Про самоорганизацию и кризисы

Nov 06, 2008 13:41



Если не хочется читать сопроводительный текст, то можно сразу пройти по ссылке.

По мнению ряда очень авторитетных и образованных в экономических областях граждан любая система, состоящая из рациональных агентов (то бишь, из составных частей, каждая из которых преследует исключительно собственную выгоду), имеет свойство самоорганизовываться и переходить в оптимальное состояние. Что характерно, под оптимальным состоянием понимается то состояние, в котором... Я не знаю, тут мнения расходятся. Одни полагают, что в этом состоянии максимальна личная выгода каждого (хотя лично я затрудняюсь подобрать критерий, описывающий «уровень выгоды каждого» для совокупности «каждых»). Другие - что максимальна некая совокупная выгода (для которой, обратно, чётких критериев никто выдвигать не спешит).

Мне как физику по образованию такое слушать завсегда смешно. Ибо в физике известны системы «агентов» как стремящиеся к некоторому состоянию равновесия (хотя такое состояние совершенно не обязательно является оптимальным по произвольно выбранному критерию), так и не стремящиеся к нему.

Идея о том, что система экономических агентов придёт в состояние оптимума при каком-то там их свободном взаимодействии - чисто теоретическое умозаключение (читай «высосанное из пальца»). «Она придёт», исключительно потому что «нам так хочется». Потому что это - мощный пропагандистский ход, сделанный с целью максимизации личной выгоды вполне конкретных экономических агентов. И последнее уже как раз проверено практикой.

На пальцах всё логично: один тачает сапоги, другой - печёт лепёшки. В свободном обмене они рано или поздно выведут соотношение стоимостей, вычислят спрос и предложение, отчего у них наступит безграничное благополучие. Хотя даже в таком предельно упрощённом случае навскидку можно привести примеры, в которых наступит личное благополучие далеко не всех (скажем, пекарь летом походит без сапог с целью вогнать сапожника в неоплатный долг - последний-то без лепёшек не может). Однако тут на помощь теоретикам рынка приходит штука, которую они называют «усреднением» и иногда «законом больших чисел». Суть данных терминов и их трактовки в устах означенных граждан весьма размыты и далеко не всегда совпадают с оными в матстатистике и теории вероятностей. Из этого, конечно, сразу выводится желаемое: в среднем люди таких пакостей, как виртуальный пекарь, делать не будут, поэтому сапожники всегда будут сыты, а большое количество агентов гарантирует, что честный пекарь всегда найдётся. В общем, если на одни вещи закрыть глаза, а другие домыслить, то всё отлично.

Однако отлично совсем не всё. И я совершенно случайно обнаружил блестящую и очень наглядную иллюстрацию горькой самоорганизации систем из свободных агентов.

Рассмотрим движение автомобилей на дороге. Оно и есть та самая система свободных агентов. Каждый имеет свою цель и каждый стремиться как можно быстрее её достигнуть. Многим кажется абсурдным централизованное управление автомобилями. Ведь гораздо круче, когда каждый сам разбирается, куда ехать. Сами они без проблем во всём разберутся. Однако ещё до появления автомобилей люди придумали полосы движения. Казалось бы, почему? Сами ведь должны разобраться, ан нет - навязали элемент централизованного управления. Ну а к нашим дням этих элементов централизации стало пруд пруди: светофоры, ПДД, ГАИ, регулировщики, квоты на проезд и парковку, экологические нормы, получение прав и так далее. Кому и зачем понадобилось вмешиваться в самоорганизующуюся систему?

Все уже догадались: конечно, кровавым тоталитаристам, удушающим любые проявления свободы. Всё из-за них, мерзавцев.

Слава богу ещё, сейчас хоть какая-то свобода оставлена, а ведь некоторые уже предлагают, заменить водителя компьютером, который будет руководствоваться исключительно ситуацией в ближайшем физическом окружении и командами главного электронного диспетчера. Это что же? Теперь, получается, хрен запаркуешься на газоне, обгонишь по встречной или срежешь через пешеходную дорожку? Где свобода?

И всё ради чего? Да ради снижения количества аварий и ликвидации пробок.

В общем, аналогию с автомобилями лично я обнаружил давно. Однако сейчас я нашёл прекрасную иллюстрацию самоорганизации системы свободных автомобилистов в неиллюзорные пробки. Оказалось, что в условиях системы свободных агентов (причём, не каких-то там, а рациональных) пробки на дорогах становятся неизбежны при достижении некоторых критических значений некоторого набора параметров. Да-да. Рыночная самоорганизация в определённых условиях приводит к снижению не только совокупного блага, но и даже личного блага каждого участника. Ибо от пробки ни один автомобилист бонусов не получает. Если бы они управлялись централизованно, то каждый доезжал бы несколько медленнее, чем ему хотелось бы (по его прикидкам ведь дороги пустые, поэтому надо ехать строго кратчайшим маршрутом), но доезжал бы быстрее, чем при условно полной свободе.

Итак. По этому адресу можно активно попользоваться некоторой моделью дорожного движения и узреть воочию механизмы образования кризисов при самоорганизации. С помощью ползунков и кнопок меняются параметры. От них же меняется ситуация. Напомню, агенты условно свободные. То есть, у них имеется цель и собственный рациональный здравый смысл, но их сдерживают некоторые внешние обстоятельства. Всё строго по либеральной доктрине, однако, поди ж ты, результатом функционирования системы является не благополучие, а кризис, выраженный в пробках недетской величины. При этом невооружённым глазом видно, что при централизованном управлении в этих условиях можно было бы отлично кататься безо всяких пробок.

Разработчикам данной иллюстрации огромная благодарность за проделанную работу.

контрманипуляция сознанием, философия, политика

Previous post Next post
Up