.
"ВСЕСОЮЗНЫЙ ПАРАД ФИЗКУЛЬТУРНИКОВ", В.Беляев, СССР, 1945г. (4)
Парад 12 августа 1945 года - попытка возобновить традицию довоенных физкультурных парадов и эти документальные сьемки парада следует сравнить с фильмом
«Цветущая юность» (парад 18 июля 1938 года), чтобы убедиться в «невозможности войти в ту же реку».
Между двумя парадами и между двумя фильмами - пропасть, как между «завтра была война» и «вчера была война». Событие настолько огромное, что в голове оно еще не умещалось. Срабатывал своеобразный инстинкт самосохранения - делать вид, что ничего не произошло. Вот и шеренга вождей на трибуне стоит почти в том же составе. И те же лозунги и портреты несут, и те же живые скульптуры и композиции из молодых тел представляют.
Что изменилось?
1) На трибуне Жуков и его гость Эйзенхауэр (США на тот момент главный союзник, а потенциально - главный соперник). Жуков стоит не в центре, а с краю. Значительно ближе к центру герои гражданской войны Ворошилов и Буденный. Великая Отечественная война не вытеснила гражданскую, не затмила, не перезагрузила страну. Победили и вернулись к старым символам, образам, шаблонам. Победа не дала элите новую опору, новую легитимность. Или элита эту новую опору не взяла (не взяла барьер), не захотела, не воспользовалась шансом перезагрузиться.
2) Во время войны идеологический вектор сильно качнулся в сторону от СССР к России, потом, судя по этому параду, стал поворачиваться обратно, но в прежнее довоенное состояние не вернулся, следы остались. В финале поют новый гимн («сплотила навеки Великая Русь») и на параде Россия уже выделена из семьи 16 республик.
Если не обращать внимание на контекст, и парад и фильм выглядят обычными советскими мероприятиями. Физкультурники - молоды, этнически-разнообразны и очень физкультурны. Вожди в массе своей совсем не харизматичны - советские бюрократы крепкие как умывальники (репортажная, не художественная сьемка, крупные планы разоблачает).
А ведь эти дни августа 1945 года вошли в историю совсем другими событиями (атомная бомбардировка, война с Японией), но в фильме никаких следов нет. Парад словно в параллельной реальности проходил.
Очень кстати обнаружил в сообществе
pobeda_ru дополнение к фильму-параду, даже не альтернативный, а диаметрально противоположный взгляд на время и место (историю СССР 40-х годов прошлого века) -
http://v-kiseleva.livejournal.com. Дневник девушки, эвакуированной из Ленинграда на Урал в самом начале войны. Судьба в чем-то совпадает с судьбой моих родственников, только их эвакуировали из Ленинграда позже, в начале 1942 года, уже после первой блокадной зимы, а вернулись в Ленинград они раньше, когда война еще не кончилась.
По возрасту она вполне могла бы быть среди участников парада, а у нее у дневнике совершенно другая реальность. И ведь и то и другое реально - и парадный фасад и угол в полуподвальной комнатушке.