Этот феномен меня очень увлёк в начале девяностых, когда я делал диплом по клеточным автоматам и самоорганизации. На тот момент я даже не представлял, какая наука может заниматься такими вещами. Сейчас-то понятно, что это будет нейробиология. Ну а тогда я просто вписал свои наблюдения (как и другие неформатные открытия того времени) в роман “
Паутина”, который считался фантастическим, чтобы никого не напугать. Так появилась история про цифровую кислоту:
“Выключив компьютер и отправившись спать, он заметил, что клеточный калейдоскоп скринсейвера подействовал на него как-то странно. Симметричная мандала продолжала стоять перед его мысленным взором. И не просто стоять, как было бы с обычной картинкой - разноцветный ковер продолжал расти по тому же закону, но уже не на экране, а прямо в этой мысленной проекции, как бывает иногда в снах, продолжающих дневные впечатления... В одном из выпусков Scientific American он нашел статью, где сообщалось, что узоры некоторых "клеточных машин" удивительно точно воспроизводят видения, наблюдаемые под большими дозами ЛСД.”
Было и более близкое совпадение: ковры в буквальном смысле. То есть все эти классические восточные орнаменты на ткани, мандалы и так далее. При производстве этих узоров использовалась та же техника локальных взаимодействий (перекидывание соседних ниток), которая приводила к сходном узору на глобальном уровне. Подобные узоры, объясняемые таким же механизмом локальной самоорганизации, встречаются повсеместно, если приглядеться:
“Узор напоминал воронку воды в раковине, только здесь картинка была неестественно правильной. Каждый ее элемент бесконечно повторялся внутри себя в уменьшенных копиях, можно было различить отдельные квадратики, симметричные прямоугольные зигзаги, ступеньки, аккуратно расставленные многоэтажные дома... Я почувствовал, что меня затягивает.”
Ну и логично было предположить, что такие картинки в галлюцинациях создаются аналогичным “клеточным алгоритмом”, только на уровне человеческих клеток:
“- Микротрубки цитоскелета каждого нейрона состоят из тубулинов - это такие простенькие молекулы-димеры, каждая может принимать одно из двух состояний. Причем переключение тубулина зависит от состояний его соседей. А всего этих тубулинов - по нескольку миллионов на нейрон. Получается, что в каждой клетке живет настоящий клеточный автомат, вроде той самой "Жизни"! Только правило его переходов все равно остается загадкой. Большие массивы тубулинов могут образовывать когерентные квантовые системы - а они, как я уже сказал, возвращаются в классическое состояние совершенно невычислимым образом. Но именно этот квантовый клеточный автомат, как полагал Пенроуз, и отвечает за "моменты сознания".
- И ты думаешь, что клетчный калейдоскоп диоксида - из той же оперы? Кто-то разобрался, как работает эта квантовая автоматика мозга, и научился... хмм... перепрограммирвать ее на самом низком уровне?”
Написал я всё это в середине девяностых, и уже почти забыл, потому что увлёкся разными другими вещами. Однако на днях, спустя двадцать лет, читаю книжку Оливера Сакса “Галлюцинации” - и она настолько точно описывает ту же картинку, что я даже специально полистал назад и поглядел, когда она написана. 2012 год. Ну, значит, нейробиология уже существует, ура. Процитирую эту страницу из Сакса полностью, потому что это вот буквально “парни добрались до BIOS”:
" С помощью таких галлюцинаций мы можем разглядеть динамику взаимодействия огромных совокупностей живых нервных клеток, и в частности, роль самоорганизации этих взаимодействий, каковая и позволяет возникать сложным изменчивым узорам. Эта активность происходит на клеточном уровне, намного ниже порога осознанного восприятия. При таком понимании узоры в галлюцинациях являются отражением строения и особенностей функционирования головного мозга.
Возможно, именно этим объясняется любовь всех народов мира к художественным украшениям в виде геометрического орнамента. В детстве меня зачаровывали орнаменты, украшавшие наш дом: разноцветные квадратные плитки пола на крыльце, шестиугольные плитки на полу кухни, елочка на занавесках в моей комнате, клетчатый рисунок ткани отцовского костюма. Когда меня водили на службу в синагогу, меня больше интересовал мозаичный узор на полу, чем религиозная литургия. Мне очень нравились два старинных китайских шкафчика, стоявших у нас в гостиной, - на их лакированной поверхности были нанесены чудесные и сложные узоры, причем каждый узор содержал внутри себя повторения такого же узора, но в более мелком масштабе. Все эти элементы были окружены тончайшим растительным орнаментом из побегов и листьев. Эти геометрические орнаменты и завитки казались мне до боли знакомыми, но только много лет спустя до меня дошло, что это ощущение возникло у меня потому, что я и раньше видел их своим внутренним взором, что эти узоры на шкафчиках резонировали с моими внутренними образами, со сложными рисунками плиток и завитушек моих галлюцинаций.
Узоры, характерные для мигренозных галлюцинаций, можно обнаружить в мусульманском искусстве и средневековых европейских мотивах, сапотекской архитектуре и рисунках австралийских аборигенов, в гончарных изделиях индейцев-акома и плетеных корзинах племени свази - эти узоры и мотивы встречаются практически во всех культурах и имеют долгую, в десятки тысяч лет, историю. Кажется, что в течение всей человеческой истории у людей существовала неудержимая потребность к самовыражению, к реальному изображению внутренних образов, и эта тяга прослеживается от штриховых рисунков в пещерах первобытных людей до психоделического искусства 60-х годов XX столетия. Не являются ли арабески и шестиугольники наших внутренних образов встроенными в мозг элементами, определяющими наши понятия о формальной красоте?
Нейрофизиологи все больше склоняются к мысли, что самоорганизующаяся активность огромных групп зрительных нейронов является непременной предпосылкой зрительного восприятия, что именно так начинается зрение. Спонтанная самоорганизация присуща не только живым системам: это свойство можно наблюдать в образовании снежинок, в завихрениях бурных водных потоков, в определенных осциллирующих химических реакциях. В этих случаях самоорганизация тоже приводит к возникновению в пространстве и времени геометрических фигур и узоров, очень похожих на те, что мы видим во время мигренозной ауры. При таком понимании феномена можно сказать, что геометрические галлюцинации при мигрени позволяют нам воспринять и воочию увидеть не только универсальный механизм работы нейронов, но и универсальные законы природы."