Давеча посмотрел фильм про Японию под названием «Страх и трепет». Сюжет, вкратце, в Японию поработать едет девушка, которая родилась и росла некоторое время в Японии, но сама европейка. С целью, так сказать, взглянуть ещё раз на место своего рождения.
По прибытию девушка обнаруживает, что с очарованием в Японии как-то не особо. То есть, сады камней (один такой несколько раз показывают) и цветущая сакура (в фильме не фигурирует), они, конечно, очаровывают, но всё больше заочно. Если же опробовать очное очарование, то неожиданно первым делом выясняется, что сады камней и Фудзи где-то далеко, их не видно, зато видно, что японские предприятия обильно населены моральными уродами, японские же традиции это дело только усугубляют.
Тут сразу, чтобы не было недопонимания: количество уродов нигде не является нулевым и нигде не совпадает целиком с количеством населения. Если в обществе количество моральных уродов превышает некоторый процент, то обществу просто настаёт трындец, поэтому такие общества мы обычно наблюдаем только в состоянии резни соседей и друг друга. Но даже в таких обществах, повторюсь, моральные уроды далеко не все, уродов только лишь больше определённого процента. Полностью избавиться от уродов пока никому не удавалось, однако на многочисленных экспериментах было выяснено, что грамотно построенная система образования сильно снижает процент оных.
Так вот, в Японии моральных уродов наверно не сильно больше, чем, скажем, во Франции. Однако есть нюанс: культура и традиции говорят, что делать и что не делать. Если они мешают проявлять своё уродство, то мы будем иметь один расклад, а если помогают - совсем другой. Особенно мощно будет, если текущие традиции и понятия помогают проявлять уродство, но вот красоту духа наоборот заставляют загнать поглубже внутрь. Впрочем, этот особо мощный случай гражданам России знаком не понаслышке.
И вот она, японская фирма. Начальнику прекословить нельзя. Не принято. Он может тебя материть, хватать за руки, чуть не в бачок головой окунуть, а ты не то, что ответить, даже прояснить недоразумение не имеешь права. Это ж как, если разъяснишь, получится, ошибался начальник что ли? Такое нельзя. Неуважительно.
Благо, многие офисы у нас уже примерно такой же подход внедряют, поэтому скоро почти все будут в курсе.
Согласно фильму (а его снимали не только европейцы, но и сами японцы) начальник может даже отправить сотрудника работать не по специальности. То есть, Благословенное Общество, по ходу, без Трудового Кодекса вообще. Я уже даже заинтересовался, а нельзя ли сотрудника просто мечом зарубить? Ну, если рожа не понравилась? На фоне такого СССР действительно был абсолютно свободным в плане всех трудовых отношений: у японцев из фильма условия труда в плане означенных отношений как у советских зэков примерно, если не хуже. А судя по тому, что нам Японию регулярно приводят в пример «как надо», можно сделать вывод, что это за люди такие, которые нам подобное рекомендуют.
Девушка-европейка то потихонечку сходит с ума и то начинает бегать ночью голышом по офису, то мал-мала качает права (в ответ на неё, само собой, орут), то пытается в себе взрастить мудрого дзен-буддиста и всё проглатывать не жуя, однако результат примерно идентичный и по истечении годового контракта она просто его не продлевает, садится на самолёт, который отвозит её обратно в Европу, подальше от Фудзи и цветущей сакуры.
По фильму соврешенно не ясно, изменилось ли чего-то в девушке, сделала ли она для себя выводы и всё такое. Но ясно оно или нет, а зритель может сделать выводы и без того. Благословенное Общество уважающих труд японцев - блеф. Это общество гнилое изнутри и материальные ценности производит фактически из сока сотрудников, ежедневно опустошая тех до полного отупения не имеющей отношения к производству ерундой. Сотрудники забиты и одновременно завистливы, трусливы и одновременно жестоки, любят свою корпорацию и одновременно ненавидят всех и каждого в ней. Это - шизофрения. Общество кроме клёвых игровых приставок массово выпускает психически больных людей. Причём, в качестве сырья для этого используются люди здоровые.
Означенный трудоголизм взять. Начальство поручает девушке… ничего. Просто ничего не поручает. Девушка много времени проводит на работе, но ничего не делает. Поскольку никаких обязанностей нет, а начальство только орёт, девушка сама подыскивает себе занятие, но начальство от этого орёт ещё сильнее. А потом заставляет раз за разом ксерить одну и ту же пачку бумаги с уставом какого-то гольф-клуба, в который ходит начальник. Поскольку отксеренный устав на хрен не нужен, начальник просто демонстративно его выбрасывает с криком «криво!» и отправляет девушку ксерить дальше. Один и тот же текст. В назидание.
Трудоголизм, в общем, в полный рост. Эдак можно и круглые сутки работать - результат будет как у советского работника на полставки. Тут не привязанность к труду имеет место быть - «трудоголизм» такой должен писаться только в кавычках.
Примерно такой же хернёй занимается, не исключено, весь офис. Там есть корифеи, которые умудряются делать полезное даже в такой ситуации, есть, наверно, совсем падшие, которые в основном вредят, но все работают без выходных и отпусков. Как-то эта машина даже едет.
В принципе, даже понятно как - её везут китайцы, а трудоголический японский офис просто на ней восседает, нестройным хором издавая звук «дж-ж-ж».
Охреневающий на работе японец тоже хочет пошутить, он тоже хочет разговаривать с окружающими как с людьми, а не как с поработившими Землю роботами, он тоже имеет представление о чести и желает оную честь отстаивать хотя бы в очевидных случаях. Но традиции. Нельзя. Поэтому после работы японец выряжается в костюм японской школьницы или в супергероя и удалбывается местной водкой до невменяемости. Его дети красят волосы в фиолетовый цвет и вдевают пирсинг во все места. Чтобы задержаться хотя бы в стадии шизофрении, а не выжечь себе мозг на хрен. Лучше шизофреником, чем слюну изо рта целый день пускать.
Многим во всём этом видится Славный Японский Путь Развития. Многие восторгаются этой великой нацией с такими мощными традициями. Однако сколько я ни смотрел японских фильмов, сколько ни смотрел европейских и американских фильмов про Японию, если это не сказки про древних самураев, то всё одно - фильмы про моральное уродство и убогость.
Но суть системы давно уже не в производстве благ и даже не в их перераспределении. Суть в том, чтобы воссоздать много локальных феодализмов при формальной демократии. У богатого уже столько денег, что дальше некуда. Купить на эти деньги уже нечего, поскольку в мире уже нет ничего за такие деньги. Но есть, тем не менее, куда стремиться: он, богатей не король пока ещё. По счастью, можно в рамках демократической конституции сделать в своей фирме персональное феодальное государство. А что, всё добровольно же, он никого палкой не гонит, поэтому демократия. Особенно демократичная такая демократия, когда все фирмы именно такие. У каждого есть выбор: добровольно вступить в феодализм или умереть с голоду.
Во всём этом нет никакой возвышенности. Возвышенность этому придают только те, кто изо всех сил заставляет себя разыскать там возвышенность. Помню, в какой-то передаче про путешествия Майкл Пэлин, что ли, заехал между делом в Японию. Ну и пошёл там в сад камней (по чудесному стечению обстоятельств - в тот самый, в который ходила героиня). Сел он в этом саду и долго на сад пырился. И с лица его так и не пропало недоумение. Мелкие камушки разровнены в ровное поле. Из поля торчат уродливые, обросшие какой-то дрянью булыжники. Эстетизма в этом как в созерцании свалки (ну, там тоже мусор может мощно торчать). Вокруг этого дело абы какой забор и зрительские места из гнилых досок. Майкл Пэлин, с недоумённым лицом, всё-таки показал себя небыдлом и что-то там загнул, вроде: «это напоминает острова, торчащие из океана бытия… вот так и вся наша жизнь» - от такого когнитивного диссонанса даже знатному Монти Пайтону чувство юмора отказало. Но лицо-то, лицо так и осталось недоумённым. Поскольку, положа руку на сердце, этот сад камней - просто хорошо разрекламированная куча говна. В мире до фига отличных, до глубины души впечатляющих садов. Полно гигантских башен, умопомрачительных церквей. В мире есть поражающие воображение водопады, скалы, леса. Но всё это красиво безо всякой подведённой под это дело философии. Храм будет казаться красивым и тому, кто не знает, что именно в этом храме собирались рыцари чертополоха, которые считали, что Земля имеет форму чемодана. Это всё - пофиг абсолютно. Храм и так красив. И без философии. Красота эта очевидна. Из исторического интереса ты можешь узнать, кто тут сидел и что при этом считал, но красота видна и так.
Для меня смысл фильма был примерно такой: кажется, будто современное японское общество убого и тоталитарно, а на самом деле оно тоталитарно и убого.
Когда же речь идёт о некоторой неочевидной красоте, то из этого должно быть очевидно: красоты тут нет. Это не красота, это вас пытаются развести на что-то очень неприятное. Например, пристроить в свой маленький, локальный феодализм. А дабы ты не вонзил феодалу вилы в бок от множественных переживаний, тебе рассказывают про Особый Путь, Смирение и Тонкую Душевную Организацию японцев. Каждый поэтому мучается, но все упорно вырабатывают в себе эту самую Тонкую Душевную Организацию, чтобы быть не хуже других.
Сад камней в этом плане очень сильно напоминает японское общество. Быть может, это только заочное впечатление, однако неспроста наверно все фильмы и все источники говорят примерно о таком вот раскладе. Как бы там ни было, виртуальная ли это Япония или реальная, но сад камней - что тот банан из сна дочки Фрейда: он просто банан. А сон - просто сон. А сад камней - просто раскиданные камни. Вся мудрость тысячелетий на примере сада камней сводится к весьма простому: изображай из себя небыдло и для этого жри, что дают. Жри наше безвкусное дефлопе и делай вид, что понимаешь, почему за него просят как за целое стадо коров. Склоняй голову, выполняй все распоряжения начальника и утешай себя «следованием тысячелетним традициям».
А ты помнишь, друг, эти тысячелетия, они как проходили? Не при феодализме ли часом, а иногда и рабовладельческом строе? Как думаешь, друг, те традиции, они, часом не феодальные будут? Или ты надеешься, что жившие при феодализме оставили нам в наследство эталон коммунистической (или, ну ладно, демократической) нравственности?
Под дудку «духовного наследства» человека, по ходу, можно в бараний рог гнуть. Можно запросто внушить, что, дескать, это у тебя - Высокодуховная Верность Руководителю, когда ты на предложение начальника спустить штаны и нагнуться оное и проделываешь. А Руководитель твой, на самом деле, не удовлетворяет свою извращённую похоть, злоупотребляя служебным положением, а Следует Духу Традиций. Это он так, на самом деле, «волю твою закаляет», да.
Ты на самом деле занимаешься всякой тупнёй без отпусков, не просто чтобы потешить чьё-то самолюбие, нет. Ты Работаешь на Благо Корпорации. У тебя есть Почётная ей Верность. Вот так вот! Некто от твоей работы, быть может, собирает себе денег, а ты даже и пользы-то окружающим не приносишь. Ты просто переводишь бумагу, раз за разом ксерокопируя устав гольф-клуба. Те три копейки, которые ты наработал в перерыве от тупни, и то не от тебя, а от китайцев. Ты просто мастерски перенаправил их из страны третьего мира в карман владельцу. Но, чёрт побери, Верность Традициям и Фирме. Гордись, друг. Гордись, склонив голову и слушая крики начальника. Гордись, спуская штаны - ты в Великом Деле.
«Есть, доченька, и просто сны с просто бананами». Причём, такие сны - все. Несколько камней называются просто «несколько камней». Если они прикольно выглядят и эффектно разложены, то они называются «красивыми и удачно разложенными». Если это всё некрасиво - оно некрасиво. Какой бы под это дело ни пытались подвести смысл - ведь если этот смысл понятен только после разъяснений, то на самом деле это разъяснения имели смысл, а не сад камней.
Если человек ведёт себя как моральный урод, то он называется «моральный урод». Ты можешь его так не называть, если по какой-то причине не желаешь его обидеть, но не надо искать тут Высокий Смысл. Всё просто: банан - это банан, урод - это урод.
Анализ всегда начинай с простого. Если нечто выглядит как банан, по консистенции как банан, по запаху как банан и на вкус как банан, то это следует называть «банан». Когда некто утверждает, что глубокий смысл данного экземпляра в том, что он есть продукт хитрой гибридизации носорога и кактуса, то на самом деле первичный глубинный смысл: продуктом хитрой гибридизации носорога и кактуса может быть банан. Не более. Само слово «банан» и есть ссылка на определённое сочетание, вида, консистенции, вкуса и запаха. Не происхождения и не псевдо-философии. Если ты можешь разыскать «глубинный смысл» за бананом-гибридом, то ровно такой же ты разыщешь и за обычным бананом тоже. А Вестник Глубокого Смысла на деле лишь хочет втянуть тебя в Глубоко Обоснованный Феодализм или во что-то типа того.