Дети солнца и дети луны.

Dec 07, 2008 12:04

*
«ДEТИ CОЛНЦА», А.Шапиро, МАЛЫЙ ТЕАТР, Москва, 2008г. (8)

Режиссеру удалось раздеть сначала сцену Малого театра, а затем и пьесу Горького.

Не про уродов, а про людей

После немецких суперрежиссерских «Трех сестер», смотреть актерские «Дети солнца», это как после «про уродов», смотреть «про людей».
И какие люди - разнообразные, яркие. Прекраснодушный химик (Бочкарев), красавица и умница жена (Аманова), тёмный сосед-слесарь (Коршунов), взбалмошная купчиха (Глушенко, а по прическе - Крючкова мадемуазель Куку), ее братец хохол (Низовой), молоденький коммерсант (Потапов, маленькая деталь с визиткой, и как вкусно сделано), массивная нянька (Полякова).

Когда играют так полнокровно и характерные, комедийные образы начинают теснить драматических, спектакль понемногу превращается в водевиль. Публика довольна, актеры довольны, но текст сопротивляется и Благодарному Зрителю уже хочется режиссуры. Пьеса написана с подтекстом, с нажимом (то ли искусственным, то ли устаревшим), персонажи призваны собой что-то олицетворять («народ», «интеллигенцию», «буржуазию»), драматургия применяется, как теорема с известным ответом.

Пусть Благодарный Зритель не переживает, режиссура - будет, водевиля - не будет.
И ответа НЕ БУДЕТ.
Спектакль закончится как режиссерский, не переставая быть актерским.
Режиссер оборвет спектакль на полуслове и актер Бочкарев этот обрыв, остутствующий монолог (когда нет слов) сыграет.

Пусть сильнее грянет буря!

Интересно, что «пролетарский писатель» и «буревестник революции» Горький показывает назревающую революцию в образе холерного бунта.

Конфликт пьесы можно понимать метафизически (конфликт рационального солнечного и иррационального лунного начал) в приложении к социальной структуре общества. Тонкая пленка образованного слоя рвется под напором темной стихии из народной толщи. Заявленная тема обьединяет эту постановку в дилогию с предыдущей работой Шапиро «451 по Фаренгейту».
Образованный слой в пьесе - семейство Протасовых, Вагин и Назар Авдеевич с сыном (наука, искусство и бизнес). Необразованный слой представляют - Чепурной, его сестра, слуги, соседи, мастеровые. Между ними сильное чувство взаимного притяжения (золотые руки слесаря Егора нужны Протасову, сам Протасов зачем-то нужен Меланье, а его больная сестра Лиза - Чепурному). Поначалу народ предьявляет господам комическую сторону иррационального - чудаковатость (Меланья учит химические термины, новая горничная ест мыло). Но затем комическая маска сдирается, под ней бунт. Химик-чернокнижник, не он ли наслал холеру?
Когда на первый план выходят драматические сюжетные линии, драматические герои наконец занимают доминирующее положение на сцене. Светлая личность не от мира сего химик Протасов выходит на драматический финальный монолог (и не произносит его, останавливается «как перед вечною загадкою»).
Но главная загадка пьесы - жена Протасова (прекрасная Елена). Мне кажется, что именно с ней Горький связывает надежду на разрешение конфликта, она способна обьединить и уравновесить крайности. В ней есть и красота, и сила, и воля (есть женщины в русских селеньях усадьбах!). Светлана Аманова необыкновенно хороша и играет хорошо, наполнено, свободно держит огромные паузы (ее игра - отдельный театр в театре, надо студентов водить, показывать, как произносить классический текст).

К сожалению, главная символическая линия пьесы (отношения Лизы и Чепурного, несостоявшийся брак «ущербного солнца» и «ущербной луны») в спектакле не прозвучала. Взаимное притяжение/отталкивание не было сыграно. Сложнейшая роль Лизы (Кассандры) не удалась Титовой, а без опоры на партнёра и у Низового (Чепурного ) получилась только комическая сторона, темную сторону чудаковатости актер не сыграл. Такой здоровый и легкий человек, как показан в спектакле, повеситься не может.

То что не сыграли актеры, сыграла сцена.
Режиссер уже не в первый раз включает в спектакль не только актеров и декорацию, но само место постановки. В МХАТовском «Вишневом саде» главную роль играл знаменитый занавес с чайкой. Здесь - обнаженная сцена Малого театра. Кирпичная задняя стена (на ней трубы, лестницы, мостки, отопительные радиаторы) нависает над сценическим пространством, декорация лишь слегка прикрывает это таинственное место (по-моему, впервые за 250 лет существования театра показанное публике). Фактура необыкновенно выразительна, как все подлинные, работающие предметы техники.
Обнажив стену, режиссер очень кстати обнаружил там колокола. Колокола - антиподы пиротехники, забавлявшей зрителей в первом действии. Ударами в большой колокол сделана сцена бунта. На кирпичной стене проступают надписи мене, текел, фарес ремарки, разделяющие действие на главки.
Есть еще занавес - легкий полупрозрачный с накренившемся, словно над обрывом, деревом.

Если рассуждать без тормозов…

Если считать по самому высокому «гамбургскому» счету, для полноценного успеха постановки «Детей солнца» обязательно нужна Лиза-Кассандра. В ее пророчествах (и в силе и в направлении) - главный нерв пьесы.
Применительно к постановке Шапиро можно так сказать - режиссер раздел сцену, раздел пьесу, нужно было еще раздеть Лизу. В самом прямом смысле - чтобы она выбежала на сцену голая. Как надо играть Кассандру, показали недавно студентки РАТИ в «Троянках». Такая сцена взорвет спектакль посильнее, чем шутихи химика. От такой Лизы и Чепурной заведется, сыграет и любовь и отчаяние. И в этом случае успешный спектакль станет Событием.

Однако если оставаться обеими ногами на земле, придется признать, что в Малом театре подобное обнажение невозможно. Да и не нужно, к чему стирать грань между Малым театром и остальными театрами. Скажем спасибо руководству Малого театра, что согласились обнажить сцену.
А значит в спектакле Малого театра на роль Лизы нужна такая актриса, что сможет всё сыграть не обнажаясь. Я таких не знаю.

театр

Previous post Next post
Up