Сегодня мы в гостях у той музыки, которая в официальном саундтреке носит гордое название "Opening Titles". Все помнят, как она звучит, но давайте понарошку кто-нибудь забудет - тогда смотрим видео, ура. Заодно, чтобы два раза не вставать, разделим эту конструкцию на четыре музыкальных фразы, нам сейчас пригодится.
You can watch this video on www.livejournal.com
Вы успели узнать в гриме эти "раз-два-три-четыре"? Под номерами скрывались: 1. Мотив из темы Джона. 2. Мотив из темы Шерлока. 3. Мотив из темы Джона. 4. Мотив из темы Шерлока. Сравните:
You can watch this video on www.livejournal.com
Ну вроде похоже, скажете вы, но иногда как-то не очень. И вы правы, потому что фокус заключен вот в чем:
Чтобы создать фразы 1 и 3, Арнольд и Прайс - берут элемент из темы Джона - и изменяют его, - причем изменяют так, чтобы в нем появились черты темы Шерлока. И наоборот. Чтобы создать фразы 2 и 4, Арнольд и Прайс - берут элемент из темы Шерлока - и изменяют его - причем изменяют так, чтобы в нем появились черты темы Джона. То есть в титрах звучат элементы измененных тем Джона и Шерлока, и эти изменения произошли под их влиянием друг на друга.
В титрах тема Джона сохраняет свой первоначальный рисунок, но начинается на терцию выше - не с третьей, а с пятой ступени, будто тянется вверх. Тема Шерлока делится с ней частью своего диапазона, а также синкопой и дорийским ладом.
2. Тема Шерлока/ Тема Шерлока в титрах
Едва сыграв первую ноту, тема Шерлока в титрах не делает скачок наверх, как в оригинальной теме, а остается на уровне своего предыдущего элемента - темы Джона. Та делится с ней своей плавностью и мерным "бессинкопным" ритмом.
3. Тема Джона/ Тема Джона в титрах
Тема Джона в титрах движется строго по тем же звукам, что и оригинальная тема Джона, но тема Шерлока вновь делится с ней синкопой и дорийским ладом.
4. Тема Шерлока/ Тема Шерлока в титрах
Тема Шерлока в титрах проговаривает всего два мелодических оборота (в секвенции оригинальной темы Шерлока их четыре), словно становится в два раза медленнее. Тема Джона делится с ней своим неторопливым темпом и спокойным темпераментом.
И еще одна милая деталь: все элементы Шерлока начинаются с той же ноты, на которой заканчиваются элементы Джона.
Резюмирую. Взаимовлияние. Взаимообмен. Взаимопроникновение. Представьте это даже графически: нечто невысокого роста тянется вверх, а то, что раньше было высоким, стремится оказаться как можно ближе к этому невысокому. Так что пусть композиторы называют эту тему как хотят, а я, лично для себя, называю ее темой джонлока. И кто скажет, что все вышеописанное не джонлок, пусть первый бросит в меня камень. :)
И еще одно важное отличие темы титров от изначальных тем Джона и Шерлока: она не в квадратном, а в трехдольном размере (на три счета: раз-два-три, раз-два-три и т.д.) Трехдольность - самый простой музыкальный способ изобразить кружение, круговое движение. Помните, как именно нам показывают первую встречу Джона и Шерлока в лаборатории Бартса? Вихрь, водоворот, вертиго. И даже когда камера уже не вращается, она все равно продолжает это сжимание кольца, скользя от Джона к Шерлоку и от Шерлока к Джону.
Вот казалось бы: хочешь создать эффект кружения в музыке - сделай трехдольный размер и успокойся. Еще чего, сказали композиторы, маловато будет. Маловато! Надо все так раскрутить, чтобы у зрителей крыша ехала! И включили в тему титров еще несколько дополнительных мотивов-завихрений. Показываю один из них, остальные строятся по точно такому же принципу:
Мотив делает небольшой скачок вверх и опускается вниз, начинаясь и заканчиваясь одной и той же нотой - как если бы мы рисовали круг на листе бумаги. Попробуете расслышать эти круговые конструкции? Я помогу значками.
You can watch this video on www.livejournal.com
Но и этого композиторам оказалось мало. Для некоторых сцен сериала они вычленяют все круговые мотивы из темы титров, нанизывают на одну ниточку, словно бусины, и на получившейся основе выстраивают новую отдельную конструкцию. Да, да, применяют свой любимый метод мотивного вычленения.
Впервые этот финт с цепочкой круговых мотивов из титров появляется в "Большой игре", продолжается в "Белгравии", но мне больше хочется обратить ваше внимание на пару сцен из "Пустого катафалка". В них эту цепочку лучше слышно, а также гораздо понятнее, для чего композиторы выводят ее на самый передний план. - Джон и Шерлок вроде как разделены в пространстве, но продолжают друг за другом фразы и действия, а в музыке за кадром - все эти круговые элементы из титров. От Джона к Шерлоку, от Шерлока к Джону. - Джон и Шерлок в метро, снова вдвоем, их подстерегает совместная смертельная опасность, и за кадром опять: круг, круг, круг, круг. (И посмотрите, сколько всего круглого в видеоряде).
You can watch this video on www.livejournal.com
Ну вот, собственно, о чем нам хочет рассказать тема титров. Джон. Шерлок. Круг. Круг как неразрывный союз, как бесконечность, как судьбоносный вихрь, как головокружение, как мой собственный вариант, как ваш собственный вариант, как их собственный вариант, выбрать по вкусу.
Не могу не упомянуть о той музыке, которая основана на теме из титров и обозначает собой Джона и Шерлока - именно как тандем, как единое целое, а не двоих по отдельности. Мы регулярно слышим ее на протяжении всего сериала, звучит она достаточно разнообразно, и желающие могут последить за ней самостоятельно. Я покажу лишь тот эпизод, когда это построение появляется (пусть и слегка в недоразвитом виде) в самый-самый первый раз: заинтригованный Джон начинает искать в сети информацию о Шерлоке. В кадре пока он один, но, по сути, это уже начальная стадия того самого "вдвоем".
You can watch this video on www.livejournal.com
Отдельное удовольствие - следить за тем, как на протяжении всего сериала взаимодействуют тема Джона, тема Шерлока и тема титров aka "Джон + Шерлок" в любых комбинациях. Они сплетаются, расплетаются, меняются ритмом, гармониями и инструментами - в общем, живут самостоятельной насыщенной жизнью.
К примеру, сцена из "Собак Баскервиля", где растерянный Шерлок пытается помириться с Джоном. Тема Шерлока хромая и больная: она запинается, заикается и даже потеряла мелодию, ее гармония идет вкривь и вкось. Бросаясь за уходящим Джоном, она поспешно мимикрирует в тему титров (примерный перевод: "Да, Джон, нас двое! Мы вместе!..") и... заканчивается тремя финальными притопами из внезапно выздоровевшей темы Шерлока (примерный перевод: "... но все равно командовать парадом буду я").
You can watch this video on www.livejournal.com
И последнее на сегодня. Возьмем первую фразу из темы титров и вычленим из нее мотив, который обведен красненьким.
Запомните его. В следующий раз мы отправимся туда, где этот мотивчик будет почетным гостем.