Станция Ржевка и её окрестности (Часть 2)

Dec 20, 2022 11:20

Всех приветствую во второй части моего похода по окрестностям станции Ржевка. В этой части моего повествования железки будет мало, но надеюсь, от этого чтиво не будет менее интересным. А всем кто не читал первую , самое время это сделать.

1. Возвращаемся к станционной площади, носит она само-собой название Ржевская. Появилась площадь в процессе реконструкции станции. Здесь все так же сохраняется трамвайное кольцо, сейчас идет процесс его модернизации под запуск частного трамвая Чижик. Вот он круговорот истории, все началось с частной узкоколейки и спустя сто лет, здесь запускают частный трамвай. На площади также расположена конечная остановка нескольких автобусных маршрутов. И все тот же красавец ЖК на заднем плане. Самые внимательные смогут разглядеть и железную дорогу, вон она в асфальте видна. Это остатки подъездного пути с фотографии номер 13 первого поста.





2. Здесь раньше проходило шоссе Дорога Жизни, дальше я показывал остатки асфальта у железки. Справа был домик дежурного по переезду, но его уже снесли.



3. Единственный сохранившейся фрагмент полотна. Рябовский путепровод в сторону города раздваивается, ближайшая к нам эстакада это заезд с Рябовского шоссе, а дальняя это съезд в сторону города на Ржевскую улицу.



4. Тоже место, но с высоты эстакады. Полотно под новый трамвай уже переложили. Можете посмотреть на 10 фотографию первого поста, именно этот поворот рельс будет виден на том историческом кадре. Если изучать карты, то получается, что трамвайная линия и бывший подъездной путь нам показывают как здесь в начале 20 века расходилась Ириновская железная дорога. Левый путь был пассажирский, он таким сейчас и остался, а правый был грузовой, так его и использовали после реконструкции.



5. Раздвоение Рябовского путепровода. На месте пешеходной дорожки раньше был подъездной путь.



6. Покажу вам немного окрестности. Буквально вдоль Рябовского шоссе сохранилась дореволюционная застройка этих мест, представляет она из себя восемь одинаковых кирпичных домов на 4 квартиры. Строились они для офицеров прямо перед революцией, во время очередного расширения Ржевского полигона. Какая красивая архитектура! Их бы отремонтировать, обновить фасад, положить красивую фальцевую кровлю и это была бы изюминка района!



7. По другую сторону от Рябовского шоссе есть небольшой лесок, через который проходит дорожка от станции в сторону исторического района Кабаниха, который теперь входит в границы Ржевки. Район возник на месте поселения конца 19 века с таким же названием, которое принадлежало землевладельцу с фамилией Кабаних. Сейчас территория исторического района разрезана пополам КАДом. В кадре пешеходный мост с названием 5 Ржевский. Построен в 1982 году взамен старого деревянного. Имеет длину 66 метров.



8. Под ним течет Горелый ручей.



9. Дорожка после моста.



10. Вернемся к нашему подъездному пути. Между двух эстакад притаился бывший железнодорожный мост. Названия у него нет, но до строительства эстакады, справа существовал автомобильный мост 4 Ржевский, После его сноса это название перекочевало на железнодорожный.



11. Клепанный пролет моста говорит нам о том, что он дореволюционный. Точной даты его строительства найти не удалось, но если учесть, что именно тут проходила линия Ириновской железной дороги, значит мост может быть и 1896 года постройки. Тем более, что эту ветку прокладывали для грузовых составов и возможно с самого начала построили железный мост, а не деревянный, как на других переправах. Под мостом бурлит все тот же Горелый ручей.



12. Эта часть моста уже точно более поздняя, советская. В конструкции моста использовали огромное количества деревянных шпал, вам не передать словами какой аромат креозота там стоит! Люблю в своих прогулках находить такие частички истории нашего города, на которые многие люди и внимания не обратят.



13. Это же место но в конце 80 годов прошлого века. Подъездной путь еще во всю используется, вместо эстакады еще улица, а вдоль нее парикмахерская, которую снесли в период строительства КАД. За барышнями виден тот самый мост.



14. Иду дальше по насыпи железной дороги. Справа спускается эстакада Рябовского путепровода.



15. Перенесемся в бесснежный январь 2020 года. Это же место, но я смотрю в сторону станции. За поваленным деревом виден мост.



16. Вспоминаю прошлую зиму, когда снега было столько, что во дворах не пройти было и вот эту, и даже не знаешь, что лучше.



17. Перекресток Ржевской улицы и Челябинской улицы. Краснокирпичное здание это завод Ржевка-хлеб, от которого по округе разлетается приятных запах свежей выпечки. Сейчас я перехожу из района Ржевка в район Пороховые. В городской молве этот уголок города называется Ржевка-Пороховые и всегда считался опасным, промышленным и дальней окраиной.



18. На этой фотографии можно увидеть поликлинику №11, её же видно на историческом кадре №13



19. Напротив хлебозавода сохранилась просека от железной дороги, но шпал, а уж тем более рельс здесь не сохранилось.



20. Еще раз покажу красивое здание пекарни и расскажу историю этого производства. Производство на этом месте появилось в 1871 году, это был Механический завод Титовых. Занимался он, как сейчас бы сказали, подрядными работами для Охтинского порохового завода, различная металлообработка. Кирпичные здания цехов появились в конце 19 века, хотя по всем базам они числятся как 1911 года постройки. В 1927 году цеха перепрофилировали под хлебозавод, который работает и по сей день. Скоро сто лет ему!



21. У одного из частных домов по Ржевской улице, на месте где когда-то проходила железная дорога, организована стихийная парковка различной рухляди.



22. Просека от железной дороги и ковер из прошлогодних листьев.



23. Под насыпью бывшей железки течет еще один ручей, через несколько сотен метров он впадает в Горелый. Возле насыпи можно найти остатки старых погребов.



24. Из зарослей выхожу к улице Красина. Здесь подъездной путь расходился на два. Левый ус представлял из себя историческое направление Ириновской узкоколейки, и он уходил за эти зеленые ворота, за забором территория завода Пластполимер. На яндекс панорамах за 2011 год, возле ворот еще стоял светофор. Правый ус уже был проложен после реконструкции станции и уходил он правее забора.



25. Перехожу дорогу и покажу четко выступающую насыпь железной дороги. От переезда в этом месте не осталось и следа. Для начала пройдусь по местности где проходил левый ус, а потом вернусь к месту разветвления и покажу остатки правого.



26. Дальше я буду двигаться вдоль забора завода Пластполимер по улице Красина. Ближе к концу улицы сохранились, даже недавно отреставрированы, корпуса лазарета Охтинского порохового завода. В кадр попал главный корпус. Построен был в 1912 году архитектором Симоновым В.Я., он же был архитектором домов для офицеров, что видели ранее. Больница для порохового завода была необходимостью, ЧП на производстве случались постоянно. Архитектура у здания потрясающая, да и реставрация вроде была качественная. Здание пока пустует, окончательно еще не решили, какое учреждение здесь будет размещаться, но оно будет точно связано с медициной.



27. Вид на завод Пластполимер со стороны больницы. Пора уже в моем повествовании перейти к главному герою этого района, вокруг которого и для которого эта часть города застраивалась, обустраивалась, прокладывались железные дороги, строились дома и больницы, который дал название району и неразрывно связан с историей Петербурга и страны. Всё началось в 1715 году, когда Петр 1 издал указ о начале строительства на реке Охта пороховой мельницы. В те годы Россия вела войну со Швецией за выход к Балтийскому морю и Петр решил построить пороховой завод максимально близко к арене боевых действий, да и не хватало армии того пороха, что делали небольшие частные предприятия Москвы и других городов. Строительство возглавил один из приближенных царя Яков Брюс. Первым делом на Охте построили деревянную плотину, а вокруг неё уже различные амбары, склады, конюшни, жилые и административные строения. Старались все располагать максимально удаленно друг от друга, т.к. производство было очень опасным. В 1716 году первый государственный пороховой завод начал свою работу. Уже в середине 18 века он становится крупнейшим производством в Санкт-Петербурге. До конца 18 века завод несколько раз перестраивают исправляя и дополняя старые планировки и строения. Начало 19 века на заводе было мрачным, 15 апреля 1803 года произошел один из самых сильных взрыв, который унес жизни 18 человек. После этого началась очередная перестройка завода, которая закончилась возведением новой плотины, в основе конструкции которой был металл. Тогда же совместно с производством на заводе начали размещать различные лаборатории, для улучшения качества продукции и расширения номенклатуры. Охтинский пороховой завод почти всю свою историю принадлежал военному ведомству, которое и направляло сюда свои запросы и потребности. В середине 19 века Охтинский завод стал крупнейшим поставщиком пороха в России и самым крупным пороховым заводом в Европе! Вокруг такого гиганта постепенно начали появляться и производства поменьше, которые его обслуживали и производили необходимые для его работы материалы и изделия. Некоторые из этих предприятий включали в структуру завода, он их поглощал, какие-то со временем выводили. В 1893 году все цеха перевели на электроснабжение. Перед революцией, в которой работники принимали активное участие, завод представлял из себя целый город в городе, более 500 строений, железная дорога, больница, церковь, хлебозавод, детские сады, дома. После революции страна лишилась большинства заграничных поставщиков различных компонентов и материалов, поэтому с 1917 производства начали переводить на выпуск гражданской и промышленной продукции, а именно мыла, азотной кислоты, синтетических смол и пластических масс, являясь основоположником этого производства в стране.



28. Интеллектуальная база предприятия была одна из самых мощных в стране, поэтому следующее десятилетие в лабораториях и цехах было создано и произведено огромное множество различных смол, пластмасс и композитных материалов, которые заменяли зарубежные аналоги или даже превосходили их. Под новые направления начали возводить и новые цеха. В 1927 году завод переименовали в Охтинский химический завод, а в 1931 году в комбинат. Следующие 10 лет до войны на заводе, который еще недавно выпускал порох, патроны и снаряды, занялись производством кукол, расчесок, мыльниц и других товаров гражданского потребления. Во время войны большинство оборудования было вывезено на Урал, а именно в город Нижний Тагил, где на базе небольшого торфяного производства был построен завод Уралхимпласт, который работает и сейчас. Здесь же, на берегах Охты, возобновили производство боеприпасов, в которых работники знали толк, в частности здесь делали снаряды для Катюш. А сам завод на время войны получил индекс №757. После войны завод вернулся к выпуску и разработке различный пластмасс и смол, также заново наладили выпуск промышленных товаров (пленки, корпуса, трубы, шланги) и товаров народного потребления. Исследовательская деятельность тоже не стояла на месте, в лабораториях комбината создавали и улучшали различные материалы, многие из которых здесь начинали производить первыми в СССР. В 1969 году комбинат получает название Научно-производственное объединение Пластполимер и становится головным предприятием среди основных заводов по производству пластмасс в стране. С 1993 года ОАО Пластполимер. На фотографии ниже запечатлен процесс очередной и последней модернизации завода в 1987 году, строиться новый цех, именно тот, что виден на фотографии выше. На этом кадре также можно увидеть частично разобранную железную дорогу, прямо перед нами импровизированный тупик, а настоящий тупик выглядывает из-за грузовиков. Дальше за забором уже улица Коммуны. Интересная техника работает: КРАЗ 255 с еще не телескопической стрелой и совсем редкий седельный КАЗ 608 Колхида.



29. Путевое развитие на территории было очень масштабным, на фотографии 1987 года мы это видим. На 2022 год компания Пластполимер еще существует, если верить информации на их сайте, то деятельность её все также делится на два направления, это научная часть, различные разработки и испытания материалов, и производственная, где изготавливают мастики, бытовую химию и пленки. Собирая в сети информацию про завод я узнал, что завод сейчас проходит процедуру банкротства (как неожиданно!), большая часть территории сдается в аренду, а землей под цехами владеет компания Теорема, которая очень любит застраивать бывшие промки жильем. Не надо быть провидцем, чтобы понять, что скоро на месте крупного завода, с историей в три века, будут строить очередные человейники. Скрепы про сохранение истории и импортозамещение в деле!



30. Хочу вам показать еще несколько строений Охтинского завода, которые надеюсь не уйдут в историю. Та самая плотина, вокруг которой и начал строиться гигант химической промышленности. Про историю завода, его строений и людей, что тут работали можно писать отдельный пост, но кому интересно, смогут найти информацию в сети, а вот про хронологию жизни плотины, я пожалуй уделю отдельный абзац. Деревянная плотина была первым строением завода, от которой при помощи привода крутились каменные жернова внутри мельницы. Сейчас это старейшее гидротехническое сооружение Петербурга. К 1721 году мельниц уже было 7, но все они разом работать не могли из-за маленького напора воды, плотина постоянно протекала, её размывало и ремонты велись постоянно. Для этих целей рядом даже построили пильную мельницу, которая тоже работала от плотины, а в дальнейшем и мукомольная. К 1729 году плотина была в аварийном состоянии, но она простояла еще до 1737 года! За это время завод не мог наращивать выпуск пороха, т.к. мощностей не хватало. Наконец-то начались обсуждения и разработки реконструкции плотины, но все варианты, что предлагали руководству были отвергнуты как дорогие. В итоге выбрали самый простой проект и самый дешевый, но никто не хотел браться за эту работу и после долго поиска нашли подрядчика, который согласился выполнить эти работы за 8 месяцев вместо 3 и сумма работ выросла в разы, до 6500 рублей. Годы идут, а система не меняется))) Итог был очевиден, через несколько месяцев плотину прорвало. Выхода другого не было и в 1739 году построили новую плотину за 12000 рублей. В 1769 году была очередная модернизация плотины, на этот раз в основание уложили камни, для большой надежности, но все равно деревяшка гнила и постоянные паводки негативно влияли на конструкцию. В 1777 году выше по течению построили Токсовскую плотину, которая помогала регулировать уровень воды в реке и защищала от паводков. Это помогло продержаться основной плотине без ремонтов до 1799 года, когда была очередная реконструкция, на этот раз её всю усилили камнями, как и сливные каналы и берега. Сумма работ уже 217 тысяч рублей! В следующий раз решили не производить очередную реконструкцию, а построить плотину заново, что и сделали в 1827-1828 годах. Металлические конструкции для плотины поставлял уже знакомый нам Пролетарский завод, тогда же над плотиной разместили мост. Последняя перестройка плотины проходила в 1864-1868 годах, тогда всю плотину сделали из бетона и к ней подключили три гидротурбины для питания завода. В таком виде плотина и существует сейчас. Во время войны центральная часть была разрушена, после войны восстановлена, а в 1965 произведена реконструкция, во время которой многие исторические чугунные элементы были утрачены. С 13 по 17 год нового века, во время очередного ремонта, чугунные ограды и другие убранства были воссозданы. Сейчас по плотине проходит улица Коммуны, она открыта для движения транспорта и является объектом культурного наследия.



31. Все основные строения завода раньше располагались рядом с плотиной и вдоль русла реки Охты. На месте всех этих деревьев когда-то были цеха, мельницы, ангары, а сейчас же сохранилось единственное здание пороховой крутильни. Постройки конца 18 века! После плотины это самое старое здание завода. До начала 90-х годов прошлого века в стенах крутильни был заводской музей, потом он куда-то исчез и в историческом здании сделали ресторан, потом офис, а сейчас здесь пансионат для пожилых! Очень странное использование такого ценного здания. Почему сюда нельзя вернуть музей порохового завода или какой-нибудь музей района, тем более, что рассказать и показать тут есть что! Вокруг красивый парк и отличный вид на плотину.



32. Недалеко от плотины можно полюбоваться въездными воротами Охтинского порохового завода. Построены они были в 1805 году на месте деревянных ворот, которые были уничтожены взрывом в 1803 году. В момент строительства началась очередная модернизация завода и его расширение, потому новые ворота уже не располагались на границе предприятия, их их использовали как колокольню для оповещения о начале и конце рабочего дня. Названы ворота Александровские, в честь Александра 1, который посетил завод в 1806 году после реконструкции. Ворота были отремонтированы в 2021 году, но при этом и закрыли сквозной проход через центральную арку. Гуляя по району я упустил еще пороховой погреб конца 18 века, который сохранился на берегу Охты, сразу за воротами. Еще тут есть заводское кладбище, церковь и многое другое. Говорю же, история здесь на каждом шагу!



33. Перекресток улицы Коммуны и улицы Красина. В конце 19 века здесь проходил промышленный ус Ириновской узкоколейки, после того как пассажирский ус перевели на трамвайное движение, этот частично разобрали, но не весь. Он перестал дальше соединяться с трамвайным, а стал тупиковым. Примерно до начала 80 годов прошлого века тут еще располагался переезд и железка продолжалась за заводом Пластполимер, забор которого виден слева. Трехэтажное здание это ремесленная школа при пороховом заводе, архитектор все тот же Симонов, дата строительства 1912 год. После революции здание отдали Пороховской больнице, которая находится прямо за ним. Сейчас в нем поликлиника. А прямо на углу перекрестка, перед раскидистым деревом виден монумент, о том, что здесь проходил Ржевский коридор блокады.



34. Пути проходили по этому пустырю и дальше в сторону видимой просеки леса.



35. Недалеко от перекрестка сохранился еще один интересный дом, 1905 года постройки. В нем почти 150 лет жило несколько поколений семьи Ивановых, которые построили этот дом на земле, что им подарил император Александр 2. На момент моей прогулки был заброшен, но сейчас его обшили сайдингом и отремонтировали. С одной стороны хорошо, что не снесли, но ценность дома в таком виде конечно же сильно падает.



36. Гуляя дальше я оказался возле садоводства №1 завода Пластполимер. Здесь издавна находилась Ильинская слобода, в которой жили работники порохового завода, а в двадцатом веке появилось садоводство для трудяг его наследника Пластполимера. Похоже на деревню староверов в центре мегаполиса. Маленькие деревянные домики, небольшие участки с парниками, а вокруг высотки и заводы. Надеюсь этот уголок деревянной застройки сохранится еще долго. На месте, где видны бетонные блоки, раньше проходила Ириновская узкоколейка, а в дальнейшем и широкая колея. С карт этот кусок железки исчез в начале 80 годов.



37. Разворачиваюсь и за моей спиной мост Малый Ильинский через реку Лубья. Первый мост в этом месте появился еще в середине 19 века, он был деревянный и назывался Лупповский мост №1, в конце 19 века рядом был построен новый железнодорожный мост, но есть сомнение, что он был немного ниже по течению реки, там сейчас видны остатки опор от него. Здесь же мост появился после перешивки колеи. Он был построен в нескольких метрах от старого автомобильного. Автомобильный в двадцатом веке несколько раз ремонтировали, но в 1990 году признали аварийным и решили построить новый на опорах уже неиспользуемого железнодорожного моста.



38. Вид на мост со стороны. Особого автомобильного движения по мосту нет, т.к. он ведет из неоткуда в никуда, а вот пешеходы им пользуются часто.



39. В темных водах реки Лубья сохранились устои старого деревянного моста.



40. После реконструкции оставшийся ус железки доходил до нынешнего перекрестка Ириновского проспекта и Индустриального проспекта, здесь до войны было какое-то промышленное предприятие, а в 1945 году тут построили завод железобетонных изделий №6, он и стал конечной точкой этого подъездного пути. Завод работает и сейчас, а вот железку не использует уже давно, никаких её следов вокруг предприятия не сохранилось. На одной из карт, я нашел продолжения этого пути и за завод ЖБИ, на другую сторону Индустриального проспекта, там сейчас расположена производственная база Мостотреста, но кроме одной карты других подтверждений этому я не нашел. Здесь я рассказал все, пора вернуться на улицу Ржевскую  и я расскажу про второе ответвление этого подъездного пути.



41. Я опять у забора завода Пластполимер с фотографии 24. Тут между двух заборов раньше ходили поезда. Даже сохранился каркас жд ворот.



42. Вид в сторону станции. Справа забор Пластполимера. Бывший переезд от нас в метрах трехсот, а здесь только мусор и березки.



43. Еще один вид в сторону станции. Вдоль дороги образовалась стихийная парковка возле еще одной проходной Пластполимера.



44. За воротами видно еще одно краснокирпичное строение порохового завода.



45. Дальше в земле начали появляться железнодорожные артефакты, шпалы в этом месте сохранились. Железная дорога проходила по самому берегу Охты. Слева торчит угол пожарной части завода Краснознаменец. А что еще видно на фотографии?



46. Правильно, старый светофор. Немой свидетель старой железнодорожной жизни этих мест.



47. Пожарная част уже давно заброшена. Построена была в 1933 году в стиле конструктивизм, обслуживала опасные предприятия вокруг себя, а в 1942 году от сюда выезжали первые наряды для тушения пожара на станции Ржевка. Через несколько месяцев после моей прогулки самому зданию потребовались услуги пожарных, оно полностью сгорело. Вроде как сейчас планируют часть восстановить, но уже под коммерческие нужды. Рядом с пожарной частью, еще недавно, стоял жилой дом, по некоторым данным дореволюционный. Снесли его в 2013 году, а примечателен он был тем, что на его крыше стояла одна из самых больших любительский антенн. Вот раньше у людей были увлечения: радиосигналы, голубятни, огороды свои, а сейчас только тик-токи... Видео про то как эту антенну разбирали https://www.youtube.com/watch?v=4gsq8srIDsg



48. С бывших путей открывается шикарный вид на Охтинский разлив, который образовался здесь из-за дамбы порохового завода и на два моста близнеца КАДа через неё. Их я вам еще покажу ближе во второй части прогулки.



49. Дальше я вышел на жд насыпь через разлив. Сделали её чтобы не тянуть длинный мост на другой берег. Когда точно протянули этот ус подъездного пути я информации не нашел, но точно он уже функционировал до войны, это доказывает карта показанная в первом посте и датированная 1940 годом.



50. Слева проходит автомобильный мост.



51. Мост еще недавно имел название Капсюльный, как и шоссе которое по нему проходит, но сейчас его переименовали в 4-й Охтинский. Мост в этом месте существовал еще с конца 18 века, его постоянно перестраивали, но всегда он был деревянный. Пару лет назад его еще раз реконструировали, поменяли настил, сделали ограждения. Ведет он на остров или на полуостров (я так и не разобрался до конца), что перед нами. На острове еще с 18 века располагались погреба для хранения пороха, подальше от производств и жилых строений. Как это место выглядит с высоты, можете опять же посмотреть на картах с первого поста.



52. Я уже на острове. Слева направо проходит Капсюльное шоссе, да, эта грунтовка носит гордое название шоссе. Может возникнуть резонный вопрос, откуда такое название? Название повелось от капсюльного завода, что находился неподалеку. Завод этот изготавливал капсюли (часть патрона или снаряда, которая от удара воспламеняет пороховой заряд) для Охтинского порохового завода. Завод этот мы еще изучим во второй части прогулки. За моей спиной, та часть острова, на которой находились погреба 19 века, они и сейчас там сохранились, но территория закрыта, её тоже выкупила компания Теорема и планирует здесь строительство. Скорее всего исторические постройки сохраняться не будут. А впереди корпуса завода Химволокно. Местечко конечно стрёмное, мне кажется, именно в такие места в 90-е года свозили неразговорчивых братков.



53. Вид с острова на завод Пластполимер.



54. Там за старым забором и колючей проволок ждут своего часа пороховые погреба.



55. Вид на насыпь железной дороги со стороны острова. Еще сохранились устои моста.



56. Еще в сети нашел такой кадр, на котором запечатлен этот мост в 1989 году еще при эксплуатации



57. Справа, если идти от станции, сейчас простирается огромный пустырь, на котором стоит одинокое здание из красного кирпича. Здесь до 2017 года была Заречная площадка завода Краснознаменец, но потом все пошло по типовому сценарию, завод отказался от неё, под предлогом оптимизации производства, землю продали все той же компании Теорема, которая снесла все здания, в том числе и дореволюционные и планирует застройку всей территории человейниками. Уцелело только здание дореволюционной мастерской и немного дальше здание подстанции. Все пока стопориться из-за того, что тут было химическое производство и не получается так быстро перевести земли в разряд жилищного строительства, но в наше время нет нерешаемых вопросов, особенно когда это касается новых квадратных метров жилья. Была идея тут разместить новый зоопарк, но посчитав вложения и прибыли конечно же отказались от нее очень быстро.



58. Шагаю дальше, еще один бывший жд мост, через тот же Охтинский разлив, но на этот раз справа вода прибывает из Безымянного ручья. Здесь также сохранились опоры моста и отчетливо видна насыпь.



59. Если повернуть голову налево, то открывается вид на еще один мост, а за ним, за деревьями, видны силуэты дореволюционных погребов для пороха.



60. И этот мост когда-то являлся частью Капсюльного шоссе, но его жизнь закончилась под колесами ассенизаторской машины в 2018 году. Причем закончилась она второй раз. Расскажу поподробнее. Когда началась расчистка территории завода, то самый короткий путь для вывоза остатков строений с территории и завоз спецтехники был через этот мост, уже очень старый и не пригодный для грузового движения. Но кого это останавливает, когда на носу хороший заработок!? Тогда в 2017 году мост пал под тяжестью самосвала. Виновных не нашли и про мост забыли, но кто-то его восстановил, мне кажется это был завод Химволокно, т.к. через этот мост можно пройти к одной из проходной завода. Восстановили очень посредственно, но он продолжил выполнять свою функцию пешеходного моста, на въезде положили блоки и поставили знаки запрещающие любое движение, но в 2018 году очередной камикадзе на ассенизаторской машине решил проехать по нему, скорее всего для слива своей бочки на пустыре и провалился. Машину вытащили, а мост так и оставили в разрушенном состоянии. Рядом построили пешеходную переправу, для безопасного доступа на другой берег. Лестница от пешеходного мостика показывает нам на бывшие железнодорожные ворота.



70. Пройдя по замечательному мостику могу показать просеку с покрышками на месте заводской жд ветки. Вид в сторону станции.



71. И вот она, конечная точна этой части прогулки. Навсегда закрытые железнодорожные ворота завода Химволокно и бравый охранник за ними. Как я писал выше, после революции Охтинский пороховой завод начали переводить на выпуск гражданской продукции, и в 1930 году на базе корпусов и трудовых резервов уже Охтинского химического завода была запущена фабрика Пятилетка. Это была первая в СССР фабрика по производству искусственного волокна, а именно вискозных нитей и штапельных волокон. В 1932 году на фабрике открыли лабораторию для новых разработок. В плоть до 1941 года Фабрика работала с перевыполнением плана, а штат сотрудников был более 1500 человек. С началом боевых действий фабрика продолжила поставлять одежду и ткани на фронт, но там больше нужны были боеприпасы и они опять вернулись к производству снарядов. На время войны фабрике присвоили номер 516. Многие сотрудники фабрики погибли за годы войны, кто-то уйдя на фронт, кто-то на своем рабочем месте или от голода, отдавая всего себя производству. После войны большинство сотрудников были награждены различными наградами, а на территории была открыта памятная доска. Сразу после окончания боевых действий фабрика первая в СССР приступила к выпуску тканей. В 1947 году на базе завода образован Ленинградский филиал НИИ искусственного волокна с экспериментальным заводом при нём. Следующие десятилетия институт несколько раз меняет название, но все это время здесь придумывают, создают и начинают выпускать новые материалы и ткани, в основном на базе сероуглерода. НИИ Химволокно как ведущее предприятия в своей отрасли помогает открывать заводы по всей территории страны, которые работают и сейчас. В конце 70-х и в 80-е года институт начинает разработки и новых полимерных материалов и сильно в этом преуспевает! Но после развала СССР заказов становилось все меньше, в 1993 году НИИ становится ОАО, к 2000 году завод по сути закрывается. В 21 веке на территории сохраняется какая-то научная деятельность под старым названием, но большая часть сдается в аренду различным компаниям. Самое забавное, что и этим заводом сейчас владеет компания Теорема, которой в свою очередь владеет некий офшор на Кипре. Нехилый кусок земли она себе заграбастала. Интересно, много с этого поимела казна города и поимеет ли вообще страна? Меня не покидает чувство дежавю, сколько уже раз за свои походы я рассказывал про заводы, которые были в чем-то первые в стране или даже в мире. Заводы, работники которых создавали все то, чем мы сейчас пользуемся и гордимся, материалы, успехи, победы и тд.,  и почти всегда эти заводы представляют из себя заброшенные цеха, снесенные строения и полностью уничтоженное производство, а вместе с этим со всем и память о их заслугах и победах.



Увидимся в следующих частях прогулки.

Ретрофотографии взяты с сайта https://pastvu.com/

Даты : 01.20, 06.19, 08.22.

железная дорога, история, Полюстрово Ржевка станция подъездной пут, ЖД, питер, прогулка, заброшенная железная дорога, зима, урбан, подъездные пути, завод, подъездной путь, узкоколейка, Дорога Жизни

Previous post Next post
Up