Джонатан Франзен "Безгрешность".
Издательство: "Corpus"
Год издания: 2016.
Я не знаю, будет ли позже рецензия, оценивающая "Безгрешность" более трезво и отстраненно. Вероятно, нет. Как и все любимые книги, эта для меня существует больше на уровне ощущений, удовольствия, без потребности в анализе.
Я читала у Франзена и "Поправки", и "Свободу", и мне очень нравилось их читать. Но в "Безгрешности" мне хотелось жить. Мне действительно хотелось прожить какие-то эпизоды самой (догадайтесь, какие). Забавно. Один из героев романа, Андреас Вольф, не раз предостерегал от проецирования, а я все равно это делала.
"Безгрешность" читалась с невероятной легкостью, но оторваться был невозможно. Я таскала здоровый том на работу (Corpus как знал: книгу напечатали на такой дешевой бумаге, что она получилась пухлой, но легкой), открывая его в каждый свободный момент, а иногда, скажем прямо, и создавая такие моменты. Это то, что я до сих пор люблю, как ребенок, - погружаться в книгу полностью. И это то, что случается со мной все реже, поэтому я ценю такие произведения вдвойне. Вообще, "Безгрешность" производит впечатление удивительной легкости, прозрачности, несмотря на немалый объем романа, на сюжетную насыщенность, на временные пласты, на все то, что должно было по всем приметам сделать его увесистым, если не тяжеловесным. "Безгрешность" же почти невесома, вот что удивляет меня больше всего.
У кого-то в рецензии я прочитала, что к "мякотке романа" ему пришлось пробираться дальними окольными путями. Я честно не понимаю, о какой "мякотке" речь. Для меня весь этот роман - один невероятно лакомый кусок, но речь даже не об этом. Я не понимаю, как можно говорить о чем-то одном главном в этом романе. Он слишком велик (длинен, сложен, как угодно) для того, чтобы быть о чем-то одном. Он о многом, что делает его очень современным. Другой вопрос, что каждый может выбрать для себя одну наиболее близкую "точку доступа", то, что зацепит больше остального, хотя это все равно не означает, что такая "точка" в романе одна. В "Безгрешности", по-моему, есть то, что отличает все очень хорошие, большие книги: она для каждого может быть о своем.
И еще этот роман дико эротичен. И это при том, что в двух главных сексуальных сценах даже полового акта как такового нет. Франзен делает что-то невероятное с имейлами (если вы сейчас грешным делом вспомнили "Одиночество в сети", то нет, ничего подобного), смс, диалогами. Это секс и флирт, что-то до ужаса узнаваемое, настоящее. "Преодолей. Я не хочу тебя". Сколько раз я это перечитала.
Когда я прочитала последнюю страницу романа, мне на самом деле хотелось одного: начать читать его заново немедленно. Но я подумала, что это уж совсем безумие. А сегодня написала все это и пожалела, что книги нет дома (отдала почитать сестре). Наверное, я бы открыла ее прямо сейчас и прочитала несколько страниц. Уверена, что буду не раз это делать.
В одном минском книжном было обсуждение "Безгрешности". Я в любом случае на него не попадала, но в какой-то момент поняла, что мне там делать было бы нечего. Мое восприятие этого романа таково, что мне почти нечего сказать о нем другим, и я не знаю, что другие могли бы сказать мне. И это тот случай, когда я не нуждаюсь в чужом мнении и вполне даже могу его искренне не понять, хотя оно может быть мне интересно. Я понимаю, что "Безгрешность" читали и еще прочитают миллионы людей, но мне хочется быть с этой книгой наедине.