РОЖДЕСТВО 1942

Apr 02, 2004 23:59

*
"РОЖДЕСТВО 1942", И.Латышев, ТЮЗ им.БРЯНЦЕВА, Санкт-Петербург, 2001 г. (9)

Материал

Я заранее знал на каком материале сделан спектакль, хотя ни одной рецензии не читал, видимо что-то слышал или были упоминания в обзорных статьях - спектакль по письмам немецких солдат из Сталинграда. На самом деле все оказалось сложнее.

На последнем самолете, долетевшем в Германию из окруженной под Сталинградом армии находилось среди прочего 6 мешков писем (могли бы на это место несколько раненых взять). Дальнейшая судьба писем из этих мешков - сама по себе удивительно драматический исторический сюжет, который разворачивается во времени вплоть до наших дней. Во-первых их не доставили адресатам, письма вырвавшиеся из окружения, пролетевшие тысячу километров через военную Европу были уничтожены по цензурным соображениям. Однако предварительно они попали в министерство пропаганды, где из них пытались собрать патриотический сборник. Материал оказался совершенно неподходящий, затея сорвалась, но благодаря ей фрагменты писем остались в архивах - анонимные, без имен, адресов. Через много лет фрагменты были опубликованы, потом переведены на русский язык и опубликованы у нас, потом в СПб-ТЮЗе из них сделали спектакль. Таким образом письма прошли очень длинный и извилистый путь во времени и в пространстве, несколько фильтраций, сменили язык с немецкого на русский, с прозаического на театральный и в результате приобрели совсем другое качество. Частные письма конкретных людей превратились в Письма из прошлого в будущее, направленные анонимными немецкими солдатами 1942 года русским зрителям 21-го века (между прочим мой отец той же зимой 1942 года находился в том же самом месте, только по другую сторону лини фронта).

Как отнестись к получению таких писем? Можно прийти в политкорректное умиление, можно наоборот сердито сказать - не хочу я этих писем получать (две полярные эмоциональные реакции), а можно отнестись спокойно (все-таки столько лет прошло) и по-человечески (подлинная жизнь всегда интересна, а жизнь на пороге смерти тем более). Тут многое зависит от "почтальона" (того, кто доставляет письма), в данном случае от режиссера и актеров. Задача "почтальона" - не лезть в душу со своими суждениями, не заниматься пропагандой каких-то идей, а положить перед адресатами письма и дать их прочитать (адресат в данном случае зрители, но в каком то смысле и актеры). Натура (текст) возьмет свое, много вопросов возникнет, но это как раз хорошо. А выводы адресат-зритель сделает (или не сделает) сам. Много вопросов может вообще без ответа остаться.

Спектакль

Главное - найден верный тон. Спектакль получился строгий, без сентиментальности.

Текст сыгран обычным приемом - распределен между несколькими актерами (так когда-то поставил документальную книгу "У войны не-женское лицо" Эфрос в театре на Таганке, текст читали Власова, Славина, Полицеймако, Жукова и Желдин).
Шестеро молодых актеров одеты не в современную одежду и не в немецкую военную форму. Белые рубашки, черные костюмы, сапоги - условная полувоенная/полуконцертная униформа. На полутемной сцене пюпитр со стопкой нотных листков. Начало напоминает спектакль Юрия Погребничко "Гамлет". Это не только внешнее визуальное сходство (черная униформа), но и общий принцип: коллективное исполнение партитуры маленьким оркестриком, где нет четкого закрепления ролей за актерами. Текст разбит на несколько глав по темам и первая тема (музыка) протягивает мостик от актеров к героям (пианист пишет, что у него обморожены руки, кто-то другой пишет, как увидел в разрушенном доме пианино) актеры выходят с инструментами, рассаживаются полукругом и играют "Лили Марлен". По несколько ролей играют и предметы. Из нотных листков складывают коробочки - танки, ряд подбитых тридцатьчетверок; черный футляр от контрабаса превращается в ящик для снарядов или в гроб.

В спектакле есть один очень спорный эпизод. Актеры начинают исполнять мелодии наших песен военного времени, неуместные у немцев. Многих зрителей это коробит, но мне это показалось оправданным. У спектакля есть подзаголовок "русские импровизации на немецкие темы", в этот момент происходит выход актеров из образов немецких солдат - наши ребята вспоминают наши песни. Зачем? Трудно сказать. От столкновения "Землянки" и "Лили Марлен" рождаются самые разные чувства и размышления, и то что это "коробит" тоже "включено" в спектакль, а то ведь можно забыть где происходит действие (по некоторым письмам создается впечатление экспедиции альпинистов в Гималаи - холод, снег, опасность, гибель товарищей) кроме того в этот момент происходит переход к главе "русские" (что в этих письмах было написано о противнике).

Темы меняются: "религия", "военное дело" и завершается всё темой семьи - именно об этом вспоминают в самый последний час. Солдаты пишут жене, отцу, матери. Потом выстраиваются в шеренгу, звучит военный марш, но в каком-то в сниженном "кабаретном" исполнении, его милитаристская мощь в этот момент неуместна, а может со временем выдохлась.

театр

Previous post Next post
Up