«УЖИН ИЗОЛЬДЫ»
Кристоф Марталер и ансамбль
Театр Базеля, Швейцария
Постановка - Кристоф Марталер
Плодотворный год для швейцарского мэтра авторского музыкального театра Кристофа Марталера. 18 мая он выпускает уже третью успешную премьеру сезона.
Первые две работы - «Тереза Бломштедт не сдается» и «Конферанс» возвращали публику в навеки ушедшую эру высокой эстрады, где вместе с погружением в ностальгию Мастер очаровывал впечатлениями рождаемого здесь и сейчас Большого Праздника. Когда по вереницам ниспадающих лестниц спускался пусть даже совсем немолодой артист, но мы ощущали исходящие от него энергию и трепет искусства возвышения, навсегда утраченного жанром и адептами нового поколения развлекательных концертов, втоптавшими в тлен все, что предшествовало мозаично-клиповой бит-культуре. Так Марталер рассказывает об эпохе сдержанных чувств, запрещенного флирта и забытого светского этикета. Две удивительных штучных поделки смотрятся невероятно живо, но, увы, из разряда музейного ретро. Конечно, в них много такого, чего в хранилищах памяти напрочь не водилось: воздуха, ароматов, динамики, иронии и других атрибутов сиюминутности жизни. Но все-таки, происходящее оба раза помещалось режиссером «за стекло».
Теперь же, в «Ужине Изольды» Марталер открыт и серьезен, как никогда. Странно, но он почти перестал куролесить, взрывать петарды фантазии над головой спящей рутины и метать в обывательщину мечи и копья сатиры.
28 песен за 2 часа - невероятно много. Даже юному последователю Марталера - Дэвиду Мартону из берлинского «Фольксбюне» с трудом удается приблизиться к двум десяткам в спектакле, а тут - рекорд!
Перед нами вновь жизнь человеческого духа, выраженная в скрупулезно отобранных песнях из архивов академической и популярной музыки. Вступая в диалог с традицией вагнеровской оперы «Тристан и Изольда», Марталер сочиняет свою линию главной героини. Его Изольда оставила за плечами большой кусок жизни и добровольно переехала в чужую страну. Сохранив гордость, она стоически переносит свои беды и чужие печали, хозяйничая за стойкой частного клуба и выходя на авансцену в красном платье, чтобы исполнить шансонный шлягер. А вокруг нее - пятерка кавалеров, одетых, словно сговорившись, в осеннюю гамму, под стать оформлению клубного холла (художник - Дури Бишоф), где и развернется это драматичное действие.
Тут трехстенок и кессонные потолки затянуты мареной древесиной так, что нечем дышать. Скрипучие кожаные кресла на зеленом ковре, как в казино. Коричневая полукруглая барная стойка, вокруг которой будут медленно, словно на карусели для самых маленьких, кружиться герои любовных историй. Фортепиано, фисгармония и электрический камин похожи на набор из криминального романа. Не знаешь, в каком из этих предметов хранится главная улика для обнаружения настоящего убийцы. Тусклые светильники бра, под которыми застывают посетители, словно святые с нимбами, придают полумраку таинственную многозначительность. Жизнеутверждающий Марталер впервые позволяя пережить публике нежные чувства к персонажам, ибо в финале каждого из них ждет смерть.
Героиня меццо-сопрано Анны Софи фон Оттер приехала сюда, чтобы уйти от мира, стать отшельником, запереться в замке своего одиночества. Но вместо задуманного, сначала встречает бывшего и некогда любимого, получая вместо ожидаемого омута грусти, порцию адреналина и инъекцию яда. И вот уже звучит легкое хоровое напевание мотивов из «Тристана». Мы слышим, как громче собаки завоют на луну. И в навязчиво обволакивающем пространство сцены вареве полудремы прозвучат торжественные предвестники очередной грядущей кончины.
Режиссер даже подчеркивает факт смерти таким приемом, когда перед тем, как исчезнуть, один из мужчин на несколько мгновений замирает в «стоп-кадре», позволяя лучше рассмотреть его. Вспышка яркого белого света обдаст холодом фон и лицо. Наша память сфотографирует образ, и резкое затемнение утопит его в вязкой пучине эреба, заперев там до самых финальных аплодисментов.
Три темы - ночи, страсти и смерти - Марталер объединяет ужином, задуманным как парафраз вагнеровского шедевра. И там, и тут пружина интриги в рискованном выборе между чашами с ядовитым и любовным напитками.
Привыкший в атмосфере мелкобуржуазного пафоса неожиданно бить в склянку театрального гротеска Марталер вдруг заговорил прозой. На оперной сцене нет привычных для режиссера тлеющих в пепельницах сигарет, очистительных клизм, задранных сутан и спущенных рейтузов. Тут за углом резкого поворота сюжета не поджидает очередная клоунская реприза или колкий стилет каламбура. Редкие вставки попмузыки вдруг являют скромность, а академическая классика открывает потайную дверь в экзистенциальный космос. Обнаружилось, что и элегия может быть легкой, шансон - строгим, а устроенный на спектакле прощальный концерт - жизнеутверждающим.
Пред нами ледяная скульптура вагнеровской госпожи без гнева и отчаяния в серебристом платье, фактура ткани которого напоминает змеиную кожу. Ее движущаяся по барной стойке фигура покажется гулливерской рядом с лилипутскими габаритами ее поклонников. Мы, завороженные, неторопливо следим за медленным действием ядовитого зелья из ее потайного ящичка. Смерть терпеливо ждет каждого на дне бокала. Мадмуазель не раз поднимет тост в знак примирения. Но в пенящемся напитке, как и в жизни, не будет любви.
И вот в финале она застывает у зеркала, пристально глядя в глаза своего отражения. А на барных стульях остались лишь детали мужской одежды - брюки, сорочки, носки, вызывающие риторические вопросы, типа, а существовали ли реально все эти люди, и что это за частный клуб такой, где вот так запросто парни выпивают по чарке, после чего бесследно исчезают?!
Окинув невозмутимым взглядом очищенный от предателей холл, преемница знаменитых ворожей Изольда, наконец, будет готова и сама умереть, но уже от непереносимой тоски.
А мы снова погрузимся в меланхолию, не в силах пережить конец столь великолепного представления.
ВИДЕО. Телерепортаж art-tv
Click to view
«УЖИН ИЗОЛЬДЫ»
Кристоф Марталер и ансамбль
Театр Базеля, Швейцария
Постановка - Кристоф Марталер
Сценография - Дури Бишоф
Костюмы - Сара Киттельман
Свет - Хейдфоделинлайтс
Драматургия - Мальте Убенауф
Исполнители:
Анна Софи фон Оттер, Рафаэль Кламер, Ян Чайковский, Бендикс Детлефсен, Уели Йагги, Грахам Ф.Валентине
Премьера - 18 мая 2015
Продолжительность - 2 часа без антракта
Официальная страница спектакля Фото - Симон Холлштрём
P.S.
1.
Премьера «Тереза Бломштедт не сдается» в берлинском Фольксбюне состоялась 15 октября 2014. Оф.страница
спектакля тут.
Премьера «Конферанс» в гамбургской Немецкой драме состоялась 14 февраля 2015. Оф.страница
спектакля тут.
2.
Подробнее о методе Кристофа Марталера
можно прочесть тут