"Служебный роман", ч.1. Про вращения и 50.

Apr 30, 2021 14:32

Со старыми фильмами всегда так: вроде знаешь наизусть с любого места, и вдруг выпадают рояли из кустов.

Со "Служебным романом" та же история. Включила месяц назад: ну чего я там не видела, ну куда уж проще - тут два клоуна, Новосельцев с Нашей Мымрой, а тут падла Самохвалов. Все привычно, понятно, благоразумно. Вот начало фильма, рассказчик голосом Новосельцева-Мягкова объясняет, кто есть кто на экране. Это директор Людмила Прокофьевна, это секретарша Верочка, это Оля, это Шура, а это я.
Но появляется Басилашвили, и закадровый текст рассказчика становится таким:

- А это Юрий Григорьевич Самохвалов. Очень хороший человек, я его давно знаю, еще с института. Именно с его появления в нашем учреждении и началась вся эта заваруха.

И тут у меня от удивления все обнулилось. Как это вообще понимать?
- Либо рассказчик рассказывает историю в реальном времени, здесь и сейчас. Тогда откуда он знает, какая такая заваруха произойдет потом?
- Либо рассказчик уже знает эту историю от и до. Тогда откуда взялся "Самохвалов, очень хороший человек"?

В общем, фильм как-то лихо свернул на тропинку "Наташ, мы там все уронили" и стал показывать вот такие картинки.

[О, мой застенчивый герой]Раз уж я споткнулась об Самохвалова, с него и начну.
С этим персонажем как будто бы все ясно: настучали по шее и уволили, сам дурак. Но если смотреть на него с точки зрения "винтик в механизме истории", просто наблюдая, что и когда он делает, получается совсем другое кино.

Кем были Новосельцев и директор Калугина, пока в сюжет не ввалился Самохвалов?
Героями песни. "Мы, не узнанные друг другом, задевая друг друга, идем".

Не будет Самохвалова - не будет никакой истории, эти двое так и будут ходить мимо друг друга. Кстати, фильма тоже не будет, что косвенно отражается в его названии: "Служебный роман" - это фразочка именно Юрия Григорьевича.
В любой точке сюжетной линии "Новосельцев + Калугина" Самохвалов либо присутствует, либо подразумевается, либо, как хороший кукловод, трется где-то неподалеку и бдит. Он в буквальном смысле крутит колесо истории, которое до него крутиться не хотело.
Это подтверждает и Эльдар Рязанов, который постоянно вводит в кадр фишку "Самохвалов = вращение".

Давайте на это посмотрим, и на лица персонажей тоже.

Вот свеженазначенный Самохвалов входит в директорский кабинет и дарит Калугиной многоцветную ручку (ручка интересная, и я к ней еще вернусь). Та откладывает ручку в сторону, но при появлении Новосельцева снова ее берет и начинает вертеть, как пропеллер.



Вот пацаны выходят на улицу, садятся в машину к Самохвалову, тот включает музыку. Рязанов делает смачные крупные планы ручки громкости, которую поворачивает Самохвалов, и крутящейся кассеты. Рядом Новосельцев вертит руль. Тут же, как джинн из бутылки, появляется Калугина.





А вот и первые результаты: Людмила Прокофьевна уезжает, разглядывая Новосельцева, тот смотрит ей вслед. Как будто эти люди наконец-то друг друга увидели, причем впервые.





На вечеринке у Самохвалова вертится почти все, что есть в кадре - пластинки, танцующие пары. Но Рязанов усиливает этот эффект еще одной деталью: вся атака Новосельцева (с песнями, плясками и разговорами про грибы) сопровождается вращением самохваловского мобиля.



Даже когда герои выходят на балкон, мы продолжаем видеть это вращение через окно:



Потом Новосельцев сбежал с поля боя, но Самохвалов возвращает его назад, к Мымре и к мобилю. И снова Рязанов усиливает эффект вращения, но уже звуковыми средствами: пока мобиль продолжает вертеться, Новосельцев поет креативную песенку про барсука и его уши. И это, на минуточку, переделанный вальс "На сопках Маньчжурии".
Сейчас, после этого вальса, обоих начнет бомбить.



На следующее утро в кабинете директора будут рыдания, поливания из лейки, и герои начнут сближаться. Но как Новосельев попал в кабинет Калугиной? Та его не вызывала, и сам идти он тоже не хотел.
Вот именно - его туда отправил главный кукловод. Снова.



И так буквально в каждой сцене, включая финишную прямую.
Вот Людмила Прокофьевна преобразилась и исполняет перед сослуживцами цыганочку с выходом - но посмотрите на лицо Новосельцева, который разглядывает Калугину. Он и рад ее чудесной метаморфозе, и полностью растерян, потому что не понимает, как себя с ней вести на глазах у коллег.
Эти двое уже в одном шаге от совместного светлого будущего, но все еще не вместе.



Поэтому Самохвалов до сих пор держит руку на пульсе.
Вот он, следит за нашей парочкой из-за кулис. Точнее, из окна своего кабинета, опять-таки с кружочком.



И делает свой последний ход - сообщает Калугиной о корыстных намерениях Новосельцева.
Со стороны оно выглядит как подлянка неописуемого левела, но вот ведь парадокс: Калугина и Новосельцев станут окончательно близкими только после этой выходки. А Самохвалов исчезает, потому что мавр сделал свое дело, мавр может удалиться.

Как там в "Фаусте" у Гете?
- Так кто ж ты, наконец?
- Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо.

Когда-то Булгаков взял это в эпиграф романа "Мастера и Маргарита".
Похоже, Рязанов тоже ее взял, но сделал вольный авторский перевод.
"А это Юрий Григорьевич Самохвалов. Очень хороший человек".

[Число 50]И опять вернусь к началу.

Самохвалов впервые появляется на экране в тот момент, когда "... наши среднестатистические красавицы закончили наводить марафет и погрузились в сладостный, волшебный, поэтический мир сводок, цифр, отчетов, планов и смет" (с).

Нет, оно конечно. Все персонажи "Служебного романа" работают в статистическом учреждении, и числа - их родная стихия. Но так уж вышло, что цифр и чисел в фильме совсем немного (кроме эпизода инвентаризации в кабинете директора). Зато конкретное число "50" повторяется так часто, что это действительно похоже на поэзию. Или арифметический заговор.

Вот, сами посмотрите (или почитайте, как удобнее).

image You can watch this video on www.livejournal.com


То же самое, но списком:
- 50 копеек собирают для Маши Селезневой, у которой кто-то родился;
- 50 рублей - это разница между нынешним окладом Новосельцева и окладом начальника отдела;
- Шура просит Самохвалова сдать 50 копеек, но он дает 1 рубль и не берет сдачу (50 копеек);
- Собирают по 50 копеек для юбилея у Боровских, которому 50 лет;
- Секретарша Верочка говорит, что она на вредной работе, поэтому до своего 50-летия не доживет;
- Собирают по 50 копеек на венок и оркестр для Бубликова;
- Новосельцев выбирает между букетами цветов за 2 рубля 50 копеек и 4 рубля 50 копеек, берет второй, платит 5 рублей и отказывается брать сдачу (50 копеек).
- Батник от Кардена, который Верочка принесла Калугиной в момент назначения Новосельцева, стоит 50 рублей.

Два важных момента:
1) "Служебный роман" в контексте рассказанной истории - это авантюра, на которую согласился Новосельцев, чтобы при ее успешном исходе получать на 50 рублей больше. Поэтому можно считать, что число "50" шифруется даже в названии фильма.

2) Раз уж мы про статистическое учреждение, немного статистики. В серии №1 число "50" распределяется по эпизодам более-менее равномерно, но в серии №2 оно появляется только на старте, когда Новосельцев покупает цветы, и на финише, когда Новосельцев получает вожделенную должность (и вот-вот все рухнет). То есть в первой серии "50" есть на каждом повороте, а во второй серии только в двух местах - самых нужных.

В общем, можно смотреть на потолок и спрашивать Эльдара Александровича, что он имел в виду.
Тишина?
Ну давайте сами попробуем.

Первое правило юного криптолога: если какой-то элемент повторяется неизвестно почему - нужно найти другие повторяющиеся элементы, соединить их вместе и посмотреть, что получится.

Дорогие люди. Если вы захотите поиграть в эту игру с "повторюшками" - я думаю, вы сами найдете в фильме много интересного. Поэтому я покатаю вас по сокращенной программе и отмечу только самое главное.
Поехали!

[Москва]
Начнем с пейзажей. Рязанов в "Служебном романе" показывает Москву как суетливый мегаполис: спешащие люди, потоки транспорта. Но между эпизодами "Калугина рассердилась на Новосельцева и покинула вечеринку" (поздний вечер) и "Калугина изучает личное дело Новосельцева" (следующее утро), Москва становится совсем другая - вот такая. Кадры идут подряд.



Бог.

[Оля]
Едем дальше.
Каждое утро Оля поджидает Самохвалова у его кабинета, чтобы поздороваться.



Объявление за ее спиной: "Утерян шарф".



Потеря

[Саундтрек]И о музыке.
Мы угадаем эту мелодию с трех шагов.
[Шаг первый]
Что в саундтреке повторяется чаще всего?
Песня "Моей душе покоя нет" (и ее инструментальная версия) - главная музыкальная тема фильма.

Что звучит за кадром, когда мы видим название фильма "Служебный роман" со спрятанным числом "50"?
Она же.

Что почти всегда звучит за кадром, когда в кадре "50" произносится открытым текстом?
Она же.
[Если кто подзабыл, можно проверить]



[Шаг второй]Дальше.
Есть ли в этой повторяющейся песне что-то такое, что повторяется внутри нее самой, прямо подряд?

Будет круто, если вы сами вспомните. А я пока сравню, что делают Роберт Бернс (автор оригинального текста), Самуил Маршак (автор перевода) и Андрей Петров (композитор).

Роберт Бернс:
O-hon! for Somebody!
O-hey! for Somebody!
I could range the world around,
For the sake o’ Somebody.

Маршак с ним солидарен:
Со мною нет кого-то,
Ах, где найти кого-то?
Могу весь мир я обойти,
Чтобы найти кого-то.

А Андрей Петров берет и делает вот что:
Со мною нет кого-то,
Ах, где найти кого-то?
Могу весь мир я обойти,
Чтобы найти кого-то,
Чтобы найти кого-то.

И мы опять пришли к какой-то потере, только другим путем.

[Шаг третий]
И последнее. О чем эта песня в целом, что это такое?
"О вы, хранящие любовь
Неведомые силы,
Пусть невредим вернется вновь
Ко мне мой кто-то милый".

Молитва.

[Что получилось]
Всё. Собираем целую картинку из этих пазлов:

- 50
- Бог
- Потеря
- Молитва

[Ну?] Дорогие товарищи, это действительно обращение к высшим силам, то есть молитва. Но уже в самом натуральном виде, что ни на есть.
Псалом №50. Молитва о потерянном.

Кому оно интересно, можно найти этот текст в сети. А мне сейчас интереснее то, что это опять аукается с Булгаковым: в Москве некая компания поселилась в квартире №50 и помогает Маргарите найти пропавшего Мастера.


На этом месте первая часть сказала, что она уже хочет стать второй, поэтому тайм-аут.
В следующий раз будет про то, как Рязанов и Андрей Петров прятали палиндромы, про то, зачем Шуру послали в бухгалтерию, и немножко про обувь.

Окончание следует.

Алгеброй гармонию, Синема, Музыка

Previous post Next post
Up