Как-то неожиданно предыдущая запись вызвала довольно бурное обсуждение, хотя писалась она вовсе не для выяснения извечного вопроса: "кто виноват?". Я просто попытался рассказать, как и что происходит в определенных форс мажорных обстоятельствах. Ну да Бог с ним.
Прочитав практически все сообщения, пришел к выводу, что у большинства людей все же остается очень много "белых пятен" и некоторые вещи им совершенно непонятны. Попробую разжевать наиболее часто возникающие вопросы.
Прошу понять меня правильно, я не оправдываюсь за авиацию, не защищаю честь мундира и точно так же очень переживаю за комфорт людей на борту, в какой бы ситуации они не оказались (ведь завтра я куплю билет и пересяду из пилотского кресла в кресло пассажира и полечу ловить рыбу, куда-то на дальний кардон, как все обычные люди)
Итак
На первом месте встал вопрос, почему в самолете, после того, как он приземлился на запасном аэродроме, не включают вентиляцию и люди должны сидеть в духоте, жаре и влажности?
Отвечаю.
Для полного понимания придется несколько углубиться в конструкцию самого самолета.
Самолет довольно сложное техническое сооружение. Кроме самого корпуса и двигателей, современные самолеты имеют кучу различных жизнеобеспечивающих систем. Гидравлическую, электрическую, топливную, воздушную. Кроме того, эти системы имеют собственные алгоритмы работы, которые выполняют те, или иные функции в нужное время, в нужном месте и в нужном режиме.
Сейчас не станем разбирать все подряд, а обратимся к интересующим нас воздушной системе и системе кондиционирования.
Самолет не подводная лодка и он не герметичен! Другими словами, самолет, это такой алюминевый балон с дырками, в которых установлены клапаны поступления и стравливания воздуха. Естественно, что сама система имеет еще гору разных агрегатов, трубок, турбохолодильников, ресиверов и прочего добра обеспечивающего нормальную работу всего.
Движителем самолета, как известно является турбореактивный двигатель. Это один из самых главных агрегатов летательного аппарата.(ну исключая конечно планер и воздушный шар) Кроме того, что двигатель заставляет самолет двигаться вперед, он еще и обеспечивает его электричеством, воздухом и теплом. Двигатель крутит разные приводы и насосы. Двигатель - сердце самолета.
После запуска моторов, когда уже все двери закрыты, пилот (или автоматика, в зависимости от типа воздушного судна) включает систему кондиционирования в работу. В салоне появляется специфический свистящий шум и начинает циркулировать воздух. Не буду вдаваться в технические подробности, скажу лишь, что воздух этот берется именно от двигателей, но не тот, который уже побывал в камере сгорания, а тот, который только что попал на лопатки компрессора прямо из атмосферы (иными словами свежий воздух с улицы)
Самолет постепенно "надувается" (внутри салона создается давление равное наружному) Воздух нагнетается и стравливается (циркулирует) Проводники (или пилоты, опять же в зависимости от типа ВС) регулируют температуру и теперь все готово к взлету.
После взлета, с подъемом на высоту, давление в салоне постепенно падает, но не так быстро как снаружи, потому, что идет постоянный забор воздуха от двигателей и через систему подается в салон. И вот наконец самолет набирает нужный эшелон и ложится на курс. Давление стабилизируется.
Нужно понимать, что внутри салона,во время полета, давление совсем не 760 мм ртутного столба, а намного ниже! Примерно соответствующее высоте в 2-2,5 км над землей. Зачем так сделано? А затем,чтобы самолет не лопнул! Если самолет сделать полностью герметичным и накачать его воздухом как мячик, с постоянным давлением 760 мм ртутного столба (т.е. как на поверхности земли), то с подъемом на 10 км высоты, самолет лопнет как ударенный молотком орех от внутреннего давления! (или придется делать лайнер из чугуна)
Ничего опасного для человеческого организма в пониженном давлении нет, но об этом нужно помнить, особенно любителям "заложить за воротник" во время полета. Некоторое кислородное голодание в совокупе с обычной для земных условий дозой алкоголя, может сыграть очень плохую шутку (что мы часто и видим в ТВ сюжетах, где людям напрочь сносит голову во время полета и они становятся героями новостей)
С полетом разобрались. Теперь вы знаете, откуда берется вентиляция в полете. А что же на земле?
Когда вы поднимаетесь по трапу и только садитесь в самолет, то можете слышать некий приглушенный свист, где-то там, в хвосте. Это работает вспомогательна силовая установка (ВСУ) (запомните важное слово: "ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ" это снимет некоторые вопросы,которые могут возникнуть ниже)
ВСУ это такой мини реактивный двигатель, который устанавливают в современные воздушные суда, для обеспечения автономной жизнеспособности ВС на земле (и как аварийный источник энергии в полете) ВСУ снабжает самолет электричеством и воздухом на стоянке, когда основные двигатели выключены. Иногда, для экономии ресурса ВСУ, когда нет на борту еще пассажиров, этот мини двигатель пилоты выключают, а электричество получают от наземного источника питания (если таковой имеется в данном аэропорту) Как только объявляется готовность самолета к посадке пассажиров, пилоты запускают ВСУ и переходят на автономное питание.
А теперь ВАЖНОЕ!
Как в любой технике, в самолете что-то может ломаться. Иногда поломки критичны и лететь нельзя. Иногда незначительны (например перегорела лампочка в багажнике) и никакого влияния на полет и его безопасность она не оказывает.
Так как ВСУ является "вспомогательной", то при неработающей (неисправной) ВСУ вылетать можно!
И вот самолет вылетел из пункта отправления Урюпинск в пункт назначения Шереметьево с неработающей ВСУ. Если полет прошел точно по плану, то пассажиры ничего не заметят. А вот если самолет сел на запасной аэродром, то начинаются проблемы! После выключения двигателей, никакого кондиционирования салона НЕ БУДЕТ ! И экономия топлива тут совершенно не причем. Двигатели выключили - воздух кончился. Ни командир, ни аэропорт, ни Господь Бог не поможет. Если на аэродроме нет машины внешнего кондиционирования (а их точно нет в количестве десятка или двух ни в Домодедово ни во Внуково. Их просто столько не нужно), то пассажиры будут сидеть в душном, непроветриваемом салоне. Есть наверное две, три, четыре, но во первых на всех их может просто не хватить, а во вторых, по внутренним правилам аэропортовской службы, машины могут не использоваться при температурах, ну скажем, ниже +25 градусов.
Я не утверждаю, что это правильно, это скорее именно не правильно, но такова реальность. Я просто поясняю, почему в самолете может не быть кондиционирования.
Теперь следующий насущный вопрос. Почему нельзя выпустить пассажиров на летное поле?
Тут все просто. (даже не мог себе представить, что столько людей этого не понимают)
При посадке на аэродром больше 10-15 самолетов, на всех элементарно не хватит трапов! (ведь если выпускать людей на поле, то трап убирать от самолета нельзя и он все время должен стоять возле борта. Нереально!
Кто и как будет "пасти" пассажиров возле самолета? Думаете что этого вовсе необязательно делать? Ха-ха! Я вам гарантирую, что народ тут же разбредется по всему полю! Без свето отражающих жилетов, без понятия где можно ходить, а где нет... В общем это практически катастрофа! Ну а если серьезно, то никто и никогда не возьмет на себя ответственность выпустить на бетон под самолет двести человек без контроля. (кстати очень показательный пример. Два года назад, в Сан Франциско произошла катастрофа самолета В-777 рейс OZ-214 Корейцев. одна пассажирка погибла... под колесами пожарной машины спешившей на помощ.
http://www.ntv.ru/novosti/630376 )
Об открытии дверей и заправки с пассажирами на борту.
Тут все по правилам. Нет трапа - двери закрыты!
Заправка ВС с пассажирами на борту возможна при наличии двух трапов и пожарной машины. При этом пассажиры должны находиться на своих местах с РАССТЕГНУТЫМИ ремнями.
Ну и еще раз. Это плохо, это очень плохо, когда тысячи человек становятся заложниками обстоятельств и находятся в вынужденном заточении часами. Что-то надо конечно делать, но что, я не знаю. Я просто рассказываю о том что и как.