Станция Ржевка и её окрестности (Часть 3)

Jan 26, 2023 00:42

Приветствую всех в 2023 году. Сегодня я планировал вам показать очередную часть моей прогулки по окрестностям станции Ржевка. После того, как в прошлый раз ЖЖ завернул мой пост по причине большого объема и мне пришлось его делить на два, чего я очень не хотел, мне как автору или создателю он казался завершенным именно в формате одной поста. После чего я решил не добавлять фотографии на сервер ЖЖ, а добавлять их ссылками в сам текст, в надежде, что это позволит уменьшить объем поста и позволит выкладывать полноценные большие прогулки, как я их задумываю, но ЖЖ остался где-то в начале 2000-х тысячных... Пока на Ютубе грузят видео в формате 4К, даже ВК всё время увеличивает разрешение видео и фото контента, здесь же я ограничен какими-то 0,06Мб!!!! Если я правильно перевел. Это конечно средневековье и не понятно о чем думает руководство этого сайта и какие планы они строят на будущее... В итоге мой новый пост, написанный ссылками, оказался тоже большой для могучего сайта ЖЖ. Как бы мне не хотелось, но придется его разделять. В будущем думаю, на какой платформе можно постить свои прогулки, тут очень не хочется...Если есть советы у моих читателей, то делитесь в комментариях. После того как душу излил, перейду к моим любимым железкам. В прошлых постах я показал саму станцию и то, что осталось от единственного подъездного пути в сторону города, а сегодня я начну исследовать один из подъездных путей в сторону области. Его начало можно увидеть на 31 фотографии из первого поста. Запасайтесь вкусняшками и пошагали!

1. Эту прогулку я начинаю уже на самом подъездном пути, под знакомыми конструкциями эстакады кольцевой дороги. Выходной на станцию горит красным, а за ним нечетная горловина Ржевки. Буквально секунду назад промчалась очередная электричка в сторону Финляндского вокзала. В кадр попала первая стрелка на моем сегодняшнем пути.
 



2. На станции, как всегда, много вагонов, но никаких грузовых движений не видно.



3. Под сводами эстакады расположились мастерские РЖД. Второе рабочее предприятие, которое питается от станции. За забор убегает три пути и четвертый в процессе ремонта, его можно увидеть слева. Накат есть на каждом из них. Крайний путь справа я же пойду исследовать дальше, накат на нем отличный.



4. За воротами мастерских я увидел несколько вагонов и множества шпал, рельс, стрелочных механизмов и другой жд инвентарь.



5. Буквально через метров сто после того, как я прошел ворота мастерских, показалась еще одна стрелка. Но это ответвление уже заброшено, накат отсутствует полностью. Исследую в начале его, а потом вернусь сюда и пойду прямо, в сторону зеленого вагона.



6. Вид в сторону станции. За деревьями можно еще разглядеть КАД.



7. Железка расположена всего в паре метров от заправочной станции. Путепровод, что виден я уже показывал, по нему проходит шоссе Дорога Жизни.



8. Вид в обратную сторону. Действующий переезд, это безымянный подъезд к нескольким старым домам у кольцевой, гаражному кооперативу и автосервисам. А остатки переезда в траве, это бывший переезд на Дороге Жизни, его ликвидировали во время строительства путепровода.



9. До строительства путепровода железка здесь располагалась по-другому. В месте, где я нахожусь, она круто брала вправо, но так она мешала новой дороге и весь этот ус в 2008 году переложили заново, но мне кажется, так и не стали эксплуатировать после этого. В начале 20 века примерно в этом месте была платформа Военная Ириновской УЖД. Рядом с ней проходил путь Обуховско-Заневской подъездной дороги, про которою я уже упоминал в посте о станции Заневский Пост 1 и в первой части прогулки по Ржевке. Путь этот был проложен военным ведомством в конце 19 века и вел он с Обуховского сталелитейного завода на полигон, не сложно догадаться, что с его помощью на пробные стрельбы доставляли пушки и различные орудия. Советую посмотреть отрывки карт, что я выкладывал в первой части. На карте 1909 года можно увидеть место пересечения ветки на Обуховский завод и УЖД, а на карте 1940 года этот подъездной путь уже принимает свой нынешний вид.



10. Еще один переезд, через еще один безымянный проезд, который с одной стороны начинается у Дороги Жизни, а с другой ведет к Дубовой аллее, тупиковой улице слева от нас. Здания на заднем плане военная часть.
 

11. Это часть номер 56529-5, по подготовке морской пехоты ВМФ. Частенько здесь можно увидеть группы военных с оружием, которые шагают в сторону полигона. До недавнего времени часть имела название 09703-Р, а еще до этого 33491 и относилась непосредственно к Ржевскому полигону.



12. На полянке у переезда с железной дорогой можно открывать музей обещаний или забытых закладных камней Единой России. Первый из них нам повествует о намерении построить здесь часовню.
 

13. Рядом есть еще один закладной камень, который гласит о намерении создать музей ВЧ 33491. Не знаю, когда они здесь появились, но по найденным фотографиям в сети, им уже лет 9 точно... Ждем от самой правдивой партии исполнения обещаний...



14. Здесь же еще один закладной камень, с очередными планами. Пошел я дальше с этой полянки пустых слов.



15. После переезда железка делает крутой поворот вправо. За деревьями расположился бывший клуб ВЧ 33491, его я покажу еще с другой стороны. Прогулка моя проходила в 2018 году, тогда рельсы в этой кривой еще лежали, на конец же 2022 уже частично были разобраны. Еще один подъездной путь уходит в историю.



16. За поворотом железная дорога скрывается за воротами Ржевского полигона. Много раз я уже о нем упоминал, а теперь пора рассказать подробнее. Перед нами старейших артиллерийский полигон России. Основан был в 1854году, но изначально располагался на месте нынешнего Волковского кладбища города Санкт-Петербурга. Однако к 1863 году стало понятно, что новые виды оружия и необходимость в большей площади не позволяют проводить испытания на старом месте и тогда Александр 2 выделил главному артиллерийскому управлению большую территорию земли вблизи Охтинского порохового завода для строительства новой площадки. В 1879 году прошли первые испытания на новом месте. Ржевский артиллерийский полигон по праву считается не только самым старым, но и исторически самым значимым и важным в истории страны. Здесь проводились испытания практически всего вооружения, что разрабатывалось для армии царской России, а потом и СССР. Место для полигона было выбрано идеально, рядом находился главный пороховой завод страны и другие оборонные предприятия, все возможные изменения в конструкцию испытуемого орудия или материала можно было вносить максимально быстро, за счет тесной работы полигона и заводов, а также удобной логистики. За почти 150 лет функционирования здесь прошли испытания различные пушки, как корабельные, так и артиллерийские, винтовки, автоматы, здесь проходили итоговые тесты легендарной Катюши! Самое грозное и большое орудие второй мировой войны корабельная пушка Б-37, калибром 406 мм(!!!) испытывалась именно здесь и с территории полигона был выполнен 81 боевой выстрел из этого монстра за всю его историю! После 45 года в болотах и лесах полигона проходили свои тесты экспериментальные минометные установки Ока и Конденсатор, которые могли стрелять ядерным зарядом, а еще Град, Ураган и бесчисленное множество другого оружия.



17. С видом на эту чудную избушку у жд ворот, я продолжу рассказ о полигоне. Здесь испытывались не только корабельные, артиллерийские виды оружия, но и ракеты различных видов и еще железнодорожные транспортеры. Площадь полигона составляет 740 км2, что в два раза больше чем площадь Екатеринбурга или немногим больше Хельсинки и Сингапура! Если мы на станции Ржевка сядем на электричку и поедем в сторону станции Ладожское озеро, где полигон и заканчивается, то у нас этот путь займет час! Такие размеры позволяли на территории размещать и другие организации, которые нуждаются в закрытой от обычного обывателя земле, где можно безопасно испытывать и тестировать различные механизмы и материалы. Так здесь проводили тесты брони, для чего прямо на территории собирали корпуса судов, которые в дальнейшем расстреливали, поджигали и взрывали, а также привозили и другую технику. Еще некоторое время, а именно с 1928 по 1933 год, в недрах полигона располагалась Газодинамическая лаборатория, та самая, которая своими реактивными двигателями открыла для СССР путь в космос. После 33 года лаборатория продолжила использовать полигон для тестов своих изделий, хотя и располагалась уже в другом месте.



18. Находясь под пристальным вниманием дедушки Ленина, хочу показать вам фасадную часть бывшего клуба полигона. Здание было построено в 1900 году как канцелярия, потом оно стало клубом, а сейчас внутри находится музей полигона. Обычному туристу попасть туда практически невозможно, музей открывают только для своих. Жаль, было бы интересно послушать экскурсовода и посмотреть на экспонаты. На стене еще имеется табличка, что в 1955 году на Ржевском полигоне работал Рубцов Николай Михайлович, русский поэт.



19. Покажу вам и несколько исторических кадров. На первом испытания нового корабельного оружия 305мм в 1915 году. В углу видны рельсы, по которым орудия, снаряды, броню доставляли на полигон. Это продолжение того самого пути, что я сейчас изучаю.
Оригинал http://nimap.goss.ru/ru/pp/photo/fotoarchive



20. Фотография начала 20 века. Здесь запечатлена пушка 102мм, которую разместили на тележке. Видно, что тележка стоит на узкоколейном пути. Обратите внимание на масштабность путевого развития на территории полигона и как все аккуратно было вымощено брусчаткой.
Оригинал https://fotosergs.livejournal.com/112785.html



21. Эту фотографию не мог не показать вам, на ней запечатлен состав на подъездном пути полигона. Кадр сделан с платформы Военная. Ближний путь к нам это Ириновская УЖД, второй путь, как видно, состоит из трех рельс, совмещал в себе широкую колею и узкую и это была железная дорога с Обуховского завода. Такой же трехрельсовый путь уходит в сторону полигона. Как же за сто лет поменялась эта местность, только железная дорога и сохранилась.
Оригинал http://nimap.goss.ru/ru/pp/photo/fotoarchive



22. Перед тем как вернуться обратно, покажу старые железнодорожные ворота, через которые поезда раньше попадали на полигон, до строительства путепровода. Здесь все уже капитально заросло. После развала СССР активность на полигоне угасала, многие исторические орудия были распилены на металл. Сейчас же периодически какие-то стрельбы здесь проходят, в квартире иногда трясутся стекла, но крайне редко. Про одни из таких стрельб можно прочитать тут https://kuleshovoleg.livejournal.com/394669.html , там же множество фотографий различных орудий и даже видна железная дорога. Уже много лет вокруг этой земли вьются застройщики и администрация города, для которых эта территория лакомый кусок! Еще бы, такая площадь рядом с городом! Администрация уверяет, что военный полигон вблизи с огромный мегаполисом это ужасно опасно и неудобно, что закрытая территория разделила область и Всеволожский район в частности, на две практически не связанных части, что надо его у военных забрать и разбить здесь райские сады с обустроенными кварталами и проложить кучу магистралей. Лично я против. Зная коррупционную составляющую всего, что происходит в нашей стране, этого делать нельзя. Мое мнение, что если военные от сюда уйдут окончательно, то всю территорию надо сделать заповедником, т.к. это легкие Петербурга. Посмотрите на карту, кроме как здесь, вокруг города полноценных лесов и не осталось. А ту часть где сохранились строения, железная дорога и оружия, надо сделать парком-музеем. Тут есть, что показать, где погулять и о чем рассказать. Например, та самая 406мм пушка все еще находится в глубине полигона!



23. Я вернулся обратно на действующую часть пути. Справа за деревьями выглядывает здание АЗС. У таблички граница подъездного пути еще одна стрелка. Накат есть в обоих направлениях.



24. Дальше я пошел по левому пути. Возле переезда расположилась очень колоритная будка дежурного, которая вся была покрыта растительностью. С обратной стороны имеется небольшой садик. Отличное место работы! Оба светофора были погашены. А кто это у нас там за шлагбаумом?!



25. На втором пути стоял одинокий полувагон. Частенько проезжая по путепроводу Дороги Жизни я видел, что в таких вагонах сюда привозили металл в рулонах. Возле вагона мирно дремало несколько собак, периодически лениво поглядывая в мою сторону.



26. Правый путь после переезда скрывается за огромными воротами промбазы Ржевка.



27. Чмыха в классическом зеленом окрасе за работой. Повезло мне конечно в момент прогулки застать здесь движение.



28. Безымянный проезд, переезд которого я показал ранее, ведет к этим домам. Крайний справа еще довоенный, на данный момент расселен и разрушается, второй такой же был снесен при строительстве эстакады. Четырехэтажных домов четыре штуки, построены в сталинском стиле, в начале 50-х годов.



29. Помните в первом посте я рассказывал про здание, которое расположено в метре от КАДа, вот оно. Дома расселяли для сноса и последующей стройки съезда в сторону Всеволожска, но почему-то съезд делать не стали, а дома частично отдали под общежитие МВД. С одной стороны, мне как жителю Всеволожска, этого съезда очень не хватает, а с другой стороны, как любитель архитектуры и истории, мне жалко эти дома. Обратите внимание на арку, которая соединяет два корпуса. Правый дом с обратной, фасадной стороны, имеет ротонду, а еще под ним есть убежище, про это мне поведала надпись на одной из стен дома.



30. Чешский тепловоз ЧМЭЗ - 6330 1988 года постройки с небольшим составом думпкаров. На месте где стоит состав расположена еще одна стрелка.



31. Для того, чтобы её заснять я сюда заехал еще раз, а сделал я это для того, чтобы показать, как непримечательно начинается ответвление, которое тянется более чем на десять километров в глубину области и имеет тоже интересную историю.



32. Обойдя состав продолжаю изучать железку дальше. Вид в сторону станции. Деревья справа выросли на месте заброшенного пути. С другой стороны, за забором, Ржевская промбаза. Раннее это был стройбат Ржевского полигона, в середине 90-х корпуса выкупили и разместили здесь различные предприятия. На территории есть небольшой офисный корпус, автосервисы, мойка, склады стройматериалов, в центре расположилась компания, которая поставляет различную продукцию для РЖД (шпалы, рельсы, стрелки и т.д.).



33. Склад этой компании обслуживает огромный козловой кран. За ним видна дымовая труба из красного кирпича, возможно еще дореволюционная.



34. Путь с накатом через ворота уходит на территорию промбазы, где в самом конце действует бетонный завод. Видны вагоны на разгрузочной эстакаде. Из-за забора примыкает путь, что раньше уходил за закрытые ворота промбазы. Он проходит внутри закрытых складов, дальше через открытый склад с козловым краном и примыкает обратно.



35. С одной стороны шум, пыль, рычащие грузовики, а посмотришь в другую сторону, здесь тишь и умиротворение.



36. Местами кусты и небольшие деревья уютно располагаются между рельс. Справа продолжается забор промбазы.



37. Под железкой и всей промбазой спрятана труба по которой течет Горелый ручей с территории полигона.



38. Тропинка между рельс натоптана основательная, это направление пользуется популярностью. Местами тропинка сходит немного в сторону, т.к. между рельс выросли густые заросли.



39. В очередной раз, обойдя кусты, я заметил, что слева показался еще один путь.



40. Сломанная стрелка. Путь начинается отсюда и идет в обратную сторону, резко делая правый поворот.



41. Решил сначала изучить это ответвление. Вид в обратную сторону, там за поворотом сломанная стрелка.



42. Дальше уже начался вандализм. Часть полотна украдена.



43. Через метров сто попался еще один разобранный участок и механизм для приподнимания рельс.



44. Вдоль железки валяется множество бутылок и различного мусора, который намекает, что это излюбленное место отдыха местных алкотуристов. Но кадр сделал без всего этого смрада, должно же быть красиво.



45. За поворотом показалась Челябинская улица.



46. Переезд имеет световую сигнализацию и автоматические шлагбаумы. Дальше улица уходит на Челябинский путепровод, под ним проходит кольцевая автодорога и там я начинал свою прогулку в первой части.



47. Челябинская улица имеет длину 4 км и ранее называлась дорога в Медвежий Стан. Вела она в одноименный поселок. В нем мы еще побываем. За деревьями видно здание заводоуправления завода Краснознамец.



48. Все светофоры вокруг переезда погашены. Здесь я каждый день езжу с работы и замечал, что еще недавно переезд приводили в порядок, что-то красили, поправляли знаки.



49. Сразу после переезда следует кусок полотна на деревянных шпалах. После стрелки коротенький вытяжной тупик, с которого обратным ходом вагоны подавали на второй путь.



50. Видно, что после переезда пути недавно ремонтировали, только для чего?



51. Полотно еще даже не успело зарасти. При этом на рельсах даже нет намека на когда-то присутствующий накат.



52. Хотя нет, одна выскочка здесь все же есть!



53. Я дошел до тупика. Дальше КАД. У меня возник в этом месте один вопрос, зачем надо было так сложно вести сюда путь, если можно было проложить его со стороны станции? Она в сотне метрах прямо по курсу. Сейчас понятно, что мешает кольцевая, но и до её строительства подъездной имел такой же вид.



54. Возле переезда расположился уголок цивилизации, несколько пятиэтажек на месте бывшего села Кабаниха.



55. А ведет путь на завод Краснознаменец. У закрытых жд ворот даже сохранилась будка дежурного по переезду. Если изучить спутниковые снимки, то скорее всего этот путь шел к котельной завода.



56. У ворот я повернул налево и покажу вам немного округу. Первое, что я хочу показать это главную проходную завода Краснознаменец с орденами. Завод был основан по указу Николая 1 в 1843 году. К тому моменту стало понятно, что российскую армию пора переводить на капсюльное оружие и для производства этих капсюль был построен первый в России Охтинский капсюльный завод. Исторические цеха изначально расположили на другом берегу Охты, ближе к пороховому заводу, совместно с которым они должны были производить боеприпасы. Что осталось от той площадки завода, я показывал в прошлом посте, если кратко, то ничего, там все снесли. К концу 19 века предприятие производило не только капсюли, но и перешло на производство взрывчатых веществ. За следующие почти три десятка лет будущий завод Краснознамец несколько раз объединяли с Охтинским пороховым заводом и разделяли, закрывали на некоторое время, он менял название и управленцев, но в итоге после революции продолжил свою работу как независимое предприятие с нынешним названием. К 41 году Краснознаменец был мощным военным предприятием, что позволило продолжить выпуск боеприпасов даже после эвакуации большей части оборудования в глубь страны. После войны завод все больше стал уходить в научную-исследовательскую работу, да так, что на его базе был создан научно-исследовательский институт химического приборостроения. Тогда же завод построил новую площадку вдоль Челябинской улицы, где разместилось множество цехов и административных зданий. С 1975 года предприятие именуется как научно производственное объединение Краснознамец и входит в корпорацию Ростех. На данный момент в цехах продолжают выпускать и разрабатывать различные взрывчатые вещества и химию.



57. Над цехами возвышаются две трубы, на одной указана дата 1978, а на второй 1916, но что-то мне подсказывает, что это так 7 нарисовали.



58. У проходной, прямо на берегу Охты, располагается большая парковка для сотрудников завода, отсюда открывается отличный вид на Беляевский мост, который мы уже наблюдали с другой стороны. Я же его называю Золотые ворота. Золотой он и за счет цвета и за счет того, сколько раз в год его ремонтируют. Состоит он из 4 пролетов, но 3 из них обычные бетонные, их видно слева, а один пролет сделан с характерной аркой. Обратите внимание на уровень воды относительно моста.



59. Так же рядом с парковкой есть черная дыра, пешеходный проход под КАДом.



60. Недалеко сохранилось несколько домов хлебопашцев порохового завода. Примерно дата постройки 40-е года 19 века! Состояние у этого дома близкое к руинам, остальные пока используются и имеют более живое состояние. Куда смотрят государственные организации, что должны сохранять памятники и историческое наследие?



61. Здание заводоуправления Краснознаменец. Внешне это типовая советская поликлиника. Недавно облицевали в ненавистный для меня вентфасад. Перед входом в 2018 году установили пушку-памятник в честь 175 дня рождения завода.



На этом допустимый объем поста подошел к концу, дальше задымятся серверы, поэтому встретимся в следующей части.
Дата прогулки: 06.2018 и 08.2018

железная дорога, история, ЖД, питер, прогулка, заброшенная железная дорога, военная часть, подъездные пути, завод, ЖЖговно, подъездной путь, Ленинградская область, УЖД, Дорога Жизни, узкоколейка

Previous post Next post
Up