Итак, начинаем разговаривать о темах персонажей. Несмотря на название сериала, пропустим вперед Джона: именно с его темы начинается музыкальная эпопея "Шерлока".
Одиночество. Надломленность. Опустошение. Отчаяние. Вспомните любой эпизод, когда Джон в таком состоянии - и безошибочно определите моменты, когда эта тема играет за кадром. [Ноты и термины] Вот ее основа: всего четыре ноты.
Мелодия бродит и бродит по одному и тому же кругу. Сперва пытается распрямиться и поднять голову - но сразу же опускает ее, сворачивается в клубок, съёживается. По сути, она рисует вот эту позу Фримана:
Неопределенная, неустойчивая гармония, диссонансы. Мерный, монотонный, вязкий ритм - та же ходьба по одному и тому же кругу, как в мелодии. Инструмент, ведущий мелодию: фортепиано. Тему Джона всегда будет играть именно оно, кроме особых случаев.
А теперь засунем ухо в саундтрек. Для разгона - пара сцен из "Слепого банкира". - Бейкер-стрит. Шерлок все бросил и понесся разгадывать шифр, Джон остался с Сарой (с которой у него, на минуточку, свидание) - но за кадром звучит его тема. - Схватка с китайской мафией, враги повержены, Джон говорит с Сарой про "следующий раз" и уходит с ней в обнимку - но за кадром снова его тема.
Что имели в виду композиторы, помечая эти два момента именно таким "маркером одиночества"? Скорей всего, вот это: Джон считает, что для Шерлока его "кейсы" всегда будут важнее него, Джона. И тогда это многое объясняет в третьем сезоне.
Теперь погуляем по саундтреку минутки три и послушаем, как композиторы валяют эту тему с боку на бок, раскрашивают разными оттенками и наряжают в разные одёжки. Но какой бы эпизод она ни сопровождала, общий посыл у нее один и тот же: Джону одиноко и Джону нужен Шерлок.
Ну что, простых примеров наслушались? Теперь будет посложнее: ищем тему Джона, которую спрятали.
"Последний обет", выстрел Мэри, Шерлок уже одной ногой в могиле - и тут Мориарти говорит, что Джон в опасности. Шерлок начинает карабкаться вверх по лестнице наверх, музыка карабкается вместе с ним, а изначальный импульс к движению задает именно тема Джона. Композиторы зарыли эту тему так глубоко, что выцепить ухом ее не очень просто. Чтобы вам было легче, я пометила ее звуки нотными значками.
И, наконец, тот самый обмен музыкальными инструментами, о котором я говорила в предыдущий раз. "Этюд в розовом", Шерлок проорал "Пинк!" и умчался искать чемодан жертвы, Джон хромает вниз по лестнице - и слушайте, какой теперь инструмент ведет его тему вместо фортепиано:
Цимбалы. Инструмент Шерлока. Кстати, с мелодией Джона тоже что-то произошло: она иногда забывает опустить голову, даже наоборот, старается подрасти. Да и ритм как-то немного распоясался и перестал быть таким монотонным. Одним словом, тема Джона находится под впечатлением от темы Шерлока.