>> для коренного американца смешно, когда Воланд благодарит Ивана и Берлиоза за то, что они атеисты >>
А рзаве это смешной момент? У Булгакова бога в романе нет. Есть гностическая борьба света и тьмы. Хотя это второстепенные детали. Ну вот, ребята атеисты, стало быть правильно понимают картину мира. За это Воланд их и благодарит.
А разве гностическая борьба света и тьмы исключает Бога (или богов)? По-моему, наоборот. Воланд никак не может благодарить за "правильное понимание картины мира" хотя бы потому, что буквально в следующих строках он начинает допытываться: если Бога нет, то кто же всё планирует?
Спорить о тонкостях гностицизма, значит уйти в сторону от романа. Но тем не менее, в гностицизме Демиург, творец материального мира и повелитель темных сил не ведает истинного Бога. Воланд благодарит их за то, что они как бы оказываются "на его стороне".
>> и его благодарность скорее ироническая - как любая благодарность Дьявола. Одного из них он тут же отправляет под трамвай, а другого - в психушку. >>
Разумеется.
>> Это, собственно, и смешно. >> Я бы сказал, что это скорее трагично, но...
Comments 16
Reply
Reply
Reply
для коренного американца смешно, когда Воланд благодарит Ивана и Берлиоза за то, что они атеисты
>>
А рзаве это смешной момент? У Булгакова бога в романе нет. Есть гностическая борьба света и тьмы. Хотя это второстепенные детали. Ну вот, ребята атеисты, стало быть правильно понимают картину мира. За это Воланд их и благодарит.
Reply
Воланд никак не может благодарить за "правильное понимание картины мира" хотя бы потому, что буквально в следующих строках он начинает допытываться: если Бога нет, то кто же всё планирует?
Reply
Reply
Reply
Воланд благодарит их за то, что они как бы оказываются "на его стороне".
Reply
Reply
и его благодарность скорее ироническая - как любая благодарность Дьявола. Одного из них он тут же отправляет под трамвай, а другого - в психушку.
>>
Разумеется.
>>
Это, собственно, и смешно.
>>
Я бы сказал, что это скорее трагично, но...
Reply
Reply
Leave a comment