Испания открывает наше путешествие по веку семнадцатому.
До 1600 года на фоне простоватой испанской готики титанически выделяется лишь одинокая, экзотическая и экстатичная фигура чужеземца Эль Греко.
Но, видно, некие ангелы слетелись в Испанию в самом конце 16 века, ибо тогда-то они и родились один за другим - ее великие мастера: Рибера, Сурбаран, Алонсо Кано…
Был в их числе и тот, кто достиг в искусстве живописи восхитительного совершенства и при этом умудрился прожить счастливую, достаточно безмятежную и безбедную жизнь, не впав в безумие или исступленный религиозный фанатизм, не конфликтуя с внешним миром и оставаясь во внутренней гармонии с самим собой. Это Диего Веласкес, о котором очень хочется рассказывать долго и пафосно. (Но нужно остановиться, а то занесет в сугубо профессиональные дебри).
Несмотря на то, что я пыталась знакомить студию с разными испанскими мастерами, мой давний восторг перед полотнами Веласкеса незримо передавался детям, вызывая, особенно у девчонок, безудержное желание писать «по мотивам» его парадных портретов - попробовать живописные возможности одного цвета, воссоздавать фактуру кружева и атласа, ловить кистью мерцание света и дрожание воздуха… Вполне отдавая себе отчет, что они никогда этого не смогут (и никто ТАК не сможет!), я дала им возможность в полной мере получить удовольствие от обожаемого любой нормальной девочкой рисования королев и принцесс, оцепенело скованных кринолинами; щедро, от души украшать их прически и платья цветами и драгоценностями. И глядя, как множится количество бледных инфант в разноцветных растопыренных платьях, надеялась втайне, что они запомнят маленькую анемичную Маргариту из «Менин», к которой успели проникнуться любовью и сочувствием. (Будучи множество раз увековечена на многочисленных портретах, она дожила всего до 22-х лет).
Диего Веласкес "Портрет инфанты Маргариты"
Чтобы маленькая принцесса не грустила среди мрачных сводов Эскориала, девчонки "выпускали ее гулять" в дворцовый дворик, и даже - что совсем немыслимо - за пределы дворца, к цветущим предгорьям. Но чаще все же изображали ее в интерьере, среди тяжелых портьер и старой мебели. Тогда компанию принцессе составляли трогательные песики и кошечки. Ну не могли мои сентиментальные художницы оставить инфанту в полном одиночестве!
"Инфанта" Насти Соломки, 8 лет
"Инфанта" Наташи Веселовой, 9 лет
Королевы же и придворные дамы выходили такими, как и положено быть - чинными, чопорными, надменными. Вот только красок девчонки не жалели!
"Дама на паркете" Филатова Лиза, 8 лет
Однако портретная галерея Веласкеса - это не только королевское семейство, которому он служил. Это и цикл «Труанес» - шуты и карлики, и многочисленные портреты друзей художника, и бытовой жанр. Кроме «принцессной» серии, таким образом, возникла еще одна - я назвала ее: «испанцы» (тоже по мотивам Веласкеса и Эль Греко).
"Испанка" Кузнецова Аня, 8 лет
"Идальго" Дворников Ваня,9 лет
Для большинства мальчишек (и всего одной девочки) архитектурный пейзаж Испании оказался, однако, предпочтительнее и привлекательнее. В замках и дворцах - как мрачно-средневековых, так и изысканно-ренессансных - могли жить не только хмурые короли и худосочные идальго, но и романтические рыцари. Эль Сид, к примеру. А еще рисование замков, как, впрочем, любой пейзаж, дает бескрайние возможности для экспериментов с живописной манерой.
"Замок в Наварре" Горячкина Настя, 9 лет (та самая девочка!)
Предложив мальчишкам расслабиться и писать так, как нравится, я не прогадала: еще не знакомые пока ни с импрессионизмом, ни с экспрессионизмом, ни с фовизмом, они делали это удивительно свободно - и крупными пятнами, и широким размашистым мазком, и мелким раздельным… И контурно-линейно, и цветовыми плоскостями, и совсем размыто.
"Замок Алмодовар дел Рио" Реуцкий Ваня, 9 лет
"Дворец в Сарагосе" Низов Витя, 9 лет
Невольно думаешь о разнообразии способов нанесения красок на холст, которое так удивляло на рубеже 19-20 века: приемы эти, видно, "носятся в воздухе", и надо просто уловить их и выбрать тот, что наиболее приятен.
Сын мой Игорь среди всей этой пестрой компании оказался единственным постмодернистом - отправил Великого инквизитора Ниньо де Гевару с картины Эль Греко в загадочное акварельно-космическое пространство. Вместе с креслом. При том, что писал гуашью.
Ну а это - отдых, развлекаловка - маленькие, за полчаса изготовленные игрушки - пластилиновые испанские дамы и кавалеры.
Парочку слева слепили школьники, справа - шестилетки.