"Sherlock BBC": музыка. Тема Джона.

Dec 03, 2016 23:26

Преамбула.
Музыкальная тема.

Итак, начинаем разговаривать о темах персонажей.
Несмотря на название сериала, пропустим вперед Джона: именно с его темы начинается музыкальная эпопея "Шерлока".


Одиночество. Надломленность. Опустошение. Отчаяние. Вспомните любой эпизод, когда Джон в таком состоянии - и безошибочно определите моменты, когда эта тема играет за кадром.
[Ноты и термины]
Вот ее основа: всего четыре ноты.



Мелодия бродит и бродит по одному и тому же кругу. Сперва пытается распрямиться и поднять голову - но сразу же опускает ее, сворачивается в клубок, съёживается. По сути, она рисует вот эту позу Фримана:



Неопределенная, неустойчивая гармония, диссонансы. Мерный, монотонный, вязкий ритм - та же ходьба по одному и тому же кругу, как в мелодии.
Инструмент, ведущий мелодию: фортепиано. Тему Джона всегда будет играть именно оно, кроме особых случаев.


А теперь засунем ухо в саундтрек. Для разгона - пара сцен из "Слепого банкира".
- Бейкер-стрит. Шерлок все бросил и понесся разгадывать шифр, Джон остался с Сарой (с которой у него, на минуточку, свидание) - но за кадром звучит его тема.
- Схватка с китайской мафией, враги повержены, Джон говорит с Сарой про "следующий раз" и уходит с ней в обнимку - но за кадром снова его тема.

Что имели в виду композиторы, помечая эти два момента именно таким "маркером одиночества"? Скорей всего, вот это: Джон считает, что для Шерлока его "кейсы" всегда будут важнее него, Джона.
И тогда это многое объясняет в третьем сезоне.

Теперь погуляем по саундтреку минутки три и послушаем, как композиторы валяют эту тему с боку на бок, раскрашивают разными оттенками и наряжают в разные одёжки. Но какой бы эпизод она ни сопровождала, общий посыл у нее один и тот же: Джону одиноко и Джону нужен Шерлок.

Ну что, простых примеров наслушались? Теперь будет посложнее: ищем тему Джона, которую спрятали.

"Последний обет", выстрел Мэри, Шерлок уже одной ногой в могиле - и тут Мориарти говорит, что Джон в опасности. Шерлок начинает карабкаться вверх по лестнице наверх, музыка карабкается вместе с ним, а изначальный импульс к движению задает именно тема Джона.
Композиторы зарыли эту тему так глубоко, что выцепить ухом ее не очень просто. Чтобы вам было легче, я пометила ее звуки нотными значками.

И, наконец, тот самый обмен музыкальными инструментами, о котором я говорила в предыдущий раз.
"Этюд в розовом", Шерлок проорал "Пинк!" и умчался искать чемодан жертвы, Джон хромает вниз по лестнице - и слушайте, какой теперь инструмент ведет его тему вместо фортепиано:

Цимбалы. Инструмент Шерлока.
Кстати, с мелодией Джона тоже что-то произошло: она иногда забывает опустить голову, даже наоборот, старается подрасти. Да и ритм как-то немного распоясался и перестал быть таким монотонным.
Одним словом, тема Джона находится под впечатлением от темы Шерлока.

Но про тему Шерлока - это уже следующая история.

Музыка, Шерлок

Previous post Next post
Up