Всем доброго времени суток!
В наш промозглый регион наконец-то пришла весна, снег с улиц почти исчез, солнышко подсушило дороги, а это значит, что сезон моих прогулок открыт. После долгой зимы ломка по железнодорожностям была велика и я не смог усидеть дома, когда в выходной выдалась по-летнему теплая погода. Сегодня мой выбор пал на еще одну станцию железнодорожной Дороги Жизни, а именно Борисова Грива.
Прогулку я начну с пересечения с автомобильной дорогой 41А-189. Это так называемое северное полукольцо бетонки. Бетонкой в Питере, впрочем как и в Москве, называют военную дорогу А-120, которая была проложена ориентировочно в 50-е годы прошлого века. Располагается она примерно в 40-50 километрах от города. Бетонка объединяла воинские части и объекты ПВО вокруг города. Как следует из названия, изначально дорога состояла из бетонных плит, для простоты монтажа и ремонта. До конца 80-х годов движение по этой дороге было закрыто для обычных смертных, на всех пересечениях с другими магистралями стояли посты ГАИ и военных. На самом деле, большинство жителей и не знали о существовании такой дороги, на картах ее не наносили, населенные пункты она обходила стороной, да и видя бетонный настил ,уходящий в лес, обычные жители и подумать не могли, что повернув туда можно оказаться на другом конце области. Есть у этой дороги две особенности: первая-это большое количество прямых участков, для возможности посадки самолетов, а вторая особенность - отсутствие мостов и туннелей, чтобы потенциальный враг не мог лишить дорогу целостности. Дорога эта скрывает еще много интересностей, может как-нибудь и прокачусь по ней и напишу свой отчет. А пока идем по железке налево.
Визуально конечно пока еще не так сочно все выглядит, как летом, березки стоят еще без листвы, трава засохшая песочного цвета, но теплый ветер и отсутствие снега уже позволяет получать удовольствие от прогулки.
Слева за деревьями и канавой виднеется старый дом. По внешнему виду имел промышленное назначение, в данный момент полностью заброшен.
После небольшой кривой начинается станция. Справа виден уже знакомый нам по прошлым прогулкам километровый столб железнодорожной Дороги Жизни.
Обернемся. Вдалеке виден переезд и дальше дорога уходит в сторону платформы Ириновка. Именно этот одноименный поселок и дал название всей железной дороге.
Дошли мы до станции. Первая стрелка и светофор М1. Начинается путевое развитие.
Слева, за пока еще голыми кустами, я увидел такую картину, среди травы торчат два маневровых светофора. Рельс нет или они скрылись в траве. На станции значит раньше были подъездные пути, позже мы обязательно посмотрим, что от них осталось.
Пройдя еще немного, показались те самые подъездные. В этой части они присутствуют, но заросли прилично.
Обернемся. Вид в сторону Санкт-Петербурга.
В центре кадра можно уже увидеть платформу. А меня же очень манит этот заросший путь, когда я вижу такие полузаброшенные ответвления, у меня внутри ,как говорится, начинают летать бабочки, только суровые железнодорожные, в желтых жилетах и с ключом.
Но это не единственный подъездной на станции, по правую руку видны еще одни пути, убегающие в глубину поселка. Внешне выглядят они так же заброшено. Интересная наклевывается сегодня прогулка!
Первым исследуем левый подъездной. Стрелка автоматическая, я подумал, что это сбрасывающая, но оказалось нет, раньше влево уходил еще один путь. Я это понял только под конец прогулки.
Впереди виден только молодой лес и не скажешь, что там дальше будет еще путевое развитие.
Маркировку рельса разобрать не смог, но год читается отчетливо 1964.
За этой частью пути еще какое-то время следили, она скорее всего еще принадлежит РЖД, а дальше уже какому-то предприятию.
Еще одна автоматическая стрелка. Тут лесок уже более активно разросся. На заднем плане главный путь, где мы проходили ранее.
После стрелки пути испарились. В зарослях вдали от станции можно спокойно спереть всё, что не... Хотя после "всё" можно поставить точку.
По цветам на фото кажется, что гулял я осенью, но это не так.
Тот самый маневровый уже с обратной стороны.
Правый путь, точнее просека от него, уходит все правее, а левый зарос более капитально и не меняя своего направления исчезает где-то в молоденьких елочках. А вот и граница подъездного, ржавая табличка нам об этом говорит.
Это место мне особенно запомнилось в данной прогулке.
Не хотелось мне отсюда уходить, но надо изучить станцию до конца.
Подойдя к маневровому номер 3 я был в маленьком шоке, он еще светил красным! Рельс нет, шпалы уже давно заросли, а он продолжает выполнять свою работу! В сумерках он должен выглядеть особенно атмосферно.
Идем дальше по правому пути.
Выходим на какое-то свободное пространство. Шпалы тут активно начали выкорчёвывать из земли. Слева кучи мусора, а за ними то самое здание.
Просека все дальше уходит правее через елки.
И в итоге мы выходим на площадку для разгрузки угля. Вокруг очень много мусора, предприимчивые мудацкие водители мусоровозов нашли тут место для избавления от своего груза.
Эстакада для разгрузки вагонов.
По периметру стоят классические советские прожекторы, даже еще не разбитые.
За голыми деревьями спрятался тупик.
Давайте посмотрим что осталось от второго пути и попробуем понять куда он вел. Вид в сторону стрелки, тут заросло все более сильно. Тут еще можно поиграть в снежки)))
Остатки второго пути теряются где-то напротив заброшенного здания. Мусора и здесь огромное количество... Какие же люди свиньи!!! Здание это похоже на котельную, с учетом того, что рядом угольный склад.
Вернемся обратно на станцию. Крайний левый путь, к которому и примыкает подъездной, закрыт для движения.
Теперь пройдемся по второму подъездному в этой части станции. Внешне он выглядит более живым, хотя наката и на нем не видно.
В самом начале пути стоит кучка трансформаторов.
Светофор М7 горит красным. Выезд на станцию запрещен. Могу спокойно гулять по путям, поезд не собьёт.
Вдоль железки идет тропинка, данное направление популярно у местных жителей.
Складывается впечатление, что местные жители идут именно до этого места, копают песок из насыпи и уходят обратно. Возвращаемся к теме "прут все,что...
По левую сторону проходит дренажная канава, только она такого размера, что ей спокойно подошло бы наименование река.
Дошли до ручной стрелки, путь расходится на два. Тут же сложены бетонные столбы.
Как же быстро природа в отсутствии человека забирает себе то, что мы оставили.
Местами и дальше по сторонам валяются столбы. Правый путь менее зарос, по нему и продолжаем шагать дальше.
Эта зима выдалась очень снежной, даже сейчас в середине апреля в местах где мало солнечного света лежат снежные сугробы.
Впереди показались ворота. Большая елка возле них уютно накрыла створки своими ветвями. За воротами тяговая подстанция Борисова Грива.
Так выглядит второй путь перед тем, как уходит за периметр подстанции.
Территория закрыта забором, но на обратном пути я заехал к ней и сфотографировал как подстанцию...
... так и конец пути.
Направляемся обратно к станции.
На обратной дороге решил поизучать рельсы. Несколько интересных экземпляров покажу дальше. Рельс 1916 года Керченского государственного металлургического завода. Как следует из названия, завод находится в Керчи. Основан был в в 1897 году, а работу начал в 1900 году. С 1922 года завод принадлежал тресту Югосталь, рельсы с таким клеймом мы увидим ниже. Завод в Керчи работает и сейчас.
Рельс с клеймом Югосталь 1929 года. Трест объединял в себе множество металлургических предприятий юга СССР. Кстати 1929 последний год существования этого Треста.
Вот интересное клеймо, раньше такого не видел, АЮРЗБО 1913 года. Это изделие Александровского Южно-Российского завода Брянского акционерного общества. Находился завод в Днепропетровске. Основан был в 1887 году. Работает завод и сейчас. Интересных рельс на этом подъездном много, только часть совсем нечитаемые, а какие-то нужно было откапывать. Если проверять каждый, то гулять тут можно несколько дней.
В этой части станции мы все изучили, пойдем в противоположную. Место где подъездной от подстанции примыкает к крайнему правому пути. Тут так же стоит знак запрета для движения.
Вид в сторону Питера. Маневровый номер 9.
На станции электрифицированы только два центральных используемых пути. Электричество сюда пришло в 1966 году. Платформа одна и располагается между ними.
Дорожка ,перекинутая через рельсы, соединяет две части поселка. Название поселка конечно звучит странно, происходит оно от названия местности. Грива это вытянутый холм, на котором и расположен поселок, а почему Борисова в истории данных не сохранилось, но поблизости есть еще несколько объектов в честь Бориса, наверно был важным человеком в этих местах.
Западная горловина станции. Хорошо видны оба подъездных, которые мы уже исследовали. Так же виден бывший стрелочных пост, он сейчас заколочен и не используется.
Как я писал ранее в посте про станцию
Мельничный ручей и
Ладожское Озеро, эта железная дорога изначально прокладывалась как узкоколейная, для вывоза торфа. В 1896 году пути продлили от станции Ириновка дальше в сторону Ладожского озера, а на месте, где мы сейчас находимся, построили стекольный завод и вокруг него появился поселок. Позже в поселке был еще кирпичных завод, возможно заброшенный дом, что мы видели ранее, относился именно к нему. До наших дней заводы не дожили, торф уже давно не вывозят, узкоколейки нет, а поселок во всю здравствует.
Здание станции. Кассы и зал ожидания закрыты.
На здании весит табличка. Во время войны на стации располагались два госпиталя.
Рядом стоит бывшая казарма. На столбе висит приличный по размерам прожектор. Правда, понять я не смог, куда он светит и для чего нужен.
В конце платформы крайний правый путь начинает отдаляться от станции.
Летом на путях активно растет трава, а сейчас это выглядит, как рельсы в сене. Эта железка давно не используются.
По правую руку вплотную примыкает площадка из бетонных плит. Ранее тут был пункт складирования древесины. Подъездной заканчивается через метров 100 кустами.
Вернемся на станцию. Дальше станция располагается в кривой.
Неожиданно ко мне прибежал знакомиться местный барбос. Пришлось минут 15 потратить на почес его брюха)
Восточная горловина станции. Выходные светофоры горят красным. Основные два пути уложены на бетонные шпалы с новыми рельсами, а вот неэлектрифицированный путь остался на деревянных шпалах и с большим количеством интересных рельс. Несколько покажу.
Рельсы концерна Friedrich Krupp AG 1940 года. До второй мировой, да и после, являлся крупнейшим немецким промышленным концерном. Выпускали все, от рельс до танков. После войны концерн долго восстанавливал объемы, а после слияния с Thyssen, стал ведущим производителем стали в мире. Рельсы с такой маркировкой можно встретить по всему миру.
Опять маркировка АЮРЗБО, только уже 1908 года.
Из-за мохнатого друга фото получилось размытое, но буквы я подскажу ЮРДМО, а дата 1906 год. Рельс этот был отлит Южно-Русским Днепровским металлургическим обществом, которое было создано в 1886 году. Общество это было создано в результате слияний Варшавского сталилитейного завода и компании Коккериль. Завод принадлежал французам, а ,как сейчас бы сказали, офис находился в Санкт-Петербурге.Завод являлся одним из крупнейших в царской России.Какое то время также входил в объединение Югосталь. На данный момент завод законсервирован.
Рельс с маркировкой НОВ РОС ОБЩ 1915 года. Сейчас этот завод называется Донецкий металлургический, а в 1869 году, когда его заложили, назывался завод Новороссийского общества каменноугольного, железного и рельсового производства. Первую продукцию завод выдал в 1872 году.
Стыковой соединитель интересный, впрочем и квадратные болты я видел до этого только в Калининградской области на еще немецких железках. Ох, моя любимая Калиниградская область, сколько там всего интресного и не только железнодорожного. Скоро выложу пару постов.
А здесь хорошо видно, что раньше путей на станции было больше. В траве проглядывают остатки шпал от того самого пути, который отходил от стрелки в начале нашей прогулки. Но его разобрали очень давно, т.к. другие места, где он проходил капитально заросли или даже застроились.
Сбрасывающая стрелка в восточной горловине, от нее и отходил разобранный путь. С этой стороны так же есть заброшенный стрелочный пост. На этом станция заканчивается. Следующий остановочный пункт Ваганово. А я пошел обратно к машине.
Дойдя до уже знакомого нам переезда, я увидел, что он закрыт. Решил дождаться поезда, а вместе со мной его ожидает Комбат. Редкий автомобиль даже для Питера.
В сторону Ладоги промчалась ЭТ23М-003 Карелия. Через несколько минут в обратную сторону просвестела другая электричка. Так как до Ладоги,а в обратную сторону до Мельничного Ручья, проложена однопутка, то только на станции Борисова Грива можно произвести скрещение электричек. На этом прогулка завершилась. Спасибо за внимание.
Дата похода 19.04.2019