Пояснительная записка

Jul 28, 2015 23:50

Вчера над Москвой вновь (как-то неожиданно правда? летом ? ) возник очередной природный коллапс.




Утреннея и особенно вечерняя гроза, внесли серьезные поправки в расписание рейсов московских аэропортов. Как пишут обычно СМИ в таких случаях: "Командиры воздушных судов самостоятельно принимали решение о взлете и посадке..." Ну на всякую подобную чушь (да простят меня СМИ) я не стану отвлекаться, но кое-какие пояснения, на фоне поднявшейся шумихи в соц. сетях и тех же СМИ, хотелось бы (в миллион двадцать седьмой раз) все же озвучить.
Разные твиттеры, контакты и фейсбуки просто кишат сообщениями о "чудесном" спасении сотен пассажиров попавшим в небесную мясорубку. Душераздирающие онлайн истории о многочасовых заточениях в салонах самолетов, севших в другом аэропорту. О наглом и бесчеловечном отношении сотрудников авиакомпаний и аэродромных служб к беспомощным людям....
Итак по порядку.
Грозовая деятельность, безусловно, относится к опасным метеорологическим явлениям погоды для полетов самолетов. Связано это прежде всего с процессами протекающими как в самих грозовых облаках, так и рядом с ними. Мощное обледенение, град, восходящие и нисходящие воздушные потоки огромной силы, критические сдвиги ветра. Залетать в сверкающую молниями тучу не только глупо, но и опасно.(во всяком случае на пассажирском самолете заполненного людьми)
Во всем мире, и в том числе у нас, существуют документы регламентирующие летную работу, которые запрещают подобные "эксперименты" и эти требования строго соблюдаются и выполняются.
Вчера московский регион накрыло очень прилично.
Что же делают пилоты, попавшие в такую ситуацию?
Летчики узнают о фактической погоде в аэропорту назначения примерно за 500 км до самого аэродрома. Это примерно за 35-40 минут до посадки.
Когда все ясно и понятно, как Божий день (аэродром закрыт и никаких взлетов и посадок на нем не производится), то командир оценивает обстановку, выясняет оставшееся количество топлива и принимает решение: Ждать какое-то время когда аэродром откроется или же без снижения следовать на запасной.
Но чаще бывает так, что погода погранична. Т.е. гроза вроде бы как и есть, и возможно накроет аэропорт, а возможно и нет, пройдет стороной. И тогда никто, никуда сразу не уходит, а продолжает свой рейс. Конечно и в этом случае просчитываются все возможные варианты и принимается за основной худший сценарий развития ситуации.
Вот так было и вчера. Десятки (если не сотни) самолетов, со всех частей света, летели себе спокойно в Москву, согласно своему расписанию и в какой-то момент, погода все же поставила жирную точку во всей этой неопределенности.
Сначала закрылось Шереметьево и на подходе к столице, в небе, образовалась огромная пробка.
Труднее всех в такой ситуации диспетчерам.
Попробуйте упорядочить движение рыб в аквариуме. Получится? Не думаю!
Точно так же и в небе. Рыбы это самолеты, аквариум это ограниченное пространство московской воздушной зоны, а аэропорты это кормушки, к которым все рыбы стремятся.
Диспетчер пытается всех поставить в очередь, для того, чтобы упорядочить движение, но у него это получается все хуже и хуже с каждой минутой.
Вот он дает одному самолету курс и высоту, которую тот должен выдерживать, а самолет ему отвечает, что он не может выдерживать тот курс и ту высоту, которую ему дали, потому, что впереди сверкает и он (самолет) отворачивает вправо. А а там справа уже висит другой самолет, который тоже отвернул, но только влево и тоже не собирается лезть в тучу. Самолеты начинают сближаться, а у диспетчера течет холодный пот по спине и седеют виски. Диспетчер непостижимыми умственными вычислениями и шахматными ходами разводит все же самолеты по высоте, а в это время кто-то начинает орать, что у него малый остаток топлива и он через пять минут уже не сможет ждать. Тут же в эфир вклинивается следующий, с претензией на внеочередной заход. И так все повторяется по нарастающей. В общем бывает очень "весело", но все это лирика.
Теперь по делу.
Как только выясняется, что сесть в аэропорту назначения не получится, самолеты направляются на запасные аэродромы. Запасной для себя выбирает сам командир и никто другой. Именно Командир сидит в кабине, а за спиной у него сотни живых душ, поэтому никакие авторитеты и никакие начальники, не могут изменить решение командира.
Уровень техники таков, что из кабины можно напрямую связаться со специальными службами своей авиакомпании, которые в свою очередь могут порекомендовать куда лучше уйти, но все же последнее слово за капитаном. Может оказаться и так, что выбранный запасной тоже закрылся и тогда приходится крутиться как ёжику с кактусом.
Из трех московских аэропортов, к середине вечера осталось в работе одно Домодедово. Вот туда-то и ломанулся весь рой, который уже около часа накапливался где-то над московской областью.
Домодедово хоть и огромная воздушная гавань, но все же не безразмерная. Самолеты прибывающие не в свой аэропорт сначала ставят на свободные стоянки, затем, когда эти свободные стоянки заканчиваются, воздушные суда начинают ставить туда, где есть свободное место и где эти железные птицы не будут мешать общему передвижению по аэродрому.
Представьте себе, что всего лишь за час, в Домодедово село 35-40 самолетов из "чужего курятника"? Самолет ведь не букашка, некоторые имеют более 70 метров в длину и более полу сотни метров в размахе крыльев! В чреве каждого от сотни, до пятисот человек.
Это называется коллапс.
Так почему же пассажиры по три, четыре часа находятся в самолетах и их не выпускают оттуда?
А куда их выпускать?
Вот летит группа в "полосатых купальниках" с отдыха, из солнечной Турции на родину. Треть пассажиров из Екатеринбурга, еще треть из Самары, а остальные откуда попало. У тех, кто из Екатеринбурга и из Самары пересадка на рейсы до дома в Шереметьево, а у остальных, у кого как. Оказавшись в ситуации, когда пассажир очутился не там, куда направлялся, начинается скандал. Одни требуют выпустить их из самолета, потому, что они живут в Бирюлево и им вообще несказанно повезло, до дома два плевка. Другие требуют быстро доставить их в Шереметьево, потому, что у них рейс до Самары через два часа и если они выйдут в Домодедово, то явно не успеют добраться до Шереметьево, да и платить бешеные деньги таксистам никто не собирается! Третьим вообще все фиолетово, они приняли на грудь и мирно спят.
Конечно можно выпустить пассажиров из самолета, но как быть с багажем? Если выпускать, то всех и снимать весь багаж (а иначе кто будет в багажнике самолета искать именно их чемоданы?) Допустим всех высадили, но тогда возникает вопрос, как потом сажать в самолет тех, кому нужно попасть все же в Шереметьево? Снова регистрировать, снова принимать и грузить багаж? Представляете сколько на это уйдет времени? Даже по самым скромным подсчетам, 30 самолетов по 150 человек, это уже 4500 людей! А ведь в Домодедово еще и своих скопилось в пять раз больше и на вылет и главное на прилет.
Сегодня в одной соц, сети прозвучало: "Надо багаж не снимать, а людей высадить в транзитную зону, а потом, когда самолет будет готов перелететь в нужный аэропорт, снова произвести посадку!" Ога, самое то, 10000 человек в транзитной зоне, рассчитанной на 2000! Дети, старики, беременные, пьяные....
Что же касается других аэропортов, которые удалены от Москвы и почему не всегда правильным решением будет уходить именно туда. (Питер, Казань, Нижний Новгород)
Когда командир принимает решение о том, куда же ему все-таки уходить, то рассчитывается не только остаток топлива, но и контролируется рабочее время, которое экипаж еще может работать. Понятно, что летчики и проводники никуда не уйдут из летящего самолета, но!
Допустим летит самолет из Петропавловска Камчатского. Долго летит. 9 часов летит. Пункт его назначения Шереметьево. Прилетает самолет в Москву, а тут: "Здрастье, а вы нас не ждали?" Пролетев 9 часов, самолет еще покрутился с часик в зоне ожидания и решил уходить на запасной. Топлива хватает и до Казани и тем более до Домодедово. Куда идти?
Если командир решится уйти в Казань, то пассажиры попадают в еще худшую западню, чем в Домодедово. Сев в столице Татарстана, этот экипаж уже не сможет сесть за штурвал и вернуться в домой, потому, что у него (экипажа) закончится рабочее время! А это в свою очередь означает, что пилоты и стюардессы должны (ОБЯЗАНЫ!) идти в гостиницу и отдыхать. И отдыхать они будут не менее 12 часов! Заведомо нарушение рабочего времени, если что, уголовно наказуемое деяние! Если самолет сел в Москве, но в другом аэропорту, а у экипажа закончилось рабочее время, то авиакомпания может быстро доставить резервный экипаж в аэропорт посадки и самолет все же вернется на базу. С Казанью или Нижним Новгородом такой фокус не пройдет! Быстро только кошки родятся... :-)
Вот такие они, реальности форс мажорных обстоятельств. А поэтому будьте терпимее и постарайтесь понять людей находящихся по другую сторону самолета. Они вам не враги и не бездельники, они просто делают свою работу!
P.S.
А про болтанку и страхи, я уже рассказывал. И да, не читайте никаких газет натощак! Приятных Вам всем полетов!
P.P.S.
И да, товарищи, которые сетуют на "безобразную" работу пограничников на паспортном контроле в Домодедово. Советую слетать в Нью Йорк, Рим, или Мексику и постоять там в очереди пару-тройку часиков на прохождение границы :-)

Гроза

Previous post Next post
Up