В последний раз из Копенгагена - про музеи.

Nov 11, 2013 12:53

Я уже писала, что в Дании нам фатально не повезло с погодой. Легендарный замок Гамлета Эльсинор, сказочный городок Андерсена Оденсе, величественный собор Роскилле и деревня викингов, царственный Фредериксборг - все осталось "за бортом", поманило из туманного марева дождя и отложилось на некий "следующий раз", который - будет ли?
Но сам город и его музеи были в полном нашем распоряжении.

Ибо куда еще сунуться бедному туристу, отнюдь не обремененному излишком датских крон?
Тем более, что в самом начале путешествия мы обзавелись такой прекрасной вещью, как Копенгагенкард, и теперь в нашем неограниченном пользовании был весь городской и пригородный транспорт, включая водный, а вход во все музеи стал совершенно свободным.
"Запустить" карту нужно самому, вписав время и дату начала ее действия. Встречали мы соотечественников, которые так ничего и не вписали, но картой успешно пользовались.

Вот как это выглядит - сверху карта взрослая, снизу - детская, за полцены.



Посмотреть на Яндекс.Фотках
По взрослой, кстати, можно водить за собой до трех детей возрастом до 10 лет. Мы слегка припоздали с поездкой в Копенгаген, надо было на пару лет раньше.

Есть нечто, что роднит все музеи Копенгагена: как только ты оказываешься в фойе, почти мгновенно возникает ощущение, здесь тебе будет не только интересно, но еще и приятно, и удобно. Кроме экспозиции, которая, безусловно, самоценна, вся обстановка восхитительно приспособлена не только для созерцания шедевров, но и для комфортного отдыха: круглые столики с абажурами и креслами, уголки с мягкой мебелью и книжными полками, маленькие уютные кафе, а, например, в глиптотеке Нью-Карлсберга - еще и зимний сад со скамейками и фонтанами.

Приятно же, когда твой визит в картинную галерею начинается так:


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Музейные "детские уголки" - нечто совсем особенное. Ребенка в них можно занять чем-то интересным, непосредственно связанным с экспозицией. Например, собрать паззл с картиной, висящей рядом на стене. Или сыграть в "меморис" с изображениями экспонатов. Даже если отпрыска мало занимают витрины, скучать ему скорее всего не придется.
В таком "творческом пространстве" можно не просто рисовать. На экранах нон-стопом идут уроки-объяснения с "поэтапками", демонстрацией приемов и т.п. Снимок сделан в Национальное галерее, прямо в залах с картинами.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

В музеях же, активно посещаемых детьми, игровой зоне отданы целые этажи.
Один из ее уголков в музее связи - полная имитация телефонной станции, только очень маленькая.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Здесь все идеально продумано для семейных походов совсем с небольшими детьми - коляски, лифты, пандусы, скамеечки разной высоты, которые можно подставлять к витринам. Даже туалетов три: женский, мужской и детский. Значки перед дверями - соответствующие:


Посмотреть на Яндекс.Фотках

* * *

Самое старое здание Копенгагена (тоже своего рода музей, ибо вход по билетам) - Круглая башня. Именно с нее, если верить Андерсену, были глаза у третьей из гигантских собак, что стерегла сундук с золотом. Это чуть ли не единственная в городе постройка 17 века, уцелевшая после многочисленных пожаров. На крыше - самая старая в Европе обсерватория, до сих пор действующая.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Не то, чтобы высокая, меньше сорока метров, зато внутри - не лестница, а пандус, по которому короли въезжали верхом на коне (а русская императрица Екатерина I, как гласит предание, - аж на тройке).
Идешь себе, все прямо да прямо, никаких ступеней:


Посмотреть на Яндекс.Фотках

С Круглой башни Копенгаген выглядит примерно так:


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Из приметного и активно посещаемого туристами - королевские дворцы. Их на городской территории четыре, причем три - в историческом центре. Наименее интересный - Кристиансборг. В Амалиенборге для гостей открыт один из четырех дворцов (в остальных по-прежнему живет королева Дании и ее семейство), посвященный ныне царствующей династии - Глюксбургам, которая началась в 60-е годы 19 веке с короля Кристиана IX.
Один из залов Амалиенборга:


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Розенборг - самый лучший. Замок-музей предыдущего королевского дома - Ольденбургов, правящих в Дании с 15 до середины 19 века. Интерьеры удивляют не столько роскошью (не Версаль), сколько затейливостью и фантазией. Потолки с геральдическими кессонами, керамические и мраморные облицовки, гобелены, искусная резьба...
Тронный зал. Для короля - трон слоновой кости, для королевы - серебряный.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Зеркальный зал облицован мутноватым стеклом снизу доверху, в Фарфоровом стены плотно заставлены керамикой, в Стеклянном - причудливыми хрупкими сосудами.
Слева - стена Фарфорового зала, справа - Стеклянного.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

В подземелье - сокровищница со старинным оружием, драгоценностями, королевскими коронами, фантастическими изделиями из слоновой кости и... гигантскими пивными бочками.
Как они из кости все это резали - для меня загадка.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

* * *

Самый большой из художественных музеев - Национальная галерея: огромное классицистическое здание на северо-западе Старого города. Вход туда - бесплатный, в залах пустынно, качественно экспозиция сильно уступает тем же Стокгольму или Амстердаму. Есть, правда, несколько неплохих ренессансных полотен, симпатичный Эль Греко, неизменный Рубенс и фламандская школа (они есть всюду и везде равно хороши), а также бесконечные собрания датских романтиков, академистов и экспрессионистов - длинные, практически пустые залы.

Меня же в этом музее больше всего поразил зал иллюзорной живописи 17 века - такое мало где можно увидеть. Картины-обманки (у искусствоведов есть еще термин "тромплей"), иногда на редкость достоверно имитирующие реальность.
Автор полотен из датского музея - фламандец Корнелиус Норберт Гейсбрехт, который недолгое время был придворным живописцем датских королей Фредерика III и Кристиана V.
Все это - и палитра, и кисти, и картина с обратной стороны внизу - написано на одном большом холсте неправильной формы.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Рядышком - галерея Хирщспрунг, где хранятся большей частью картины датских живописцев 19-20 веков. За хорошими же импрессионистами имеет смысл отправиться в Глиптотеку Нью-Карлсберга. Карл Якобсен, пивоваренный магнат, выстроил эту галерею для своей обширной коллекции скульптуры - от египетской до современной. Здесь лучший за пределами Франции Роден, редкое собрание скульптур позднего Дега (такого и во Франции мне не приходилось видеть). А также - любовно собранная коллекция импрессионистической и постимпрессионистической живописи - Мане и Ренуар, Сезанн и Гоген. Пожалуй, если нужно выбирать всего один из художественных музеев Копенгагена, то идти нужно именно сюда.

В залах Глиптотеки:


Посмотреть на Яндекс.Фотках

За настоящей же датской скульптурой мы направляемся в музей Торвальдсена. Это, кстати, тот самый бедный мальчик из сказки Андерсена "Ребячья болтовня".
Помните? "Он слышал болтовню девочек, а слушая ее, можно было пасть духом. Ведь у родителей его не было в копилке ни гроша; у них не было средств даже выписать газету, а не то что самим издавать ее. Ну, а хуже всего было то, что фамилия его отца, а значит, и его собственная, как раз кончалась на «сен»! Из него никогда не выйдет ничего путного!"

Это первое здание в Копенгагене, которое строилось именно как музей - со специальными залами, продуманной расстановкой статуй, "умной" подсветкой. Торвальдсен академичен донельзя, каноничен и идеален; почему он был так популярен в свое время, тоже понятно: выполненный им мраморный бюст превращал любую заказчицу в безупречную красавицу. Сам же он предпочитал античную мифологию, что вполне естественно для скульптора неоклассицизма. А восхищенные современники сравнивали его мастерство по меньшей мере с Фидием или Праксителем.
"Ганимед"


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Музей вполне хорош для учеников художки - не только увидеть безукоризненную технику работы с камнем, но и освежить в памяти греческую мифологию, что мы с сыном успешно и проделали.

Смотреть искусство Ближнего Востока нужно в музее "Коллекция Давида". Он бесплатный, как и Национальный музей. И здесь два этажа занимает лучшее в Скандинавии собрание исламских красот - керамика и изделия из металла, костюмы и оружие, рисунки и миниатюры, замечательные ювелирные украшения - от мавританской Испании до Персии и Индии. Как и большинство подобных музеев, он восхитительно уютен.

Если устал любоваться витринами, можно присесть в удобное кресло прямо в зале и полистать каталоги при мягком свете абажура:


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Почему-то Вадька категорически отказался идти в музеи дизайна, которых в центре города аж два: предполагаю, что нам и там было бы хорошо.

* * *

Несмотря на дождь, мы добрели-таки до Ботанического сада, сходили в оранжереи (неинтересно) и полюбовались золотой осенью среди рукотворных природных ландшафтов. К саду примыкают два музея - Ботанический и Геологический. Зачем нас понесло во второй, не очень понимаю: из-за Игоря, наверное. Но он оказался по-своему интересен - помимо ожидаемых разномастных минералов и прочих горных пород, в нем обнаружились залы, посвященные Кунсткамере - первому королевскому собранию чудес и диковин. Собственно, тут они - предшественники и вдохновители коллекции нашего Петра I - заспиртованные слонята, сушеные крокодилы, скелеты и чучела...


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Камни - они как-то приятнее на мой эстетический вкус.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

В музей почты и связи мы завернули совсем случайно, и это оказался самый детский и нетуристический музей городского центра.
"Скульптура" оттуда - из телефонных аппаратов и проводов:


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Он был полон датчан с маленькими детьми, которые радостно носились по залам, что-то разыскивая, заполняя какие-то листы с заданиями, получая призы... Словом, все знакомо, хоть и непонятно.

Вадик очень быстро нашел, чем бы заняться ему. И провел в этом закутке довольно много времени, подбирая мелодии и накладывая друг на друга разные звуки.
Внимание, идет запись!


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Музей славный - можно общаться по разным телефонам, печатать марки и подписывать открытки, работать звукорежиссером и т.д. Впрочем, если быть объективным, аналогичный питерский музей показался интереснее, наверное потому, что там все то же, но по-русски. Здесь же мы чувствовали себя немного чужими на "празднике жизни".


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Самым странным оказался музей "Мир Ганса Андерсена", объединенный почему-то с музеем Роберта Рипли. Необъяснимые интерактивные экспонаты, какие-то оптические иллюзии и крутящиеся мосты, светящиеся арфы и зловещие восковые фигуры, что угодно - но не Андерсен.
К тому же он не входит в список "Копенгагенкард", и за вход берут довольно приличную сумму. Знала бы - не пошли.
Самый "андерсеновский" кусочек музея:


Посмотреть на Яндекс.Фотках

А вот где действительно потрясающе, непередаваемо интересно - это в Национальном музее. Он обнаружился буквально в пяти минутах ходьбы от железнодорожного вокзала и нашего отеля.
Огромная страна. Нет - целый мир, который постепенно раскрывается перед посетителем.

В музее - жизнерадостная толчея.
Груды разноцветных мокрых зонтов, брошенные в стеклянном предбаннике совершенно без присмотра. К слову, мы оставили там и свои и спокойно потом забрали на выходе.
Длинные ряды вешалок с плечиками без всяких номерков. Там же - бесхозно валяющиеся чьи-то рюкзаки и сумки.
Парковка специальных компактных колясок с логотипом музея. Они, к слову, совсем не лишние, ибо пространства - громадные.
Гигантское фойе увешано пестрыми флажками хэллоуинской тематики. Тут же - первые рождественские "развалы" с адвент-свечами и елочными украшениями.
В четыре стороны расходятся музейные коридоры, на четырех этажах - мировая и датская история и современность, путешествия по Европе и вокруг света...

Сперва идем в исторические залы. Каменный и бронзовый век, эпоха викингов... Не только рогатые шлемы, щиты и копья, но реконструкции человеческих погребений, жилищ, в отдельных залах - золотая колесница и гигантская морская ладья...


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Египетские саркофаги, глиптика Месопотамии, античная керамика, римские портреты, романские статуи, готические алтари, ренессансные рукотворные сокровища. Вся мировая история - в одном музейном крыле. Не оторваться!


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Отдельная экспозиция - история Дании от 17 века до современности. Это и реконструкции интерьеров, и костюмы, и антураж. Изба датского крестьянина, купеческий дом, ампирный зал... В комнатах присутствуют и их обитатели.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Необычайно хороши старые детские вещи - в стеклянных витринах и выдвижных ящиках игрушки прошлых веков, мебель, крошечные платьица, обувь.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Особый восторг - длинная улица "кукольного города" с разномастными строениями, над которой периодически всходит "солнце" или зажигаются "звезды". И тогда виден свет в окнах кукольных домиков, а изнутри можно обозреть в подробностях обстановку каждой комнаты до мельчайшего предмета. И жителей этих домов.



Посмотреть на Яндекс.Фотках



Посмотреть на Яндекс.Фотках

Придя в себя, отправляемся искать вторую часть музея - этнографическую. И попадаем в кругосветное путешествие. Оно начинается на Крайнем Севере, среди эскимосов и алеутов, затем нас выносит на восток - в Индию, Китай, Корею, Юго-Восточную Азию, Японию... Коллекция настолько разнообразна и полна невиданных красот, что вопрос, каким образом датчанам удалось ее собрать, все время не давал нам покоя. Видимо, несколько веков подряд все эти чудеса везли в Копенгаген моряки и купцы на старинных парусных кораблях...

Инструменты оркестра и теневой театр с острова Ява:


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Спускаемся вниз по винтовой лестнице - а там уже Африка, Австралия, Океания. Отдельно - зал экзотических музыкальных инструментов, где их можно и послушать. Лодки, повозки, хижины. Маски.



Посмотреть на Яндекс.Фотках

По-хорошему, нужен денек-другой, чтобы обойти все неспешно и обстоятельно. В музее можно поселиться и жить.

Вход туда, кстати, тоже бесплатный для всех.

* * *

Всего одна "засада" - по зимнему расписанию копенгагенские музеи открываются в среднем часов в 11. А то и позже. А закрываются, соответственно, в 17. А то и раньше. И в этот крайне ограниченный временной отрезок хочется втиснуть необозримое и объять необъятное. Мы не смогли, ибо только в центре города интересных музеев - несколько десятков.
Но втайне мы все же надеемся вернуться.

Северная Европа, Дания

Previous post Next post
Up