10 по 75.

Apr 07, 2009 14:49

*
В продолжение темы «75 - ягодка опять» вспомнил десять ярких работ актеров в возрасте 75 и старше.

Анненков - «Леший», Малый театр.
Анненков - «Царь Борис», Малый театр.
Лебедев - «История лошади», БДТ.
Лебедев - «Вишневый сад», МДТ.
Пельтцер - «Три девушки в голубом», ЛЕНКОМ.
Самойлов - «Не было ни гроша …», Малый театр.
Степанова - «Живой труп», МХАТ.
Степанова - «Сладкоголосая птица юности», МХАТ.
Степанова - «Мария Стюарт», МХАТ.
Этуш - «Гамлет», постановка Штайна.


Десятка очень разнообразная.
Есть спектакли шедшие не один десяток лет, состарившиеся вместе с актерами («Мария Стюарт» была поставлена в 1957 году), есть премьеры, поставленные специально на стариков.
Есть центральные роли, есть специальные эпизоды.
Есть роли старинного классического стиля, а есть совершенно современные (Пельтцер в «Трех девушках» это просто-таки предтеча «новой драмы»).

«Он еще жив!» (случай в театре)

С одной из ролей, вошедших в десятку (Этуш - Первый актер в «Гамлете»), у меня связан очень забавный случай, как раз в тему звезд преклонного возраста.

На одном из спектаклей премьерного блока в зале оказался неадекватный зритель - в сильном подпитии, реагировал непосредственно и очень громко. Спектакль играли в помещении театра Армии, зрители сидели на сцене с четырех сторон боксерского ринга. Неадекватного зрителя было всем очень хорошо видно и слышно.
Спектакль чуть не сорвался, спасли его несколько обстоятельств и в первую очередь актерское мастерство Этуша (и Миронова, но о нем как-нибудь в другой раз).
Начало спектакля зритель громко комментировал, в зале возникло тревожное ожидание, а потом он уснул и проснулся как раз к появлению актеров в Эльсиноре. Узнав Первого Актера, зритель отреагировал на весь зал - «Этуш? Он еще жив?». Надо отдать должное актеру, это его совершенно не смутило, даже наоборот. Этуш играл тему актерского ремесла - публика хочет и актер кривляется, наряжается в женское платье, исполняет какой-то шансон, а ведь может и всерьез про Гекубу. Играли седины и актерское, растянутое и вымазанное помадой лицо. И неадекватная реакция публики тоже оказалась включена в образ старого актера (который на своем веку и не такое повидал).

Приложение. 75 по 75.

На самом деле хороших актерских работ «стариков» видел намного больше. Было из чего выбирать десятку.

Не составило труда сделать запрос к базе данных и вывести список актерских работ из категории «75».
Таких у меня в базе оказалось тоже примерно 75. Количество приблизительное, кого-то мог забыть или пропустить, не внести информацию.
Как правило, до такого преклонного возраста продолжают активно работать самые знаменитые актеры (поэтому среди них почти все имеют звание народный артист СССР), про них много информации. А с актерами, «неудостоенными» высоких званий, сложнее. Скажем я не сразу нашел год рождения замечательной таганской «старухи» Галины Николаевны Власовой (даже на сайте театра информации очень мало, только список избранных ролей).

Всю таблицу из ~75 ролей не привожу (были работы неудачные, незначительные, некоторые совсем не запомнились), только те где проявилось хоть в небольшой степени особое новое качество актерского мастерства и обаяния, что приходит только с возрастом и компенсирует старение актерского аппарата.
Сгруппировал по фамилиям актеров в виртуальную труппу. В списке приведен год рождения и спектакли (в скобках после названия - возраст актера на тот год, когда я видел спектакль).

Труппа «Театра-75»:

Анненков Н.А. (1899) - "ЛЕШИЙ" (91); "ЦАРЬ БОРИС" (98 лет!) - МАЛЫЙ Театр
Васильева В.К. (1925) - "ТАЛАНТЫ И ПОКЛОННИКИ" (77) - Театр САТИРЫ
Власова Г.Н. (1915) - "МАСТЕР И МАРГАРИТА" (76) - ТАГАНКА
Глузский М.А. (1918) - "КАРАМАЗОВЫ И АД" (78) - СОВРЕМЕННИК
Иванов Б.И. (1920) - "ЦЕНА" (75) - им.МОССОВЕТА
Кашпур В.Т. (1926) - "ЧЕРНЫЙ МОНАХ" (75) - МТЮЗ
Лавров К.Ю. (1925) - "ПЕРЕД ЗАХОДОМ СОЛНЦА" (76) - БДТ
Лановой В.С. (1934) - "ПОСЛЕДНИЕ ЛУНЫ" (75) - им.ВАХТАНГОВА
Лебедев Е.А. (1917) - "ИСТОРИЯ ЛОШАДИ" (77) - БДТ; "ВИШНЕВЫЙ САД" (78) - МДТ
Пельтцер Т.И. (1904) - "ТРИ ДЕВУШКИ В ГОЛУБОМ" (84) ; "ПОМИНАЛЬНАЯ МОЛИТВА" (85) - ЛЕНКОМ
Плятт Р.Я. (1908) - "ПОСЛЕДНИЙ ПОСЕТИТЕЛЬ" (78) - им.МОСОВЕТА
Прудкин М.И. (1898) - "ЖИВОЙ ТРУП" (85) - МХАТ
Самойлов Е.В. (1912) - "НЕ БЫЛО НИ ГРОША, ДА ВДРУГ АЛТЫН" (83) - МАЛЫЙ Театр
Светин М.С. (1930) - "СВАДЬБА КРЕЧИНСКОГО" (75) - Театр КОМЕДИИ
Степанова А.И. (1905) - "ЖИВОЙ ТРУП" (78); "СЛАДКОГОЛОСАЯ ПТИЦА ЮНОСТИ" (79); "МАРИЯ СТЮАРТ" (79); "СЕРЕБРЯНАЯ СВАДЬБА" (81); "МОСКОВСКИЙ ХОР" (83) - МХАТ
Тер-Осипян Н. М. (1909) -"ЗАБАВЫ ДОН ЖУАНА" (88) - им.МАЯКОВСКОГО
Урусова Э.Ю. (1908) - "ПИСЬМА АСПЕРНА" (86) - НОВЫЙ
Фадеева Е. А. (1914) - "ДИКТАТУРА СОВЕСТИ" (75) - ЛЕНКОМ
Этуш В.А. (1922) - "ГАМЛЕТ" (76) - постановка Штайна; "ДЯДЮШКИН СОН" (79) - им.ВАХТАНГОВА
Яковлев Ю.А. (1928) - "ЧАЙКА" (75) - им.ВАХТАНГОВА

14 из 20 актеров этого театра уже нет в живых, приятно вспомнить про них добрым словом.

Первая актриса, прима «Театра-75» - Ангелина Степанова (5 первоклассных ролей). А первый актер - Николай Анненков, старейшина (как известно, он в последний раз вышел на сцену Малого театра в день 100-летнего юбилея).

Бонус. Ставни и Коробочка.

Видел я и еще одну живую актерскую работу преклонного возраста, и очень колоритную, но это был не спектакль целиком, а только одна сцена.
Визит Чичикова к Коробочке из спектакля МХАТ «Мертвые души» (постановка Станиславского). В роли Коробочки А.П.Зуева
(86 лет), кто ей подыгрывал в роли Чичикова уже не помню.
Спектакль к тому времени уже сошел со сцены, Анастасия Платоновна играла свою сцену в концертах.
Этот бонус хочется обязательно присовокупить к списку, так как этой актрисе принадлежит один из самых «фундаментальных» образов в моей памяти - я можно сказать вырос на фильме «Морозко», где она играла Сказительницу, открывала и закрывала ставни - кинематографический аналог театрального занавеса.

Режиссеры.

Сделал и запрос по режиссерским работам.
Условия немного изменил, в выборку включал спектакли, если в год премьеры режиссеру исполнилось 75 лет (и более).
На первый взгляд кажется, что ставить спектакли в преклонном возрасте проще, чем играть. Текст запоминать не надо, на сцену выходить не надо, сиди в режиссерском кресле и давай указания. Однако результат обескуражил - спектаклей поставленных режиссерами в возрасте 75, я почти не видел, режиссерских работ оказалось на порядок меньше, чем актерских. А выдающихся работ и совсем почти нет. Только одна - легендарный спектакль «Петербургские сновидения» Завадский поставил, когда ему было 75.
Любимов много ставит и в более преклонном возрасте, но нынешняя Таганка это «не мое», в список бесспорных удач могу только «Евгения Онегина» включить. Последние спектакли Гончарова и Плучека не впечатляли, «Бесприданница» Фоменко тоже, а больше и вспомнить некого.

театр

Previous post Next post
Up