Общество продолжает обсуждать возможные причины
вероломной передачи памятника истории и культуры федерального значения - собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря (1310-1313 гг.) с не имеющими аналогов псковскими фресками местной религиозной организации - общине Снетогорского монастыря. Фрески этого храма являются
единственным сохранившимся ансамблем настенной храмовой живописи псковской школы, основы которой и были заложены в начале XIV века.
Ответы на вопросы, изложенных в
трех письмах в Москву, могут раскрыть часть нарушений или пробелов в процессе формального и торопливого исполнения федерального законодательства. Эти нарушения будут сейчас судорожно исправляться - задним числом, спешно, с раздражением и глухой ненавистью к тем, кто вступился за памятник.
Очень опасно, что фрески на данный момент не являются самостоятельным объектом культурного наследия, на отдельном государственном учете не состоят, паспорт на них не составлен, то есть с формальной точки зрения объекта культурного наследия не существует.
Росписи собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря беззащитны и физически, и юридически.
Открытым остается ответ на отдельный вопрос о непосредственном поводе, послужившем толчком для этих спешных и тайных действий.
Попытки забрать собор в ведение РПЦ осуществлялись в течение 18 лет, но успешны они оказались именно летом 2012 года.
Почему?
Есть одна версия.
В поисках актуальных упоминаний о соборе Рождества Богородицы Снетогорского монастыря в правовых базах я сразу обнаружил
распоряжение Правительства РФ от 06.02.2012 № 153-р «О плане основных мероприятий по подготовке и проведению празднования 1150-летия зарождения российской государственности».В соответствии с этим распоряжением:
«Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 3 марта 2011 г. № 267 "О праздновании 1150-летия зарождения российской государственности":
1. Утвердить прилагаемый план основных мероприятий по подготовке и проведению празднования 1150-летия зарождения российской государственности.
2. Финансовое обеспечение расходов, связанных с подготовкой и проведением празднования 1150-летия зарождения российской государственности, осуществлять в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на 2012 год заинтересованным федеральным органам исполнительной власти и Российской академии наук.
[…]».
Всего в утвержденном плане 63 мероприятия на общую сумму 448 млн. 946 тыс. руб., из которых 393 млн. 454 тыс. руб. - средства федерального бюджета, 42 млн. 070 тыс. руб. - средства бюджетов субъектов Федерации, 6 млн. 100 тыс. руб. - средства бюджетов муниципальных образований, 7 млн. 322 тыс. руб. - средства внебюджетных источников.
Псков в этом плане упомянут трижды:
«12. Выполнение ремонтно-реставрационных работ в отношении собора Рождества Богородицы ансамбля Снетогорского монастыря (г. Псков, Снятная гора, д. 1), 2012 год, 10 млн. руб., средства федерального бюджета, ответственный исполнитель: Министерство культуры России.
13. Выполнение ремонтно-реставрационных работ в отношении Преображенского собора ансамбля Спасо-Мирожского монастыря, XII век (г. Псков, Мирожская наб. д. 2), 2012 год, 23 млн. руб., средства федерального бюджета, ответственный исполнитель: Министерство культуры России.
32. Создание музейной экспозиции "России щит", г. Псков, ноябрь 2012 г., 2 млн. руб., в том числе средства федерального бюджета - 1 млн. 500 тыс. руб., средства бюджета Псковской области - 500 тыс. руб., ответственные исполнители: Министерство культуры России, государственный комитет Псковской области по культуре».
С пунктом 32 всё понятно: это музейная экспозиция либо в Псковском государственном музее-заповеднике, либо в Изборском государственном музее-заповеднике к 1150-летию.
А вот пункты 12 и 13 вызывают дополнительные вопросы.
Ни
заведующая отделом фресок (фактически главный хранитель фресок) Псковского музея-заповедника Таисия Круглова, ни
реставратор фресок Владимир Сарабьянов, ни
автор проекта реставрации Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря архитектор-реставратор Владимир Никитин не знали о выделении на реставрационные работы в двух самых уникальных храмах Псковской земли из федерального бюджета соответственно 10 и 23 млн. руб. на 2012 год. Предмет реставрации (архитектура, фрески) в распоряжении правительства не указан.
Сроки реализации мероприятий (2012 год) подсказывают, что где-то сейчас Министерством культуры РФ будет объявлен государственный конкурс на эти работы.
Афишировать конкурс не будут, конечно.
Его выиграет какая-нибудь крышуемая чиновниками Министерства культуры структура типа «***Строй». Наверняка окажется единственным участником торгов с каким-нибудь подставным лицом с купленной лицензией на право ведения реставрационных работ. Конечно, выиграет.
Остальное понятно.
Вопрос на уровне изумления: неужели из-за этих весьма скромных (в масштабе необходимых реставрационных работ) денег федерального бюджета и была запущена вся тайная процедура передачи собора Рождества Богородицы местной религиозной организации, у которой в таком случае появляется возможность получить доступ к использованию целевых средств бюджета?
Очень тревожный вопрос: не приведет ли эта ситуация к пересмотру
чудом и тяжким трудом достигнутого в 2010 году компромисса по Спасо-Преображенскому Собору Мирожского монастыря, когда Росимуществом, администрацией области, Псковским государственным музеем-заповедником и Псковской епархией РПЦ была совместно и гласно, с участием экспертов и общественности выработана формула взаимодействия и сотрудничества?
Сейчас в действующем Спасо-Мирожском монастыре в музейном ведении остаются Спасо-Преображенский собор и ранее входивший в хозяйственный блок монастырских построек домик музейного хранителя, режим свободного доступа граждан в собор сохраняется, почасовой (фактически поминутный) режим доступа и число посетителей полностью регулируются сотрудниками музея.
Молебны в соборе монастырской общиной совершаются 2 раза в год: на Преображение Господне (август) и на день Мирожской Божией матери (Оранты, октябрь). Молебны длятся 40 минут, в них принимает участие до 40 человек.
При этом все верующие, конечно, могут посетить храм как экскурсанты, в общем порядке, беспрепятственно.
Эта цивилизованная и уважительная к памятнику истории и культуры модель взаимодействия,
которой нет и не может быть альтернативы, вполне могла быть реализована и в Снетогорском монастыре, но, очевидно, она не удовлетворила представителей РПЦ.
Так появился иной план и способ действий.
Не пожелает ли теперь Псковская епархия РПЦ пересмотреть условия договора по Мирожскому монастырю и получить Спасо-Преображенский собор? Письма об этом митрополит Евсевий писал неоднократно, но поддержки в Министерстве культуры при Александре Авдееве они не получили. Сейчас пришел другой министр. Никто не знает, какова будет его позиция.
Общая позиция Росимущества по отношению к объектам культурного наследия федерального значения уже вызывала
крайне нелицеприятные вопросы специалистов, на которые не было получено никакого ответа.
Госкомитет Псковской области по культуре, директор Псковского государственного музея-заповедника защищать интересы объекта культурного наследия федерального значения не стали и сняли с себя непосредственную юридическую ответственность за его состояние.
Предположить, что они будут принципиальны в ситуации с Мирожским собором, невозможно. Ни у кого не может быть никаких иллюзий.
В контексте происходящего не может не вызвать интерес персона нового руководителя
территориального управления Росимущества в Псковской области Александра Сребролюбова. Публично о нем известно немного. Он
приступил к работе в Пскове в январе 2012 года, до этого работал
директором федерального государственного унитарного предприятия «Петербургский спортивно-концертный комплекс»,
заместителем начальника Северо-Западного межрегионального отделения Российского фонда федерального имущества (РФФИ, предшественник Росимущества). Его кандидатура при назначении на должность в Псковской области поддерживалась администрацией Псковской области.
Начало деятельности г-на Сребролюбова в Пскове вызывает большую тревогу.