*
“ЧЕХОВЪ. ВИШНЕВЫЙ САДЪ. НЕТ СЛОВ!”, С.Женовач, СТИ, Москва, 2024г. (9)
По-моему, название неудачное.
Непонятно, почему первая часть в старой орфографии, а вторая в новой. Непонятно, что значит «нет слов», да еще усиленное восклицательным знаком.
У кого «нет слов», у Чехова ? (у него как раз наоборот, он же писатель, у него есть только слова и ничего кроме слов).
Или это у авторов спектакля нет слов по поводу происходящего? Чего уж такого неординарного там происходит, для чего не подобрать слов…
Точнее было назвать спектакль «без слов».
В том смысле, что самое главное там происходит без слов, а так-то слова есть (пьеса Женовача и Боровского составлена из отдельных реплик чеховского оригинала, реплики перетасованы, многие сцены сокращены, сокращены также два персонажа Прохожий и Симеонов-Пищик). Работа над приданием свежести хрестоматийному тексту, затертому от частого употребления, уже велась в СТИ, когда ставили спектакли «Мастер и Маргарита» и «Лабардан-с» используя разные авторские редакции, и это действительно приводило к результату. Вот еще одна попытка, более радикальная и тоже результативная. Текст воспринимается как новый, будто сейчас рождаются реплики.
Но все это только вербальный фон ("слова, слова, слова").
Главная сцена, эмоциональная и смысловая кульминация спектакля сыграна совсем без слов.
Без слов входят в зал грузчики, грохоча сапогами по деревянным ступеням зрительного зала идут по проходам справа и слева, поднимаются на сцену и ни слова не говоря начинают выносить чемоданы, сгоняя персонажей пьесы, которые на этих чемоданах сидят. Перед тем герои пьесы что-то говорили, затем просто сидели и молчали, а за кадром играла музыка. Но музыка внезапно оборвалась на половине ноты. Все о чем говорили и о чем молчали в один миг потеряло значение.
Без слов играют эту сцену персонажи. Без слов играют эту сцену грузчики. И чемоданы тоже играют без слов. Коллекция старинных чемоданов играет роль вишневого сада.
=======
продолжение -
https://lev-semerkin.livejournal.com/935993.html,
https://lev-semerkin.livejournal.com/936195.html