«Я всегда жаждал новых испытаний. Меня все еще привлекает все то, к чему я еще не прикоснулся» - ключевые фразы, рисующие главные черты портрета Гидона Кремера. На встрече с поклонниками 2-го ноября на Красноярской ярмарке книжной культуры всемирно известный скрипач Кремер говорил о многом - о своих отношениях с Бахом и Моцартом, о счастье выступать с единомышленниками, имея ввиду
коллектив «Кремерата Балтики», который он создал в честь своего пятидесятилетия, и с которым работает уже 17 лет («когда вкладываешь каждый звук, каждый такт в руки своих единомышленников, получается нечто еще более личное»), о театрализации в концертах...
О книге «Признания Миражиста» было немного сказано. Вообще, это не первый литературный труд Гидона Кремера: до него были "Осколки детства", «Обертоны» (2001) (
Полный текст в формате doc. Скачивается без регистрации и заморочек. Печатную книгу можно взять в Краевой научной библиотеке.) и «Инородный артист» (2006)». О «Признании миражиста» на
странице книги сайт
а издательства «НЛО» редактор Юлия Макеева пишет: «Чувство музыки, по всей видимости, подсказывает Кремеру и чувство слова. Книга написана с чеховской простотой и тонким юмором». Там же она представляет отдельные части книги: «Книга состоит из трех больших разделов. Две крайних - философские эссе, размышления художнике, его месте в мире, музе, любви к искусству, любви к людям. А вот центральная часть - это скорее его воспоминания о встречах с коллегами, это биографическая часть, составленная из коротких главок…». Там же можно почувствовать язык и стиль автора, прочтя фрагмент. С кусочком текста книги можно познакомиться и
здесь. (Да,
здесь вот еще о книге и о ее необычном названии.)
Гидон Кремер - выдающаяся личность. Достаточно познакомиться с его биографией в группе ВКонтакте
«Гидон Кремер (Gidon Kremer)», чтобы… захотеть узнать о мастере еще. Совсем немного оттуда: «Гидон Кремер родился в Риге в немецко-еврейской семье, в возрасте 4-х лет начал учиться игре на скрипке у своего отца и деда, которые были профессиональными скрипачами, потом поступил в Рижскую музыкальную десятилетку им. Эмиля Дарзиня. В 1971 году Кремер окончил Московскую консерваторию по классу скрипки у Давида Ойстраха. Стал лауреатом конкурсов Королевы Елизаветы, им. Паганини в Генуе, им. Чайковского в Москве. В 1978 году уехал из СССР. … В 1981 году Кремер стал художественным руководителем ежегодного Фестиваля камерной музыки в Локкенхаузе, в Австрии.
В 1997-1998 годах он - художественный руководитель Фестиваля Иегуди Менухина в Гштаде (Швейцария). В 1996 г. создал молодёжный камерный гастрольный оркестр "Кремерата Балтика". Гидон Кремер - музыкант интеллектуального, экспериментаторского склада…».
И один яркий факт. Шестнадцать лет музыкант играл на инструменте Гварнери 1730 года выпуска, а сейчас - на инструменте учителя Страдивари Николо Амати 1641 года создания!
На встрече с красноярцами Гидон Кремер рассказал о своих сегодняшних музыкальных интересах. Это композитор
Мечислав Вайнберг, которому не придавали достаточного значения современные исполнители, но который пользовался признанием Дмирия Шестаковича. Следующие два диска с «Кремерата Балтики» будут как раз посвящены его творчеству.
Гидон Маркусович показал, как в его творчестве сочетаются современная и классическая музыка и рассказал (отвечая на вопрос Ирины Прохоровой о водоразделе между классической и современной музыкой) об относительности самих понятий «современная музыка» и «классическая музыка». Цитата: «Бах написал такую современную музыку, что еще поколениями мы будем ее разгадывать». (! А помните, что говорил о Бахе в связи с вопросом о современности литературы в это же день Кирилл Кобрин? Это было в видео, размещенном в предыдущем посте. Такие переклички мнений по поводу одного и того же анализирующих разные сферы искусства (музыка, литература) очень интересны. В данном случае Кобрин и Кремер придерживаются разных позиций.) «Мы говорим только о качественной современной классической музыке», - сформулировал выбор своего репертуара Гидон Маркусович.
Была затронута и тема социально-политической активности Гидона Кремера. Здесь музыкант поделился отношением к проблемам, которые он воспринимает болезненно и пытается решать. Это коммерциализация музыкальной жизни и остро негативное влияние рынка в музыке на молодых музыкантов. Гидон Кремер всегда стремился идти своим путем, быть там, где люди реже бывают, исполнять то, что реже исполняется. Ему хочется привлечь внимание к явлениям, которые происходят вокруг нас, помогать тому, кто нуждается в помощи, быть нужным, не быть равнодушным и не жить в комфорте. Гидон Маркусович назвал себя неудобным артистом.
В этой связи интересна история с отказом Кремера участвовать летом 2011 года в ежегодном
фестивале Вербье (Швейцария). Из
письма руководителю фестиваля Мартину Энгстрему: «Я просто не хочу дышать воздухом, наполненным искаженными ценностями. Давайте согласимся: все мы должны что-то делать с сомнительным состоянием нашего музыкального мира, в котором «звезды» значат больше, чем творчество, рейтинги - больше, чем подлинный талант, а цифры - больше, чем... звуки. … Это больше не мое время. Я оставляю его тем, кто в него верит, будь то слушатели или молодые новые исполнители, превосходно умеющие ублажать публику, оставаясь ПУСТЫМИ. Многие из них (к счастью, не все!) больше, чем творчеством, заняты погоней за признанием на виртуальном пьедестале. Редко речь идет о преданности искусству. Пусть так и будет. Я не ханжа и не судья. Мне просто нужно отдохнуть от этих «фейерверков». Именно по этой причине я решил отстраниться».
Слушая это (а потом и читая фрагменты книги «Признания миражиста»), трудно отделаться от клише вроде «последний романтик». Осознание собственной ответственности, необходимости не быть гибким в угоду тенденциям времени - романтизм, в данном случае действенный, эффективный и очень по-мужски сильный. Музыкант выделил несколько источников своей установки бороться с «тиранией моды», идти своим путем. Гидон Кремер счастлив идти по этой тропинке в поисках всего того, что ему еще не знакомо.
Отвечая на вопросы из зала, музыкант поделился рецептом, как сохранять хорошую творческую форму. Гидону Кремеру это удается, сохраняя любопытство, открытость и любовь к неожиданностям. (В свои шестьдесят шесть Гидон Кремер сохранил в себе прекрасную детсткость, сохранил в себе ребенка! Открытость, чувствительность, любопытство, поисковая активность - вот качества, из которых она состоит. Это ведь необходимое условие творческости.) Красноярцев интересовали и причины эмиграции Гидона Кремера из СССР в 80-х годах. В ответ Гидон Маркусович очень подробно разъяснил, что это не было эмиграцией, а было всего лишь сменой места жительства, которая позволила ему избежать многочисленных ограничений и очень много дала ему в творческом плане - и хорошего, и плохого, но разного и в условиях свободы. Был вопрос и о том, как мастер находит и выбирает современных композиторов, как он находит время для педагогической деятельности. И главное, было выражено пожелание (обращенное и к Фонду Михаила Прохорова) услышать Гидона Кремера и его «Кремерата Балтики» (музыкантов, которых Кремер считает своей семьей) в Красноярске. Оказалось, что этот вопрос уже обсуждался с Ириной Прохоровой. Гидон Маркусович вспомнил, что в последний раз он был в Красноярске в 1973 или 1974 году. В рамках же нынешней Красноярской ярмарки книжной культуры Гидон Кремер 1 ноября играл в Большом зале филармонии с Российским национальным оркестром под управлением Михаила Плетнева.
Во время беседы люди потихоньку подходили к сцене и покупали книгу, а после значительная часть слушателей устремилась на сцену за автографом. Гидон Кремер бы еще долго подписывал книги и фотографировался с желающими (наверное, это были в основном молодые красноярские музыканты и студенты музыкальных отделений), если бы не следующее мероприятие, которое должно было состояться на этой площадке. Какая хорошая энергетика царила на сцене во время автограф-сессии, по-моему, неплохо передают снимки.