Почитать хайку победителей МКХ-11 можно
на сайте конкурса. А здесь я напишу, о чём говорил со сцены как член жюри. Ну и плюс те хайку, которым сам я поставил высокие оценки.
Вообще, посещая это мероприятие год за годом, всё труднее придумать что-нибудь новое и умное для выступления. Уже и
вульгарное ваби-саби поругал несколько раз, и по
изобилию плоских зарисовок проехался. И про альтернативные
принципы чуда рассказал. Казалось бы, нечего уже добавить. Но к счастью, недавно я узнал новое умное слово - "имплицитность". Вот об этом и говорил на награждении МКХ-11.
Слово это я взял из статьи Майи Петровны Герасимовой "
Имплицитность японского искусства". В статье очень хорошо выражено то, что я давно чувствовал - хотя не связывал напрямую с японской эстетикой.
Вкратце, идея такая: понятие "искусство" (как его понимают на Западе) появилось в Японии только в XIX веке. Хотя японцам давным-давно известна утончённая эстетика - но она всегда была частью повседневных жизненных практик, вроде обычной прогулки, обеда или даже посещения туалета. Эмоциональный отклик при виде красивой чашки, ощущение "духа" любой простой вещи - это просто норма жизни. Такому человеку не требуется "искусство" в западном смысле - как отдельный показушный продукт, оторванный от жизни суррогат для вызова эмоций у тех носорогов, кто не способен получить удовольствие "за просто так", от обычной действительности:
"Многие японские исследователи считают, что умение японцев пережить эстетический опыт в буднях снижает их потребность в общении с произведениями искусства. В частности, японский исследователь Ямамото Юдзи полагает, что чувствительность и наблюдательность помогают японцам увидеть жизнь в красках и делают её эмоционально насыщенной без сильных раздражителей, к которым зачастую прибегает западное искусство, что притупляет чувствительность к тонким нюансам окружающей жизни".
Я не раз пытался объяснить тут же идею разным людям, которые с пеной у рта доказывали мне, например, величие текстов Булгакова или Достоевского. В экстремальных случаях позиция таких проповедников искусства выражается фразой "Да как же можно жить, не зная (тут подставьте фамилию писателя или композитора)?!" Особенно любят такой пафос школьные учителя.
И я им обычно говорю, что весь этот художественный кокаин просто не нужен человеку, который умеет получать эстетическое удовольствие от валяющегося на дороге кленового листа. Вот типичная цитата из поста 2015 года: "
Меня может встряхнуть безымянная надпись на заборе, или облако на небе. С таким подходом я вообще не отличаю Достоевского от камня".
Но это только присказка. Потому что, будучи членом жюри конкурса хайку, я оказался в противоположной ситуации - в этом году меня почти ничего не впечатлило из присланного на конкурс. И глядя на это с точки зрения той самой "иплицитности", я призадумался, в чём причина.
Может, проблема в том, что я прочитал слишком много хайку? И оказался в позиции объевшегося потребителя западного искусства, которому теперь надо что-то "покруче"? Вот к примеру, трёхстишие-победитель этого года:
девушка без шапки…
стянуты резинками
бутоны тюльпанов
Я тоже поставил этому стиху высокую оценку. Но, как говорят пиндосы, "with tongue in cheek". Потому что у меня в ЖЖ три года назад опубликована
похожая картинка:
восьмое марта
стянуты резинкой
тюльпаны
Для полноты картины добавлю, что этот образ впервые появился у меня аж двадцать лет назад, в книжке "
Жидкое стекло". Только там был более развёрнутый хайбун:
"Тюльпаны, а рядом на ящике - пачка презервативов. Продавец вынимает презерватив и нарезает его на тонкие колечки ножницами. Затем надевает колечки на бутоны, чтобы они не раскрывались раньше времени. Но ждать им осталось недолго, завтра - 8 Марта, и множество мужчин будут бродить по городу с этими нетерпеливыми, но аккуратно окольцованными бутонами в блестящих обертках".
Понятно, что автор "девушки без шапки" мог и вообще не видеть ни моего хайку, ни хайбуна. Он испытал своё удовольствие в повседневном образе, нельзя его за это винить. Но когда ты видишь кучу таких баянов сразу в одном месте... Кажется, некоторые наши хайдзины стали такими "иплицитными", что прутся от любого упавшего листа, и тут же бегут отправлять на конкурс все свои одинаковые зарисовки.
Если дело в этом, тогда пора написать пособие "Как перестать писать хайку". Может, когда-нибудь и напишу. А пока только две идеи. Во-первых, можно действительно писать поменьше. Я сам в последнее время мало пишу. Хотя это не мешает переживать все хайку-моменты, которые я вижу в жизни. Просто я тут же вспоминаю, что нечто подобное уже записывал или видел у других - так что не стоит баянить.
Второй вариант - можно использовать хайку для чего-нибудь ещё. Как подписи к фотографиям, как элементы более крупных произведений или писем друзьям. То есть необязательно зацикливаться на формате одинаковых маленьких трёхстиший. Или по крайней мере, не выставлять все баяны на публику.
А теперь - те хайку, которым я поставил высокие оценки в конкурсе этого года. Авторов можно найти на сайте МКХ (у меня был анонимный список, так и публикую). Сразу скажу, что даже в этой подборке есть знатные баяны, как в случае с резинками тюльпанов. Ну, надо ж было чего-то выбрать...
Традиционные
зимнее солнце
только поесть и вышла
сонная кошка
девушка без шапки...
стянуты резинками
бутоны тюльпанов
сумерки
между дождём и снегом
куст хризантем
Современные
майское небо
ничего такого и не было
в забытой сумке
конец лета
синяки на кожице
перезревших персиков
июльский зной
нестерпимо сияют
каблуки со стразами
Первый весенний день
в водовороте ручья
пляшет спичка.
разговор о любви
держишь в руках
пустую тёплую чашку
Порывисто обнял
И замер
Мартовский ветер
февральский ветер
пахнут жасмином
маленькие обмылки
скорый поезд
для кого-то и мы
зимний пейзаж
розовый закат
мама ищет Барби
на чердаке
запах ливня
ветер несёт издалёка
голос мамы
Сенрю
перезвон Курантов
превращается в пепел
список желаний
крыльцо поликлиники
дед кричит в телефон
завтра буду
весеннее настроение
проклюнулся из-под снега
пропавший воланчик
Мою окно
бельё на балконе напротив
стало чистым
ах светлячки!
в жизни своей
вас не видал
Безлунная ночь.
Загляни хоть ты ко мне,
уличный фонарь.
Фристайл
чай и дождь
и выключенный свет
и ждешь пока остынет
утренний бриз
сосновая иголка
шьёт облако
будто всегда
плыл против течения
лежачий камень
припорошило
чуть подкашливает
первый автобус
Тематические (про книги)
тесная квартирка
врач выписывает рецепт
на сборнике сказок
летний вечер
в читальном зале
она и комары
даже не смотрит
на книжные полки
случайный гость