*
"ДОН ЖУАН", К.Гут, ЗАЛЬЦБУРГСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ, Австрия, 2008г. (9)
Три часа смотреть в одну точку - не самое приятное занятие для зрителя, но ...
полезное.
Действие происходит в одной точке. В одной точке пространства/времени - в ночном лесу. В одной (последней) точке жизни - в миг между смертельной раной и собственно смертью. Агония и видения смертного часа. Опера поставлена в венской редакции и заканчивается смертью Дон Жуана (режиссер добавляет еще одну смерть - Донны Анны, ведь в этой редакции ей не нужно выходить в финале, а смерть Командора ставит под вопрос).
Точка виртуальная, расположена в «иной» реальности, «роковое место». Подсказка - финал первой части, Дон Жуан убегает от мстителей ... на сцену, в лес совершенно ирреальный из-за лимонно-желтой подсветки. Появляется круглая «рамка», мстители остаются на авансцене вне декорации, вне леса. А быть может, они «загоняют» Дон Жуана в лес.
Лес «страшный», волшебный, как в «Сказке о потерянном времени», и очень неуютный ("а погода такая, что того и гляди снег пойдет"). Деревья высокие, хвойные, одно дерево переломилось и упало - сучья торчат во все стороны. Одну торчащую вертикально вверх сухую ветку обколотый Лепорелло принимает за статую Командора.
Пейзаж передает состояние души, точно такое состояние в бутусовском «Иванове» передавали сучья и бревна. Захламленность и кружение на одном заколдованном месте.
Приятели кружат по лесу как Владимир и Эстрагон в ожидании … смерти (смерти Владимира),
А Эльвира с чемоданчиком сидит на остановке и ждёт автобуса, который никогда не придет (вместо расписания автобусов на остановке висит донжуанский список).
В лесу Дон Жуан убивает Командора, но перед тем командор наносит ему смертельную рану.
Все мешается в сознании умирающего, а может быть он и не убивал Командора, а только ранил.
Этим оправданы любые нестыковки-несовпадения с сюжетной последовательностью, с текстом диалогов, арий и ансамблей.
Некоторые сцены поставлены в поддержку исходного сюжета, впечатление от арии Эльвиры усилено режиссером, она поет не одна, она находит в лесу уснувшего прямо на земле Дон Жуана, раненого, окровавленного, любимого. Режиссура умножается на пение Доротеи Рёшман.
Некоторые сцены поставлены «поперек», последнюю арию Анна поет не Оттавио, а все тому же Дон Жуану, который «не выходит у нее из головы».
А в самой пронзительной сцене спектакля, режиссерский театр надстроен над оперным.
Дон Жуан все время рядом с Анной, вот и во время монолога дона Оттавио он появляется из темного леса и своей горячей кровью из раны рисует сердце на лобовом стекле автомобиля, где сидит Анна. А в это время Оттавио, облокотившись на бампер, поет - слова, слова, слова, ноты, ноты, ноты.
В проклятое место, на место убийства герои возвращаются в финале - Дон Жуан с Лепорелло (преступников тянет на место преступления), Анна с Оттавио (она приносит на место гибели отца свечи).
В этом месте Лепорелло накрывает ужин прямо на пеньке, а призрак Командора совсем рядом уже копает могилу.
Чуть раньше здесь застрелилась Донна Анна. Ария это ее последняя сцена, она снимает с себя всё (почти всё, по режиссуре следовало снять совсем всё) и уходит в лес одна с пистолетом в руке.