Открытие сезона 2024/25 в Большом театре

Sep 11, 2024 19:40

*
«1812 год» / «Москва» / «Александр Невский», В.Гергиев, ОРКЕСТР И ХОР БОЛЬШОГО ТЕАТРА, 06.09.2024г. (10)

«СПЯЩАЯ КРАСАВИЦА», М.Петипа / Ю.Григорович, БОЛЬШОЙ ТЕАТР, Москва, 1890/2011/2024г. (7)

И утренний концерт и вечерний спектакль были не просто концертом и спектаклем, а имели статус программного высказывания, заявления о намерениях по случаю открытия первого сезона с новым руководством. Заявление не словами, а действием.

Концерт удался на 100% и как концерт и как высказывание. Программа патриотическая, такая какая должна быть в главном театра страны (во время СВО) и столицы (в день города). Исполнено в диапазоне от превосходно до хорошо. Когда пел хор (во всех трех номерах программы) было прекрасно до мурашек. Дирижер был мобилизован, силен, свеж и тверд. Солисты в кантате «Москва» Алина Черташ и Эльчин Азизов были хороши, а у Азизова еще и каждое слово можно было четко расслышать. Солистка в «Александре Невском» Екатерина Семенчук была сурова до мурашек.

«1812 год» исполнялся в версии с хором, сначала хор запел молитву о даровании победы «Спаси, Господи, люди твоя», потом понемногу начал включаться оркестровый аккомпанемент, потом Марсельеза была преодолена молитвой и «Боже царя храни» снова с хором.

В таком варианте прозвучала победа не только русского гимна над французским, но русской музыкальной традиции над западной. Начинает хор (первое слово за человеческим голосом), заканчивает звук колокола (за ним последнее слово), а между голосами и колоколами встроена симфоническая разработка темы - оркестр изображает войну 1812 года и в финале аккомпанирует гимну «Боже царя храни». Иерархия выстроена идеально.

Театральное высказывание (возобновление одного из главных русских балетов Чайковского и Петипа, который на пару лет исчез из репертуара Большого театра) можно зачесть с оговорками. Зато удалось превратить открытие сезона в главном театре страны в культурное событие широкого охвата (показ на больших экранах, в кинотеатрах и интернете).

Смотрел трансляцию на экране компьютера, слушал в наушниках, вспоминал двух «Спящих красавиц», что видел в этом году в СПб (михайловскую и мариинскую).

"СПЯЩАЯ КРАСАВИЦА", Н.Дуато, МИХАЙЛОВСКИЙ ТЕАТР, 2011г. (6)

"СПЯЩАЯ КРАСАВИЦА", М.Петипа (К.Сергеев), МАРИИНСКИЙ ТЕАТР, 1890/1952г. (9)

Большой театр предсказуемо превзошел по всем параметрам Михайловский, но Мариинскому уступил.

В Мариинском балет выглядел БОЛЬШИМ величественным, имперским, роскошным, блестящим. Пять действий, три обычных антракта и один оркестровый (с замечательной музыкой и выделенным соло, представление первой скрипки оркестра). Тогда мне казалось, что там всего так много, что даже чересчур (может быть сказался плотный театральный график в СПб).
А теперь кажется, что именно такая версия сама правильная и должна идти в главном театре страны. А возобновили максимально сокращенную версию. В Большом театре балет выглядел небольшим. Два действия, один антракт. И декорации темноваты и бедноваты. И исполнение далеко не блестящее (особенно главной партии, принцесса Аврора - Елизавета Кокорева).

Вот кто полностью соответствовал статусу, так это оркестр. В СПб мне как раз с оркестром не везло, в Михайловском это был худший оркестр из всех их балетных спектаклей, на которых я присутствовал. В Мариинском рядовое исполнение, без огонька, местами скучноватое и стертое (казалось, что им эта музыка уже обрыдла). В Большом был огонь! Много огня!

Елизавета Кокорева была очень напряжена, очень старалась, не танцевала, а работала. И при этом старалась улыбаться, когда ей было совсем не до улыбок. От этого улыбка выглядела приклеенной. Особенно на контрасте с Алёной Ковалевой (фея Сирени), которая улыбалась широко, легко, победительно. Выглядела и танцевала роскошно. На голову выше (в переносном смысле, но и в прямом тоже))).

С феями Сирени мне все три раза повезло, в Михайловском танцевала Марфа Федорова (перешедшая туда недавно из Большого) и она была исключительно хороша, стройна, пластична. В Мариинском Мария Ильюшкина, все было на месте (на втором после главной героини).

Настоящую принцессу Аврору я видел только одну - Мей Нагахиса. Очень музыкальна, очень нежна (при пониженной эмоциональности лица, по-восточному своеобразно и это смотрелось очень хорошо, много лучше чем улыбки по принуждению).

В Михайловском главную партию танцевала Анжелина Воронцова и впечатление было неприятное - капризная принцесса встала не с той ноги. В самом начале, танцуя с четырьмя женихами, она четыре раза плохо исполнила баланс, судорожно хватая каждого партнера за руку, чтобы не упасть.

Принцы в Мариинском и в Большом были хорошие и разные. Артем Овчаренко по-московски яркий, Евгений Коновалов по-петербуржски задумчивый.
Михайловский принц Никита Четвериков .. мне в «Щелкунчике» больше понравился.

Злая фея Карабос - Денис Савин - Большой мастер, украшение спектакля Большого театра. Широкие жесты, четкие акценты. И костюм был Большой, шикарный и танцевал в нем шикарно.
В Михайловском Гильерме Висенте был вполне выразителен, артистичен, танцевал с удовольствием и запомнился, а вот мариинский стерся из памяти полностью (судя по программке это был Ислом Баймурадов).
В эпизодических ролях на все три спектакля было одно звездное исполнение Анастасия Сташкевич - принцесса Флорина. И еще одно врезалось в память Голубая птица Киан Мангис в Мариинском (у него фигура и лицо экзотические, запоминающиеся).

По итогу в «Спящей красавице» Большого театра был дирижер, принц, фея Сирени, фея Карабос и принцесса Флорина, но не было самой красавицы.
Пока не было, у меня уже куплен билет на спектакль следующего блока, где в главной роли заявлена Ева Сергеенкова (UPD. см. - https://lev-semerkin.livejournal.com/935477.html).

Гергиев, театр, балет, БОЛЬШОЙ

Previous post Next post
Up