моменты, а погружаешь воспоминания в локации из прошлого и тогда из недр нашей мозговой библиотеки всплывают совсем забытые случаи и ситуации из детства, о которых просто так ты бы уже и не вспомнил. Для меня такое место это бывшая дача. Да, сейчас она уже моей семье не принадлежит, но тянет меня в эти края как и прежде с неимоверной силой. Поэтому оказавшись в этом районе Ленинградской области, я решил пару часов потратить на прогулку по любимым местам из моего детства, посмотреть, что тут изменилось и заглянуть в те уголки, куда раньше я не заглядывал.
Моя дача находилась в поселке Дубочки, это соседняя платформа от нашей сегодняшней героини, станции Большая Ижора. Что такое для ребенка, у которого есть велосипед, друзья, много энергии и любопытство расстояние в несколько километров?!  Это как в соседний двор в гости сходить! Поэтому и в Большой Ижоре я знал почти каждый метр. Сюда мы иногда ходили с родителями в магазин, в центре тут был свой универмаг! Да, именно универмаг! Это сейчас в любой пятерочке можно купить все, от чайника до мартини, а в начале 90-х, была четкая градация: продуктовые магазины, хозяйственные, универмаги. В нашем поселке был продуктовый магазин и в нем даже был небольшой отдел с хозтоварами, но выбор был скуден и периодически, как сейчас в какую-нибудь Мегу, мы ходили за покупками сюда. Пишу сейчас этот пост и вспомнил, как в этом самом универмаге мне мама купила машинку. Это была пластиковая машинка, длиной сантиметров 20, без крыши, красного цвета. Обычная стандартная советская игрушка, но мне она чем понравилась, спереди и сзади на машинке были госномера! А это уже почти моделька!) Сюда же ходили на пляж иногда загорать, да и просто гуляли по округе. К сожалению, по самому поселку прогуляться в этот раз не получилось, сегодня я Вам покажу только железнодорожную часть Большой Ижоры.

1. Прогулку мы начинаем на пересечении трассы 41А-007 Усть-Луга - Санкт-Петербург и уже знакомой нам по посту про станцию Борисова Грива, дороги А-120 Бетонка. В центре кадра видна табличка нулевого километра. Напомню, что дорога эта была военная и для военных.  На фотографии виден военный Урал, тут ездит большое количество военных машин. У меня сложилось впечатление, что этот уголок Ленинградской области самый милитаризированный, каждый отворот от дороги ведет в какую-нибудь воинскую часть, военный городок, склады или закрытую территорию. Опять же если перенестись во времени в середину девяностых, машин тогда ездило по дорогам не так много, как сейчас, но через каждые две-три гражданские машины обязательно попадался военных Камаз или Урал. Они тут были повсюду.





2. От этого перекрестка мы начали прогулку. Как видно на знаке, направо в сторону Санкт-Петербурга, а налево дорога ведет в сторону Соснового Бора, это закрытый город атомщиков, там находится ЛАЭС. По лесу, который возвышается над дорогой, становится ясно почему город назвали именно так. За лесом сразу начинается берег Финского залива. На этом перекрестке раньше был пост гаи, где вместе с гражданскими несли свою службу и военные, даже в середине девяностых хоть дорога и была уже открыта для всех желающих, контроль над ней был серьезный.



3. В прошлый раз, когда я рассказывал про А-120, я написал, что дорога состояла из бетонных плит и поэтому она называлась бетонка, но это не так. Оказавшись сейчас здесь, у меня сразу всплыло воспоминание из детства, как мы с друзьями любили залезть на одинокую березу, которая росла в том месте, где сейчас справа за переездом видны деревья, тогда их почти не было. Мы сидели каждый на своей ветке, как воробьи и вели свои детские, но при этом серьезные разговоры о жизни, о том чем займемся дальше, что мы видели на днях и ждали когда зазвучит колокольчик на переезде, чтобы побежать смотреть проезд электрички, а если повезет, то и грузового состава. Так вот саундтреком тех посиделок был звук стука колес машин от проезда шва сжатия на бетонной дороге. Поэтому исправляюсь, дорога состояла не из бетонных плит, а полностью делалась из бетона. Сейчас ее уже закатали в асфальт, но уверен, что под ним осталось то самое бетонное полотно. Переезд с тех времен почти не изменился, только появились поднимающиеся механизмы от чудаков, да лампочки в световой сигнализации стали светодиодными.



4. Вот мы и на железной дороге! Там за поворотом платформа Дубочки. Но нам сейчас туда не надо, а надо развернуться...



5. ... и идти в строну станции Большая Ижора.



6. Сразу на своем пути встречаем мост через речку... Какую? Как Вы думаете? Правильно! Черную! Еще одна речка с таким названием в мою коллекцию. Интересная табличка желтого цвета, написано Шлаг. Что это значит?



7. Раньше речка казалось была более полноводной или это стандартное восприятие мира прошлого, горы выше, реки шире, мороженое вкуснее. Выше по течению на ней есть дамба и наверно главный железнодорожный объект моего детства и моей жизни, как-нибудь я соберусь и напишу пост про эту локацию, а пока идем дальше.



8. Горловина станции в сторону Санкт-Петербурга. Первая стрелка на станции. Дальше видно еще несколько стрелок, но те точно ведут на боковые пути, а здесь железка убегает куда-то в сторону.



9. Через пару метров бетонные шпалы заканчиваются и начинается самый кайф! Лето, тепло, солнышко, заброшенный подъездной путь, деревянные шпалы, ржавые рельсы убегающие в неизвестность и я наедине с собой.



10. Еще через несколько десятков метров из травы показалась сбрасывающая стрелка. Рельсы хоть и выглядят ржавыми, след совсем слабого наката на них различим.



11. Слева в деревьях уютно расположилось местное кладбище, а после поворота показалась кирпичная труба. Лет десять, а то и больше, назад я тут гулял последний раз и пути выглядели почти так же, наверно их периодически используют и поэтому обсуживают, а то деревья бы уже выросли.



12. Дальше железка начинает возвышаться над всем миром, это мы выходим на разгрузочную рампу. В этом месте деревья уже начали мужать над рельсами.



13. Решил дальше по рампе не идти, спускаться с такой высоты будет не очень удобно. Площадка вдоль нее очищена, значит иногда железку используют для разгрузки угля или чего другого. На заднем плане уже современная производственная база строительной компании.



14. Путь заканчивается заросшим тупиком.



15. Подъездной шел на территорию котельной, с рампы должны были разгружать уголь, топить котел и обогревать скорее всего ближайшие военные городки и возможно сам поселок. Но в девяностые что-то пошло не так и все забросили. Внутри котельной пустота.



16. Вернемся на станцию. Один путь ответвляется налево, другой направо. Все стрелки на станции ручные.



17. Вид на станцию Большая Ижора и табличка 51 километр, отсчет от Санкт-Петербурга.



18. Вид в обратную сторону. Левый путь по ходу нашего движения не электрифицирован. Движение по нему полностью закрыто, хотя небольшой накат все же есть. Маневровый светофор Ч2 погашен.



19. Станция Большая Ижора. Открыта была в 1926 году. Станция эта подходит под мои личные критерии идеальной станции, есть путевое развитие, подъездные пути, как действующие, так и заброшенные, платформа и регулярное, но не частое грузовое и пассажирское движение и воспоминания, воспоминания, воспоминания…



20. Вид горловины в сторону Санкт-Петербурга. Выходные светофоры работают.



21. Последнее время количество электричек постоянно сокращают, поэтому сейчас используют только главный путь, а раньше, примерно года до 2008-2009 на станции осуществлялся разъезд электричек.



22. Вид с платформы. Как же хорошо летом!



23. Справа и слева зелень деревьев скрывает сам поселок. По правую руку поселок состоит из кирпичных многоквартирных домов и довоенных деревянных, а слева расположился частный сектор.



24. Маневровый светофор Н2 и сбрасывающая стрелка за ним.



25. Здание станции. Конечно у РЖДшников нет чувства прекрасного, этот убогий серый цвет изуродует любое здание, тем более довоенную деревянную постройку.



26. Так же красивее и аунтетичней, или я не прав?! Фото отсюда https://www.spb-guide.ru/img/10279/57132.jpg



27. Горловина станции в сторону Соснового Бора.



28. На правом пути метров сто рельсы имеют очень заметный накат. Этот участок скорее всего используют для вытяжки вагонов с подъездного пути, который мы увидим позже.



29. Автомобильный переезд из правой части поселка в левую. Расскажу немного про сам поселок. Первое упоминание о нем было от 1612 года, тогда эти земли принадлежали Шведам, и на их картах поселение называлось Haisouesi. С 1702 года принадлежит Меньшикову, а после 1730 года Петру II. Нынешнее название поселка происходит от народности людей Ижоры, которые сюда переселились после освобождения земель от Шведов. Еще в 18 веке поселок разделился на два, Ижора и Пильна. Граница между ними проходила по речке Черной. Разделение поселка произошло из-за различия в вероисповедании, в Ижоре жили православные, а в Пильна лютеране. В дальнейшем Пильна стал называться Сагомилье. В середине 19 века в поселке был построен кирпичный завод и о красивейших здешних местах узнала Петербургская интеллигенция, сюда хлынул туристический поток. Уже в начале 20 века завод снесли и на его месте начали появляться дачные строения. В советское время Большую Ижору и Сагомилье объединили в один рабочий поселок, а вокруг стали, как грибы после дождя, появляться дачные кооперативы. На берегу залива разместили несколько детских оздоровительных лагерей. Сейчас лагеря эти заброшены. Численность населения поселка немногим больше двух с половиной тысяч человек, а в начале 70-х годов было почти пять тысяч.



30. У переезда есть хозяйственное здание станции, окна заколочены, двери закрыты, но главное красиво покрашено.



31. Переезд со световой сигнализацией. В гору уходит дорога к частным домам.



32. Вид в обратную сторону на станцию.



33. Впереди видно еще две стрелки. Сейчас мы их изучим.



34. Первая стрелка уходит левее и имеет приличный накат. Визуально кажется, что рельсы в траве заканчиваются, но это не так.



35. Слева в траве можно разглядеть улавливающий тупик. С 30 годов прошлого века, где-то в этом месте начиналась узкоколейная железная дорога. Вела она на карьер, откуда по ней вывозили песок. Действовала узкоколейка до 42 года, по другим сведениям до конца 50 годов. Сейчас от нее ничего не осталось.



36. Обернемся. С другой стороны главного пути тоже есть тупик.



37. Стрелка в сторону тупика. Путь к тупику так же используется, есть накат.



38. Подъездной путь этот ведет на территорию 15 арсенала ВМФ. В месте, где видна табличка, граница подъездного пути, раньше скорее всего были въездные ворота или тут проходил периметр закрытой территории. Сейчас от него остался бетонный фундамент слева и столбы с колючей проволокой справа. Строительство складов возле Ижорского укреп района началось в 1936 году. За два года возле поселка Большая Ижора должны были построить арсенальные склады 1 разряда для Балтийского флота. Строительство шло быстро и уже в 37 году были сданы почти все наружные сооружения, а к маю 38 года были готовы и 7 подземных хранилищ. Из-за нехватки профессиональных кадров, в первый же год существования на арсенале открыли училище, где подготавливали будущих сотрудников. Уже в 39 году арсенал задействовали для снабжения армии во время советско-финской войны, а после начала второй мировой, отсюда шло снабжение боеприпасами новых баз Балтийского флота в захваченной Прибалтике. Интересно, что до мая 41 года подъездного пути на арсенал не существовало, разгрузку и погрузку вагонов производили на станции, а это более двух тысяч вагонов в год, но после проверки складов высоким руководством, была поставлена задача протянуть на территорию железнодорожную ветку. Вовремя, ничего не скажешь! За первые шесть дней Великой Отечественной войны со складов на фронт отправили более 250 вагонов со снарядами. В августе 41, из-за наступления немецких войск было принято решение перебазировать арсенал в Ленинград. Размещать такой запас боеприпасов в одном месте в большом городе было опасно, поэтому в городе выделяли 12 площадок для складирования. Среди этих площадок станция Ладожское Озеро, Рахья, Кронштадт и Ржевский полигон, про который я вскоре расскажу. Полигон же замаскировали и заминировали. За время войны склад практически не пострадал и в марте 44 года был издан приказ о возвращении боеприпасов на прежнее место. С того момента арсенал работает и по наши дни, сейчас тут складируют боеприпасы, обслуживают, производят и уничтожают. В самом центре арсенала находится озеро Ижорское, по слухам, на дне которого покоится большое количество снарядов времен войны.



39. Обернемся. На фотографии можно увидеть оба тупика, трубу котельной и мостик над безымянным ручейком.



40. Далее слева появляется разгрузочная рампа для техники. Такая же, но меньшего размера, мною встречалась во время прогулки по станции Ладожское Озеро. Рампа только кажется заброшенной и заросшей, она и сейчас используется по назначению.



41. Подгоняемый теплым летним ветром, я подошел еще к одному КПП, оно уже действующее. Хотя я никого не увидел, ворота были открыты, но дальше решил не идти, кто знает, что в голове у этих военных. На территории арсенала можно увидеть путевое развитие и одинокий вагон. Если верить картам, пути проходят через всю территорию арсенала и примыкают к главному ходу. Это мы проверим позже.



42. На просторах сети нашел такого красавца! Это фотография сделана на территории складов. Справа видно строение, очень напоминающее бункер.



43. Вид на торцевую рампу. Если сравнивать с той, что мы видели на станции Ладожское Озеро, тут нет сцепки.



44. Местами бетон совсем устал и обвалился.



45. Вид в сторону КПП. Для полной красоты этого места не хватает пары вагонов у рампы...



46. Вернемся на главный ход и прогуляемся по второму ответвлению. Здесь также визуально кажется, что рельсы дальше обрываются.



47. Этот подъездной путь, к сожалению, оказался заброшен. Рельсы заржавели, а стрелка уже сломана. Вид в сторону станции.



48. Рельсы отлично маскируются в траве, хорошо научились у военных за годы, что тут лежат.



49. Внезапно раздался гудок и из-за деревьев вылетела Ласточка. Жалко, что не ЭР-ка, а то машина времени моих воспоминаний опять бы перенесла меня на двадцать лет назад. На момент моей прогулки на этом направлении еще эксплуатировалась одна кругломордая ЭР2-901 Юность, но запечатлеть ее не получилось и уже не получится, через неделю ее отставили от эксплуатации. Надеюсь сохранят как туристическую единицу.



50. 53 километр от Санкт-Петербурга. Примерно в этом месте я встретил трех военных, я уже подумал, что за мной пришли, но нет... Они мирно собирали ягоды вдоль путей. Выглядело это очень мило.



51. Местами на путях отсутствовали крепежные элементы. Удивляет, что рельсы в принципе сохранились, т.к. вспоминая детство, уже тогда этот путь выглядел заброшенным.



52. Замаскированные рельсы долго тянутся вдоль главного хода. После прогулки мой путь лежал на дачу к другу, где меня должна была накрыть коньячно-мясная волна, поэтому шагая по этим заросшим шпалам в лучах теплого июньского солнца, периодически погружаясь в детские воспоминания, я как дурак улыбался деревьям, траве и лучам солнца отражающимся от блестящих рельс.



52. Входной светофор станции Большая Ижора. Здесь подъездной путь начинает отдаляться от главного.



54. Вид на перегон Большая Ижора - Лебяжье. Там дальше за поворотом мы еще сегодня побываем, а сейчас надо пробираться через кусты и деревья, мы еще тут не все посмотрели.



55. Сквозь траву еще можно разглядеть шпалы, это наверно военные натоптали во время охоты на ягоды.



56. Отдалившись от главного хода, местами начали пропадать рельсы. Значит эта железка уже точно уходит в историю. Когда целостность сохраняется, всегда есть шанс, что при первой же необходимости тут сможет проехать поезд, пускай в теории, но все же, меня это всегда радует.



57. Большой участок полотна в этом месте разобран.



58. Дальше идти по шпалам стало совершенно невозможно, я ушел в сторону по одной из тропинок. Вернувшись обратно к железке, я увидел, что она проходит по бетонному основанию, и здесь что-то вроде разгрузочной рампы. Рельсы на этом участке сохранились.



59. Так это выглядит из углубления.



60. На рампе лежат рельсы 69 года.



61. В стороне от железной дороги, где я шел по тропинке, прямо среди деревьев красуются кучи мусора. Вот такие моменты портят всю прогулку! Из нашего человека свинство не вывести никак... Это очень печально... Это было, это есть и самое ужасное, что это будет...



62. Грунтовка пересекает железку.



63. И мы вышли опять на шоссе в сторону Соснового Бора. Здесь подъездной путь его пересекает и уходит за периметр военной части. Рельсы тут уже почти закатали в асфальт во время последнего ремонта.



64. Ручной шлагбаум сохранился только с одной стороны. За забором также территория арсенала. Только здесь находится склад ГСМ и провизии. Внешне все выглядит заброшенным, но люди по территории ходят и военный грузовик стоит в глубине. После склада железная дорога заходит еще на одну площадку арсенала, где занимаются уничтожением боеприпасов.



65. Вот так, веревочкой обозначен периметр военной части. Перешагнуть ее не составит никакого труда, но я нарываться не буду, а то посадят за шпионаж. В глубине видны емкости под топливо и здание продовольственного склада. На фотографии не видно, но за забором сохранилась советская аутентичная заправка с большим квадратным табло залитых литров. За деревьями видна вышка, это периметр арсенала. Так как здесь мы все изучили, пора возвращаться к машине и посмотреть противоположную сторону арсенала. Тут признаюсь, я конкретно ступил... Вместо того, чтобы возвращаться по дороге через поселок и запечатлеть интересные довоенные дома и другие исторические постройки, я поперся тем же маршрутом через станцию...



66. На обратном пути я встретил ЭД4М-031 следовавший в сторону Соснового Бора. Точнее в сторону станции Калище города Сосновый Бор.



67. А так выглядит здание главного штаба арсенала. Красивое и монументальное. Оригинал фото https://www.spb-guide.ru/img/14316/89567.jpg



68. Перенесемся на несколько километров дальше по шоссе. Возле дороги здесь находится здание пожарной части арсенала. Недавно его отремонтировали и увеличили количество боксов для техники, с двух до пяти.



69. А напротив главный въезд на территорию складов. Через пути обустроен охраняемый переезд с домиком смотрителя. Сразу за периметром находится стоянка, на которой стоит большое количество специализированного транспорта, а также видны штабеля корпусов от снарядов. За воротами имеется небольшая историческая экспозиция вооружения. Поподробнее про нее можно почитать тут https://ru-artillery.livejournal.com/161883.html. Наверно по праздникам организовывают день открытых ворот.



70. Теперь нам осталось только проверить, действительно ли пути, которые проходят через склады, примыкают обратно к главному ходу. Мы находимся на перегоне Большая Ижора - Лебяжье, примерно в двух километрах от пожарной части. Вид в сторону Соснового Бора. За деревьями блестит в летних лучах Финский залив.



71. Вид в сторону Большой Ижоры. Справа виден периметр арсенала из двух заборов с колючей проволокой и вышка охраны. Перед забором есть контрольно-следовая полоса. Зачем все так сложно, если с другой стороны можно зайти через открытые ворота?



72. Если верить картам, путь должен был примыкать где-то в этом месте. Видно, что сейчас его уже не существует, но он действительно тут был. В месте где я нахожусь есть открытый участок, где была стрелка, а за забором отчетливо видна просека бывшего пути. Когда этот участок разобрали информации найти не удалось.



73. И напоследок я решил выйти на берег Финского залива, вкусить виды и послушать шум волны. Берег в этом месте является частью природного заказника Лебяжий.  Заказник относится к водно-болотным угодьям международного значения. Во время сезонной миграции здесь останавливается большое количество редких птиц, большая часть которых занесена в красную книгу. Вести строительство, охоту и вырубку на территории заказника запрещено, охраняется государством. Само собой и мусорить не стоит, особенно в таком месте, но русскому Ване на это все равно. Весь берег в кучах мусора. Мне интересно, граждане которые оставляют мусор на природе, каждый год ищут новое место для комфортного отдыха или их эти свалки не смущают?



74. Мыс вдалеке - это поселок Лебяжье. Конечно, шум волны послушать не получилось, как обычно на заливе штиль, но подышать свежим морским воздухом и полюбоваться видом удалось. Впрочем, как и удалась сегодняшняя прогулка. Всем спасибо за уделенное время.



Дата прогулки 22.06.2019.

железная дорога, подъездные пути, заброшенная железная дорога

Previous post Next post
Up