.
"ВЕСНА СВЯЩЕННАЯ", П.Бауш, TANZTHEATER WUPPERTAL, 1975г. (10)
Вуппертальцы выступили на фестивале «Век Весны священной - век модернизма» скромнее, чем лозаннцы (
http://lev-semerkin.livejournal.com/526518.html). Балет Бежара - живой коллектив, показал большую разнообразную программу, и новое и старое. И «Весну» станцевал под живой оркестр. Театр Пины Бауш - музей.
Программа была очень куцей, одно действие без антракта - собственно «Весна священная» (35 минут) и перед ней фильм о постановке. В этом году труппа гастролировала в Китае и там показывала «Весну» вместе с «Кафе Мюллер», почему нам «Кафе» не привезли?
Анонсированный фильм о «Весне священной» Пины Бауш оказался всего лишь рабочими съемками репетиций. Репетиции очень нудное дело. Ре-пе, повторы-замечания, повторы-замечания, повторы-замечания. Репетировали один фрагмент - кульминационный, финальный «танец вдовы».
Сама Пина выглядела ОЧЕНЬ эффектно, бери ее вот точно такую, в таком прикиде с такой пластикой и вставляй в какое-нибудь сюрреалистическое кино или в кино о средневековье (в паре с Пазолини она бы отлично смотрелась).
А главное показывала она так прекрасно (какой размах рук, всего тела, лица, глаз), что японку было жалко. И жалко, что возраст уже не позволил Пине станцевать это самой. Тут нужно много энергии, силы, скорости, эта постановка для молодых женщин-танцовщиц (и немолодых мужчин-танцовщиков :), это не заторможенное «Кафе Мюллер», где Пина танцевала сама.
«Весну священную» (как и «кафе Мюллер») я уже видел в записи. Приехал домой, нашел на компьютере эту запись. Начал смотреть и не смог оторваться, досмотрел до конца. Таким образом, впечатление получил интегральное и от живого спектакля 2013 года и от записи 1978 года. Запись сделана из партера, даже из ближнего партера, много крупных и средних планов, общих планов нет.
Живой просмотр добавляет впечатлений. Дело даже не в том лучше или хуже, а по-другому. Например, с другой точки. Я сидел на самом верху балкона - идеальное место для балета.
В данном случае почти идеальное, дополнительный прожектор закрывал левый угол сцены. Здание построено и оборудовано совсем недавно, почему же там постоянно не хватает света? И на гастролях и на постановках приглашенных режиссеров приходится то платформу с пушками громоздить на балконе, то на бортик прожектора цеплять и загораживать зрителям обзор.
Это надо смотреть именно так, сверху. Прекрасно видна геометрия. Общее, а не частное (частное, лица можно в бинокль рассмотреть). Люди танцуют не на фоне черного нейтрального задника, а на фоне земли - яркого цвета, коричневой, мягкой, фактурной. Ко всему прочему сверху лучше видны пробивающиеся (и уже пробившиеся) лысины у мужчин. Мужчины здесь помятые, потрепанные, типичные «штаны». А женщины крепкие.
Балет о женщине («о женской доле») становится также и балетом о земле (земля тоже женского рода). Землю топчут, ее попирают ногами, а она дает всходы. Свет выхватывает из темноты не квадратный кусок сцены, а Землю. Словно смотришь на планету из космоса. Танцы на поле (на пашне), нечто подобное было в фильмах Янчо (и потом у Бертолуччи в «20-м веке»). Там мужчины и женщины с красным флагом танцевали, у Пины Бауш тоже есть красная материя, ярко-красное цветовое пятно, визуальная точка притяжения, или центр (в сцене хоровода красная материя лежит в центре). Связной последовательной истории в этом балете нет, но некоторые сцены вызывают очень конкретные ассоциации - 20-й век. Без политики, но с конкретикой. Век революций и войн, век массовых движений (движений человеческих масс - тема как раз для хореографа). Война, пары расстаются, женщины прощаются с мужчинами, те уходят (на дальний край сцены - на край земли и собираются там). Красный цвет - цвет мечты (в первой сцене сна на красном покрывале), цвет страсти, цвет крови, цвет счастья, цвет избранности. Мужской взгляд - красный флаг. А женский взгляд - красное платье. Оно достанется только одной, наденет и уже до самой смерти. Финальный танец вдовы (мужа убили или умер). Судя по репетициям, режиссеру хотелось чтобы было «на разрыв аорты». В записи 1978 года эмоциональная кульминация была, а в 2013 году финал исполнен очень приблизительно и размыто (из сравнения с репетицией очень заметно отсутствие акцентов, которых добивалась Пина Бауш) .
Когда постановки Бежара и Бауш показали подряд, стало особенно заметно наследование - и развитие и отрицание. От балетной условности к телесному и вещественному. Мужская логика и женская логика. Мужской позитивный взгляд, женский негативный взгляд. Начало и конец.