Август, Чара, Кодар. Часть 2

Aug 23, 2011 14:29

Часть 1 тут
А самое начало здесь

Часть 2.  7 августа.
Семеро проклятых принцессой Нури

ЗИЛ 131 - машина- зверь, настоящий вездеход. Водитель Саня Дружинин - настоящий ас. Пунктуальный, как фриц, он приехал ровно в семь утра, как обещал. Ну, а к нашей группе немецкие эпитеты пока не клеятся. Рюкзаки собраны лишь наполовину, но то, что в них уже лежит, едва  отрорвешь от пола. Еще бы! Приморцы - Димон и Виталя привезли 250 м веревок и гору альпинистского железа. В противовес этим центнерам - рюкзаки двух представительниц прекрасной части группы - Иры и Бэллы - подозрительно легкие.  Ира - жена Виталика и, к тому же серьезно беременная (на 7-ом месяце, реально!). Тут понятно:  муж забрал Ирины вещи в свой баул. Но где вещи Бэллы остается загадкой. Димон не брал, Коля Пытляк тоже, я - тем более. Может быть Серега? Вряд ли... Серега сам стоит над своим рюкзаком в  позе  недоумения - разведя руки, гипнотизирует свой куль, чтобы тот еще вырос в объеме, иначе ничего не влезет....  Треть вещей валяется на полу, а пихать их уже некуда….
     Люба - Серегина жена - поражена происходящим: «Ну, я с вас просто фигею, как вы собираетесь! А как вы - беременные - все это потащите!?». - «Не капай на мозги», - парирует Серега, не выходя из транса. В процессе медитации он вдруг просветляется и вспоминает, что мы забыли купить чай. То есть, у нас вообще ноль заварки. Это - уже серьезный косяк. Хуже может быть только - забыть водку. Приморцы отыскивают несколько пакетиков "Принцессы Нури", оставшиеся с поезда: «Вот, есть чай!». А я вижу уже заголовок одной из частей отчета… а, может быть и целиком всего отчета: «Проклятие принцессы Нури».

Наконец, мы грузимся в ЗИЛ, и по пути заезжаем в круглосуточный магазин. Самое лучшее из чаев, что есть в продаже, - это «Майский». Какой-то «Черный бриллиант». Во как! Алмаз, но почему-то по цене речного гравия. Я сквозь упаковку чую, что вместо «черного бриллианта» внутри насыпан простой «бурый уголь». Делать нечего, покупаем эту дрянь, зато рождается новое рабочее название похода: «Десять дней майского кошмара в августе 2011».
    Но, как бы там ни было, едем! Кодарские вершины розовеют в утренних лучах, над горами - ни облачка. Небо ясное, а планы очень туманные,  грандиозно- схематические. Семеро человек едут в одну сторону, но кто за чем: кто-то на вершину хочет лезть, кому по леднику надо погулять, женщины просто погулять, да за витаминами-ягодами-грибами направляются. Все это будем пробовать совместить, но для начала надо как-то в ущелье Среднего Сакукана пробраться.  Прошли сильнейшие дожди и что стало с дорогой?... - скоро узнаем.  Про дорогу рассказ отдельный.

Отдельный рассказ про дорогу Сразу после войны СССР взялся за создание атомной бомбы. Срочно необходим был уран. Начались активные поиски его месторождений. Дело было чрезвычайной государственной важности, и контролировал его лично товарищ Берия. Цеплялись за любой мало-мальский объект. В ущелье правого притока Среднего Сакукана - руч. Мраморного летом 1949 г. геологи нашли радиоактивное рудопроявление. А уже зимой этого года в каменном мешке был построен Борлаг -  ГУЛАГовская колония, и вскоре заработал  рудник. От Могочи в Чару пробили зимник. Дальше дорога пересекла Чарскую долину мимо Чарских песков, вошла километров на двадцать в ущелье Ср. Скуакана, по его левому борту. Примерно напротив устья руч. Мраморного был выстроен деревянный мост, где дорога переходила на правый берег, затем поднималась высоко в горы. Само лагерное поселение и рудник находился высоко в горах, в цирке - замкнутой верхней долине, ограниченной с трех сторон обрывистыми скальными стенами высотой в несколько сот метров. А штольни бились еще выше, в отвесных скалах.

Работы велись с 1949 по 1951 год и были очень масштабные. В Борлаге было задействовано от двух до трех тысяч зэков. Вроде бы, как говорят, в основном политзаключенные. Отъявленных уголовников не было. В районе Песков был построен аэропорт Синильга, руду обогащали на фабрике и вывозили самолетами. Весь лес, который рос по Ср. Сакукану, вырубили полностью. Я видел старую фотографию, сделанную с воздуха: голые борта ущелья снизу доверху, будто начисто выпаханные ледником. Так сейчас выглядят Кодарские троговые долины выше зоны леса. Отапливали, однако, лагерь не дровами, а местным углем, пласты которого залегают на массиве урансодержащих гранитов.
      Но Мраморное месторождение не оправдало надежд, оказалось лишь небольшим рудопроявлением скарнового типа. .  За два года его полностью выбрали, и есть сведения, что из штолен добыли 1200 кг чистого урана. В 1951 г. урановый рудник свернули ввиду его бесперспективности, а долина стала  зарастать молодой порослью,  дорога - постепенно приходить в негодность
  1,2 тонны урана - это лишь сотая часть необходимого объема, чтобы заполнить реактор. Поэтому слухи о том, что первая атомная бомба в СССР сделана из кодарского урана, сильно преувеличены. Тем не менее, в начале 1990-х годов Мраморному ущелью, и находившемуся в нем лагерю была сделана могучая реклама. По всей стране узнали об «урановых узниках Забайкалья» и в Чару потянулись туристы и журналисты.
     На этой волне комсомольцы Каларского района сумели  выбить из властей большие деньги на развитие туризма и на восстановление дороги от Чары (старой Чары) до Мраморного. Действительно, взялись за дело, один мост построили заново (он называется Пьяный), что-то расчистили. Один бревенчатый сруб завезли вглубь ущелья, чтобы строить туристическую базу…. На этой оптимистичекой ноте жуликоватые энтузиасты вдруг все бросили и  благополучно исчезли с оставшимися деньгами (а их, похоже, было больше истраченных).

Социализм продолжал бурно разлагаться, а «урановая» дорога - расщепляться на атомы. Начался ее второй период полураспада: старое почти сгнило, новое - догнивает.
     Но, именно по этот путь и сегодня, спустя пол века остается у туристов самым удобным чтобы попасть в Центральный Кодар, И по этой "дороге Сталина"  мы и отправились в ущелье Среднего Сакукана.

Дорога на Средний Сакукан
     Сейчас относительно пригодной для автомобиля осталась лишь часть былой дороги. Проехать можно до места, которое называют «Камень». Тут гранитная глыба размером с дом скатилась со склона прямо в русло Сакукана.

1. Вдалеке в русле видна глыба - это и есть "Камень"


Дальше - только пешком, потому что мосты развалились, местами река подмыла и полностью съела дорогу. От трассы осталась сильно заросшая тропа.

За два километра не доезжая "Камня" на дороге мы уткнулись в ГАЗ 66 с заклинившим двигателем. Это перед нами завозили другую группу туристов, как мы узнали позже. Техника не выдержала...

1а.


Пришлось цеплять трос, оттаскивать машину, иначе на дороге не разминуться.

А препятствия начинаются практически сразу, как только выезжаешь из села Чара. Эти ямы преодолевать с каждым годом все труднее.

2.


На наше счастье проливные недельные дожди не сильно напортили. Видимо, состояние дороги на этом участке уже сложно ухудшить, она и так отлично испорчена.

Путь от Новой Чары до Камня занимает стандартно четыре часа. В это время мы и уложились.
     Дальше наша беременная группа (кто рюкзаками, кто - в прямом смысле) пошла в нестандартном режиме. Там где ходу - час, мы укладывались в два. Но все равно, хоть и медленно, продвигались вглубь ущелья.
В целом, по дороге идти - одно удовольствие. На некоторых участках она похожа на парковые дорожки. Мы называем ее «алея Сталина».

3.


Между прочим, прямо по дороге наросло невероятное количество грибов, да таких, что просто залюбуешься. Я, пожалуй, сделаю отдельный специальный пост про эти дары природы.

4.


Но есть и кислые места, где требуется осторожность.

5. Здесь река подмыла берег и полностью слизала дорогу


6. Когда-то по этому мосту ходили автомобили с рудой


Многие отрезки сильно заросли и ветки приходиться «раздвигать мордой» .
Видно, как много труда вложено в строительство дороги. Большие куски ее выложены сплошными гатями.

7.


Не удивительно, что весь лес в ущелье был вырублен под чистую…

Вдоль дороги встречаются руины построек бывшего лагеря и рудника.

8. Это - развалины большого деревянного строения, возможно, тут обогащали руду


9. А это - современная землянка. Рядом с дорогой, на полянке в 3-х км от "Камня" ее построил из ГУЛАГовских стройматериалов местный охотник-рыболов Володя


Наибольшая сложность - переходить боковые ручьи, мосты через которые давно уничтожены стихией. В малую воду перейти полусухое русло - не проблема. Но сейчас, после дождей все речки вспухли и взбесились .
     Вот небольшой репортаж о красивом, но самом буйном левом притоке Ср. Сакукана - руч. Шаньго (или еще его называют Московский. Но, не из неуважения к столице, а потому, что вдоль ручья идет тропа к подножью пику Москва).
    Ну, так вот, Московский сильно вздыбился и забурлил.

10. Руч. Шаньго (Московский)


11. А это - сам Ср.Сакукан сразу выше устья Шаньго


Первые три человека  из нашей группы форсировали ручей благополучно, перепрыгивая по камням в кипящем потоке.

12.


Начал переходить четвертый. Вначале все было хорошо…,
… потом он потерял равновесие, отбросил трекинговые палочки, которые тут же унеслись в пучину, и повалился в воду, где, придавленный рюкзаком, стукнулся лбом о подводный камень.

13. Кажется, не случайно этот снимок оказался под номером 13


14.


15.


16.


17.


После этой неприятности решили больше не рисковать,  достали веревку и натянули перила через бешеный ручей.

18.


19.


20.


Вот еще одно фотогеничное место на другом ручье, который бежит уже прямо через мост

21.


22.


В начале десятого вечера группа вышла, наконец, к мосту через Сакукан, о котором я говорил выше. И остались тут на ночлег. Погода к вечеру запасмурнела, и получить нормальную картинку я не сумел… Но, что за мост, понять можно. Сегодня он выглядит вот так.

23.


24.


Довольно крепкое, капитальное сооружение конечно же не выдержало испытания временем и мощной рекой. Вброд переходить Сакукан в районе моста крайне опасно. Были случаи, когда здесь гибли даже опытные туристы. Да и вообще Сакукан вряд ли где перейдешь в средней части ущелья.

25.    А этот сруб находится близко не доходя моста, напротив устья Мраморного ущелья. Его привезли в начале 1990-х чтобы строить базу для туристов. Тут на полянке есть табличка : "Стоянки "Мраморное"


"Часть 1"
"Часть 2"
"Часть 3"
"Часть 4"
"Часть 5"
"Часть 6"

Кодар, Забайкалье

Previous post Next post
Up