"Служебный роман", ч.2. Про палиндромы и бухгалтерию.

May 17, 2021 15:05

"Служебный роман", ч.1. Про вращения и про 50

Узелок на память: в прошлый раз мы вертелись вместе с Самохваловым, и еще отгадывали режиссерскую загадку про число 50.
Искать ответ нам помогал Андрей Петров. Крутейший композитор, который написал музыку к большинству Рязановских фильмов и который любит всякие мозгошмыги не меньше режиссеров.
Но об этом чуть позже, а пока немножко про него самого. Точнее, про его авторский почерк.

Одна из черт стиля любого композитора - это то, как автор музыки обращается с музыкальными инструментами. Какие он любит, какие не очень, когда и для чего он их применяет и т.д.
Так вот.
Вроде бы обычную вещь, как солирующая скрипка, Андрей Петров экономит изо всех сил и использует только тогда, когда больше не может скрывать свою симпатию к герою. "Держите меня семеро, я люблюнимагу вот этого персонажа, который на экране". Если вы слышите у Петрова (неважно, в каком фильме) скрипку на переднем плане - почти всегда это означает, что композитор сейчас палится по полной программе. Разрывается от любви и улыбается.
Вот как здесь.
(Кому очень некогда, можно ткнуть сразу в 0.43 - но лучше все-таки сначала, прочувствовать разницу).

image You can watch this video on www.livejournal.com


А теперь ближе к заголовку.

Пока ничего не началось, напомню, что такое палиндром.
Это построение в любых знаковых системах (буквах, цифрах, нотах и т.д.), которое
- либо читается одинаково в обоих направлениях (А роза упала на лапу Азора);
- либо при чтении в обратном направлении тоже является чем-то осмысленным (Топор - ропот);
- либо находится в симметрии относительно своей середины (Каждый охотник желает знать, желает охотник каждый).

Также напомню (см. предыдущий пост), что в песне "Моей душе покоя нет" Петров переосмысливает стихотворный текст вот таким макаром.

  • Роберт Бернс, автор оригинального текста:
    O-hon! for Somebody!
    O-hey! for Somebody!
    I could range the world around,
    For the sake o’ Somebody.
    <...>
    O-hon! for Somebody!
    O-hey! for Somebody!
    I wad do-what wad I not?
    For the sake o’ Somebody.

  • Самуил Маршак, автор перевода на русский язык:
    Со мною нет кого-то,
    Ах, где найти кого-то?
    Могу весь мир я обойти,
    Чтобы найти кого-то.
    <...>
    Но нет со мной кого-то,
    Мне грустно отчего-то,
    Клянусь, что все бы я отдал
    На свете для кого-то.

  • Андрей Петров, композитор:
    Со мною нет кого-то,
    Ах, где найти кого-то?
    Могу весь мир я обойти,
    Чтобы найти кого-то.
    Чтобы найти кого-то,
    Могу весь мир я обойти.
    <...>
    Но нет со мной кого-то,
    Мне грустно отчего-то,
    Клянусь, что все бы я отдал
    На свете для кого-то.
    На свете для кого-то,
    Клянусь, что все бы я отдал.

    Видите, что он делает? Превращает конец каждого куплета в палиндром.
    И это ещё цветочки, потому что ягодки начинаются в нотах.

    Две основных мелодии саундтрека - "Моей душе покоя нет" и "Утро". И начало каждой из них является палиндромом по отношению к другой: обе начинают движение по одним и тем же нотам, только в разных направлениях.

    "Моей душе покоя нет" (она же главная тема фильма), начальный мотив:


    "Утро" (вторая по значимости тема фильма), начальный мотив:


    Если вы забыли, кто из них как звучит, то можно послушать (и посмотреть).

    image You can watch this video on www.livejournal.com


    Думаете, Петров на этом успокоился? Ага, ага.
    Милейшая мелодия "Утро" - сама себе палиндром. Примерно половина ее мотивов тоже движется по одним и тем же нотам, но в разных направлениях.



    Кому страшно смотреть в ноты, можно смотреть вот сюда: отмечаю все палиндромные фразы.

    image You can watch this video on www.livejournal.com


    А теперь вопрос, уважаемые знатоки. Если палиндром палиндромом погоняет даже у композитора, сколько палиндромов в "Служебный роман" закопал сам режиссер?
    И главное - чего им всем сдались эти палиндромы?

    [Палиндромы от Рязанова]Как ни странно, сейчас очень поможет Кристофер Нолан и его насквозь палиндромный "Tenet/Довод", где изложена концепция встречного движения времени как встречного движения вообще.

    Посмотрите, с чего Рязанов начинает свой фильм.
    Встречное движение машин. Встречное движение людей. Сперва по отдельности.




    Потом и то и другое, но уже в общем кадре. Визуальный палиндром - как встречное движение - соединяется с названием фильма, в котором шифруется число 50 и идея "чтобы найти кого-то" (см. предыдущий пост).




    И что?
    И то, что главные герои фильма - Калугина и Новосельцев - действительно живут как бы в противоположных потоках времени. В начале фильма Новосельцев "чувствует себя переростком" (c) за своим маленьким столом, а в финале получает взрослую должность и взрослый стол. Зато Людмила Прокофьевна движется в обратную сторону: сперва "старуха", потом помолодевшая красотка.

    И все это, конечно, очень мило, но на общесмысловом уровне.
    А где же хоть один конкретный палиндром - из букв, цифр и т.д.?

    Прячутся. Кто сильно, кто не очень.

    Сперва давайте с простенького.
    Инвентаризации в кабинете Калугиной. Пока мы слышим "Номер пятьдесят восемь шестьдесят девять, ваза Мозер", этот номер нам показывают в обратном направлении.



    Теперь соединяем этот палиндром (в контексте действия) с идеей "чтобы найти кого-то".
    Что случится, если в кабинет директора НЕ ворвутся завхоз и помощники? Калугина НЕ попадет в зал заседаний, НЕ увидит Новосельцева с лошадью, они НЕ начнут "играть в доктора" и еще много чего НЕ.

    Палиндромы в "Служебном романе" - это не только встречное движение вообще и не только встречное движение времени. Это и движение главных персонажей навстречу друг другу.

    [Например]Например, простенький визуальный палидром: Людмила Прокофьевна разделась, потом оделась обратно и полетела к Новосельцеву. Как мысленно, так и физически.

    image You can watch this video on www.livejournal.com


    Еще один палиндром от Рязанова спрятан похитрее - и это уже будет настоящий квест.
    Чтобы его пройти, нужно обратить внимание на несколько странных моментов:

    [Глава первая. Ручка Самохвалова]Ручка Самохвалова.
    Первое, что делает Самохвалов при знакомстве с Калугиной - дарит ей разноцветную ручку и говорит следующее.
    - Вот в этой ручке восемь цветов, она весьма удобна для резолюций.
    Черный цвет - отказать, ха-ха.
    Красный цвет в бухгалтерии - оплатить.
    Зеленый - цвет надежды.
    Синий - товарищу такому-то - рассмотреть.

    И все бы ничего, но:
    - он называет всего четыре цвета из заявленных восьми;
    - те же самые цвета, но по отдельности, уже есть на столе у Калугиной.



    Действительно, очень удобно, но не для резолюций. Нам только что расшифровали цветовую гамму "Служебного романа".
    Про синий ("рассмотреть") и черный ("отказать") будет попозже, а пока про зеленый и красный.

    Зеленый.
    Мальчик и мальчик покрасили зеленой краской дверь, а потом позвонили папе, который в это время сидит в гостях и ничего не соображает. Смотрите, что происходит после этого звонка про краску.



    Телефон по-прежнему в кадре, и когда мальчик и мальчик позвонят в следующий раз, эти люди поцелуются.
    На следующее утро сияющий Новосельцев рассказывает Оле, как он пытался все отодрать - но ничего ее не берет, эту отечественную краску. Ни нож, ни мыло, ни наждак, ничего не берет.
    "Зеленый - цвет надежды".

    Красный.
    Наверное, это самая смешная история с цветом.
    Сперва Рязанов связывает красный цвет с бухгалтерией: "Красный цвет в бухгалтерии - оплатить".
    Потом фразой "Да идите вы... в бухгалтерию!!!" дает понять, что пешее эротическое путешествие (а также все, с ним связанное) и бухгалтерия - примерно одно и то же.
    А теперь смотрим, что в сумме. Красный = секс, кого вообще этим удивишь. Но Рязанов это шифрует креативней всех на свете - аж через бухгалтерию и поборы по 50 копеек (которые начинаются с того, что у Маши Селезневой кто-то родился).

    Кстати, в фильме полно интересных красных деталей, особенно вот эти две.

    1. Единственный откровенно красный эпизод "Служебного романа" - когда Новосельцев в доме Самохвалова, сразу после балкона и монолога про грибы, сбежал на кухню.



    Ну-ка, ну-ка, и что будет через пару секунд?
    Диалог.

    - Юра! Ты в Швейцарии стриптиз видел?
    - Ни разу!
    - А по-честному?
    - Зачем мне это нужно?
    - Я бы обязательно пошла!..

    2. И цвет букв в финале, конечно, отыгрывает свою роль на полную катушку.



    Что нам пригодится потом: синий и черный цвет.

    [Глава вторая. Дом, милый дом]Едем дальше.

    Дом, милый дом.
    Вам никогда не казалось, что здание, в котором работают персонажи, какое-то странное?
    У входной двери висит табличка "Статистическое учреждение" в окружении других табличек. То есть в этом же здании должна находиться куча других контор.



    Все работники статистического учреждения поднимаются на пятый этаж - в основном на лифте.
    Но при этом Шура, которая собирает по 50 копеек "на Машу Селезневу", делает это не в отделе статистики на пятом этаже (что гораздо логичнее), а у лифта на первом этаже. Несмотря на то, что целые толпы людей не имеют к Маше Селезневой никакого отношения, потому что вроде как работают в других учреждениях.

    ?
    ??
    ???

    Да идите вы, Шура, в бухгалтерию - спалили Рязанова по полной программе.
    Здесь все имеют отношение к Маше Селезневой, потому что в здании нет других контор. Просто Рязанов использует классический прием фокусников "Хочешь спрятать дерево - прячь его в лесу", то есть среди других точно таких же предметов.

    Почему режиссер понавешал столько табличек?
    Потому что среди них прячется та, которая нам нужна.

    Что нам пригодится потом: табличка у двери.

    [Глава третья. О чем говорят мужчины] И последнее. Несколько диалогов:

    image You can watch this video on www.livejournal.com


    Выделяем главное.
    Людмила Прокофьевна не женщина и вроде как не человек, с сердцем у нее что-то не то, и вообще она кусается и рычит.
    [Ну?]Собака.

    Я думаю, вы сейчас или догадались, или начинаете догадываться.
    А я пока возвращаюсь к цветным табличкам на двери.
    Рассмотрим поближе черные. Например, эти две.

    "Статистическое учреждение", а прямо над ней - "Специзолятор при МЗСТУФХЦ".
    Серьезно?



    "Черный цвет - отказать, ха-ха". Вот именно, черные будем игнорировать.

    Зато есть еще одна табличка, синяя.
    "Синий цвет - рассмотреть".
    Рассматриваем.

    И вы будете смеяться, но это снова Булгаков.



    [Бинго!]"Собачье сердце" и тамошний знаменитый палиндром. ГЛАВРЫБА - АБЫРВАЛГ.

    И под занавес - несколько режиссерских фишек, которые показались мне интересными.

    [Что сказал киноязык]1. Шура говорит Оле про ее письма для Самохвалова.
    Чтобы показать, что обеим женщинам сейчас очень тяжело и неудобно, Рязанов делает им тяжело и неудобно в буквальном смысле: заставляет держать арбузы.



    2. "Именно обувь делает женщину женщиной", - говорит секретарша Верочка.
    "Она не женщина, она директор", - говорит Новосельцев.
    А теперь смотрим, что находится в кадре, когда доведенная до ручки Людмила Прокофьевна уезжает после вечеринки Самохвалова.



    "Обувь". "Обувь".
    Еще какая женщина, а не просто директор.

    3. И парочка диалогов.
    Первая встреча Новосельцева и Самохвалова.
    - Толя! Толька! Чёрт! <...> Усы, очки, лысый!
    - Ну не совсем еще лысый!

    Финал. Новосельцев притащил билеты в цирк и плюхается на стол к Калугиной.
    - В моем кабинете не принято сидеть на столе.
    - Простите, понятно. Я думал, на меня это правило уже не распространяется.

    Вот именно, не распространяется: этот "лысый черт" сидит на столе у Калугиной с самого начала фильма! Это подставка для карандашей в виде чертика с трезубцем.



    Рязанов никогда не акцентирует на нем внимание и старается либо побыстрее убрать из кадра, либо чем-нибудь заслонить. Но в сцене, когда Новосельцев и Калугина меняются местами и играют роли друг друга, режиссер аккуратно подсовывает чертика в каждый кадр с Людмилой Прокофьевной.
    Ищите его на фоне шарфа.




    Ну вот, братцы, что мне хотелось рассказать о "Служебном романе".
    Это какие-то совершенно невероятные игры разума съемочной команды. И большое удовольствие играть вместе с
    ними.
  • Алгеброй гармонию, Синема, Музыка

    Previous post Next post
    Up