Мост из Перми в Линэн

Oct 27, 2008 23:18

*
"КРАСАВИЦА ИЗ ЛИНЭНА", С.Федотов, ТЕАТР «У МОСТА», Пермь, 2005г. (9)

"ЧЕРЕП ИЗ КОННЕМАРЫ", С.Федотов, ТЕАТР «У МОСТА», Пермь, 2005г. (5)

"СИРОТЛИВЫЙ ЗАПАД", С.Федотов, ТЕАТР «У МОСТА», Пермь, 2007г. (9)

1. Красавицы и красавцы

Первым делом надо отметить прекрасный квартет актеров (Шилова-Маленьких-Ильин-Орлов), они сделали линэнцев нашими родными пермяками. Актерская игра в первом же спектакле задала высокую планку. Замечательно и то, что вся линэнская трилогия Макдонаха сыграна одним актерским ансамблем, с небольшими вариациями (Маленьких и Ильин играли во всех трех частях, Орлов в двух, а актрисы во всех спектаклях разные). Интересно и посмотреть хороших актеров в разных ролях, и обнаружить связи между персонажами разных пьес.

Но главное спасибо - режиссуру, подобравшую ключ к автору. Нашел верную пропорцию, сочетание
- психологического начала (дополненного гиперреалистической сценографией),
- игрового начала (очень тепло принятого залом, правила игры задает Иван Маленьких в роли старухи Мэг)
- аллегорического начала (Макдонах не бытописатель, он не «зеркало», а «увеличивающее стекло», он сгущает краски до состояния аллегории).

Московская постановка Райкина ( «Королева красоты») - удачное развитие идей Федотова (гипер-гипер-реализм в оформлении и еще больше гротеска в назначении актера на роль старухи).

Первая пьеса - женская, о чем свидетельствует плакат на стене, Элвис Пресли с гитарой наперевес - американская мечта линэнских женщин (в третьей части на этом месте портрет Мерилин Монро). Главная героиня пьесы - Морин, она - рыжая, королева красоты пусть и линэнского масштаба. Такая женщина достойна бОльшего, чем жизнь в проклятом месте.

Она думала, что у нее «камень на шее», сбросила его, а оказалось, что это был «спасательный круг». В финале мы видим ее сидящей в мамином кресле, в той же позе, говорящей те же слова.
Она заняла место матери, но есть ведь существенная разница, своей дочери у нее нет, она осталась одна, сцена погружается в темноту, только синеватый луч прожектора на ее лицо - мы видим лицо смерти.

2. Череп и кости

Больше "тарантиновости" второму спектаклю явно не помешало бы, пьеса написана под лихим пиратским флагом.
Пермяки играли слишком медленно, а надо было быстрее, острее и отвязнее.
Только Михаил Орлов был хорош, как и в первый день (там он был "мужичком с претензией", а здесь совсем мальчишка) -актер замечательно подвижный. Остальные тормозили, выглядели не так ярко и зал хуже принимал, а для этой пьесы нужно больше смеха.

Пьеса отличается от "Красавицы", режиссер на этот раз не подобрал ключ. Этот «череп» - самый твердый орешек, по-видимому, в структуре линэнской трилогии он играет ту же роль, что сцена могильщиков в Гамлете - комическая передышка, здесь нужно суметь переключить регистр.
К тому же все эти "гиньоли" и "байки из склепа" далеки от нашей традиции, нашего слишком взрослого и сурьезного театра. По сцене бродит парочка окровавленных живых мертвецов, а в зале ни смешка не раздается.

3. сИроты

Поддерживаю предложение, высказанное на театральном форуме Жаном, играть трилогию следует целиком, и хорошо бы повторить марафонский опыт Валерия Беляковича с «Трилогией» Сухово-Кобылина, сыграть три пьесы в один вечер.
Не так уж длинно получится, если вторую пьесу сократить (она, как я и предчувствовал, оказалась комической передышкой между настоящими трагикомедиями - женской и мужской, кроме того во второй пьесе содержится явный момент самопародии Макдонаха, когда чернушность доводится до состояния выпадения в осадок, гиньоля).
Если играть не делая антракты внутри пьес, получаем 1час 50мин первое действие («Красавица из Линэна»), 1час 30мин - второе («Череп из Коннемары») и 2 часа - третье («Сиротливый запад»).

Когда «Сиротливый запад» становится заключительной частью трилогии, а не самостоятельной пьесой (и даже не частью дилогии «мужское-женское», как в Сатириконе), Линэн расширяется до размеров всей земли, а конфликт братьев превращается в конфликт вечного Каина и вечного Авеля. И финальная белая точка - полусгоревший листок на распятии - становится более обоснованной, когда возникает в конце черной-черной-черной трилогии (белый глаз черной-черной-черной рыбки).

Главный мотив пьесы - все люди сироты, все люди братья :), но есть и побочный мотив и его тоже можно было подчеркнуть. В сатириконовском «Сиротливом западе» братья и внешне очень похожи, почти близнецы, там сделали упор на сходство. Здесь же братья разные, но различия в психофизике актеров сыграли в обратную сторону. Брат-убийца (Владимир Ильин) вышел добрый, а брат-жадина (Сергей Детков) - злой (такие полноватые люди почему то кажутся более «добрыми», чем худощавые).

Финал отдан только одному из братьев и это не случайно. Они оба "не ангелы", но все же они разные. В одном - разрушительное начало, в другом - созидательное. Один - убийца (причем патологический, убил раз, убил еще раз. И не просто убил, а уши сохранил в пакетике до лучших времен, чтобы в подходящий момент предъявить), а другой - зануда и жадина (всего лишь :) Один коллекционирует уши, а другой статуэтки - есть разница.

Брат-зануда уходит со сцены последним, он и поджигает письмо священника, он и тушит, в нем и заключена надежда.

Интересно, что в райкинской дилогии, где нет начала и конца (нет первого спектакля и второго, можно смотреть в любой последовательности), белой точкой заканчиваются оба спектакля. Финал «Сиротливого запада» совпадает с тем, что у Федотова, а финал «Красавицы» прямо противоположен, в Сатириконе героиня уходит из дома.

Составы

Хорошо бы увидеть и другой состав исполнителей, например, если бы брата-убийцу сыграл Орлов, а не здоровяк Ильин, который эту роль утеплил. Вот Орлов бы смог заглянуть в бездну. Кроме того, лучший из актеров тогда сыграл бы во всех трех частях и его персонажи выстроились бы в линию.

А если по всей трилогии, то мне был бы наиболее интересен и такой вариант (в дополнение к тому, что увидел). Старуху в первой части играет актриса (Ушакова) - при этом может потеряться игровое начало, но первая часть станет более женской. А священника в третьей части играет Орлов (как в буклете фестиваля «Золотая Маска»). Опять же тогда Орлов будет играть три раза и такой священник сможет потягаться с сатириконовцем Трибунцевым (Маленьких Трибунцеву проиграл, ИМХО, сыграл прямолинейно).

театр, У МОСТА, Федотов, МакДонах

Previous post Next post
Up