Создаванием Мифа о прошлом создаётся непрерывность культурно-исторической основы. От того что в России манипулированием с этим злоупотребили до довольно точного отражения факта распада непрерывности ("..распалась связь времён"), вот и настал неисторический "Восток" где с историей всегда так (нет) не отменяет самого принципа. ..Но слом реален, и не только в России. Исторические романы популярны в фазах актуальности иллюзии "конца истории". Сейчас практически все, с той иной долей истЕричности (возможно коррелирующей с политпозицией, может - НЕТ), "постмодернистски ИГРАЮТ" в "конец истории" (АКА "Стабильность"). Эмо - преемники сентименталистов, игра в пастушков плачущих модными слезами в НАЧАЛЕ царствования Людовика XVIого
PS Я НЕ согласен с Гумилёвым-мл в ГЕНЕРАЛИЗАЦИИ, но фазовая динамика видится (на меньшем масштабе) описанной точно
Ну у нас как раз историозировано практически всё, что можно. Вплоть до фантастики типа о будущем, которая сплошь и рядом оказывается прошлым в это будущее интерполированным. Но я немного о другом. Не об осмыслении истории, прошлого и будущего, а о классической исторической романистике без чрезмерных альтернатив и философских конструкций.
Если про экшн, то да для читателя (тихо) портится многое знанием как ВООБЩЕ ВСЁ закончилось. АИ в принципе от этого даёт уйти, но это "заменятся" как негатив либо идиотами-попаданцами либо Тесла-линкорами. "Строго полных" АИ проектов (TL со стремлением к достоверности + худтекст) я в ру-нете знаю ровно один. "Любимый город"/МКБ. Ваши "Выстрелы в Сараево" + "Человек в шляпе" близки, но больше разрыв в TL
Хотя об экшне с любовью из РеИ вспоминается письмо "Не дадим очернять отечественную историю" - друга Пушкина - Вяземского против "Войны и мира" Толстого
это если брать знаменитые события да и там - все знают, чем закончилась битва под Куликовым полем, но почти никто не в курсе судьбы основных героев (ну, кроме Донского, Пересвета с Ослябей и может быть - Боброка)
Умберто Эко? Просто у меня складывается впечатление, что круг интересующихся такими вещами скорее всего будет довольно узок. И произведение где воссоздание этого мышления поставлено в центр - очень специфичным.
Создать же интересное само по себе произведение в которое будет органично встроен человек со средневековым мышлением - весьма нетривиальная задача.
не, я не настолько продвинут. в данном случае я имел в виду Корнуэлла и Мазина У Мазина - попаданцы, но не вмешивающиеся в ход событий, а интегрирующиеся (с помощью ряда роялей в кустах) в общество и интересно наблюдать за разницей во взглядах современного человека и средневекового
У Корнуэлла (я читал про 6 и 9 века в Британии) - там чисто история, но тоже попытка показать мышление средневекового человека.
И судя по тиражам Корнуэлла (не знаю как у мазина - но он вроде тоже успешен) - я не одинок в своих симпатиях
Ну это всё же немного другое. То есть не исторический роман как таковой, а, своего рода, "история глазами современного наблюдателя, но изнутри". Это да, это разумный ход. С одной стороны наблюдатель вполне современен, что не создаёт для читателя проблем его восприятия и идентификации с ним. С другой - можно спокойно показывать средневековую психологию. Хороший пример.
О,да. Но этим у нас сейчас занимается не столько историческая романистика, сколько то, что называется "фолк-хистори" - всевозможные срыватели покровов и переписыватели "официальной истории". Благо амплуа "нетрадиционного" историка позволяет честно отбросить всякую фигню типа литературности, сюжета и характеров и сосредоточится на главном - перевирании истории :)
На моем веку было три таких грандиозных промываний мозгов.С детства я должен был уверовать ,что живу в раю "где так вольно дышит человек".В юности сказки продолжаются :нам втыкают басни о коммунизме ,сажают за анекдоты и набивают свои карманы .Наконец все благополучно разворовано ,воры начинают кричать держи вора и начинают рассказывать ,как все было плохо и как будет хорошо.Историки тут же перечеркивают все написанное раньше и не задумываясь(а то вдруг кто нибудь опередит ) без всяких угрызений совести пересобачивают всю историю в угоду новым (то бишь старым )хозяевам и те бросают обглоданые кости под стол,мол жрите ,заслужили. Сказки продолжаются.
Comments 18
..Но слом реален, и не только в России. Исторические романы популярны в фазах актуальности иллюзии "конца истории". Сейчас практически все, с той иной долей истЕричности (возможно коррелирующей с политпозицией, может - НЕТ), "постмодернистски ИГРАЮТ" в "конец истории" (АКА "Стабильность").
Эмо - преемники сентименталистов, игра в пастушков плачущих модными слезами в НАЧАЛЕ царствования Людовика XVIого
PS
Я НЕ согласен с Гумилёвым-мл в ГЕНЕРАЛИЗАЦИИ, но фазовая динамика видится (на меньшем масштабе) описанной точно
Reply
Но я немного о другом. Не об осмыслении истории, прошлого и будущего, а о классической исторической романистике без чрезмерных альтернатив и философских конструкций.
Reply
АИ в принципе от этого даёт уйти, но это "заменятся" как негатив либо идиотами-попаданцами либо Тесла-линкорами.
"Строго полных" АИ проектов (TL со стремлением к достоверности + худтекст) я в ру-нете знаю ровно один. "Любимый город"/МКБ. Ваши "Выстрелы в Сараево" + "Человек в шляпе" близки, но больше разрыв в TL
Хотя об экшне с любовью из РеИ вспоминается письмо "Не дадим очернять отечественную историю" - друга Пушкина - Вяземского против "Войны и мира" Толстого
Reply
да и там - все знают, чем закончилась битва под Куликовым полем, но почти никто не в курсе судьбы основных героев (ну, кроме Донского, Пересвета с Ослябей и может быть - Боброка)
Reply
Reply
Reply
Reply
Просто у меня складывается впечатление, что круг интересующихся такими вещами скорее всего будет довольно узок. И произведение где воссоздание этого мышления поставлено в центр - очень специфичным.
Создать же интересное само по себе произведение в которое будет органично встроен человек со средневековым мышлением - весьма нетривиальная задача.
Reply
в данном случае я имел в виду Корнуэлла и Мазина
У Мазина - попаданцы, но не вмешивающиеся в ход событий, а интегрирующиеся (с помощью ряда роялей в кустах) в общество и интересно наблюдать за разницей во взглядах современного человека и средневекового
У Корнуэлла (я читал про 6 и 9 века в Британии) - там чисто история, но тоже попытка показать мышление средневекового человека.
И судя по тиражам Корнуэлла (не знаю как у мазина - но он вроде тоже успешен) - я не одинок в своих симпатиях
Reply
Это да, это разумный ход. С одной стороны наблюдатель вполне современен, что не создаёт для читателя проблем его восприятия и идентификации с ним. С другой - можно спокойно показывать средневековую психологию.
Хороший пример.
Reply
Reply
Reply
Но этим у нас сейчас занимается не столько историческая романистика, сколько то, что называется "фолк-хистори" - всевозможные срыватели покровов и переписыватели "официальной истории".
Благо амплуа "нетрадиционного" историка позволяет честно отбросить всякую фигню типа литературности, сюжета и характеров и сосредоточится на главном - перевирании истории :)
Reply
Reply
Leave a comment