Кристоф Марталер швецарский композитор и режиссер, «завоевавший» немецкоговорящий театр. Имея внешность Пьера Безухова, собрал команду единомышленников, в шутку называемую «семьей Марталера». Считает главными своими достоинствами - независимость и юмор. За 25-летний стаж заработал репутацию «веселого провокатора» и автора уникального театрального языка. Поставил свыше 80 спектаклей, «осквернил» гимн Родины и святыни Папского дворца, подтрунивал над политиками, военными, бизнесменами и деятелями искусств. При этом остается самым восстребованным режиссером Европы, премьеры которого вызывают волну интереса и скандалов. Женат на актрисе Саше Рау, воспитывает двух близнецов, живет в Париже.
Родился 17 октября 1951 года, в провинциальной немецкой коммуне Эрленбах недалеко от Цюриха, где в Институте искусств изучал музыку по классу флейты, гобоя и духовых инструментов XIV-XVIII вв. Отправился повышать музыкальную квалификацию в Париж, где параллельно окончил школу пантомимы Жака Лекока. Осуществил небольшие театральные и музыкальные проекты в Швейцарии. В 1974-78 с друзьями Додо Хугом и Пепе Зольбахом основал экспериментальную театральную группу «Таро». Уже тогда возник «культ Марталера» и появились поклонники таланта после 24-часовой акции, организованной Марталером в Цюрихской аптеке в 1985 году, где нон-стоп звучали музыка Эрика Сати «Неприятности» и стихи авангардного поэта Курта Швиттерса. Рецензенты местной прессы назвали Марталера продолжателем традиции «Кабаре Вольтера» [Cabaret Voltaire], легендарного цюрихского кафе-клуба, считающегося местом зарождения дадаизма.
В 70-80х работал в качестве музыканта в различных театральных оркестрах Германии. В 1988 году Франк Баумбауэр привел его в Театр Базеля, где он создал свои первые музыкальные программы. Именно там встретил сценографа Анну Фиброк и литературного агента Стефани Карп, с которыми работает в команде до сих пор.
Первый спектакль по драматургическому тексту поставил в 1991 году. Стал штатным режиссером Немецкой драмы в Гамбурге в 1993 году. Европейскую известность обрел после нашумевшего спектакля в жанре патриотического вечера «Убей европейца! Убей его! Убей его! Убей его! Убей его!» 1993 года, который просуществовал в репертуаре Немецкой драмы до 2007 года. Реализовался в большей степени как режиссер музыкального театра. С 1994 года ставит оперы вместе с постоянным дирижером Сильвеном Камбрелингом во Франкфурте, Берлине, Вене, Зальцбурге, Гамбурге, Штутгарте, Дюссельдорфе, Мюнхене и Бонне.
В 1997 году занял пост музыкального руководителя Венским ансамблем исполнителей современной академической музыки «Klangforum». С 2000 по 2004 год был режисером Цюрихского драматического театра, который оставил из-за политических разногласий. С тех пор реализует специальные проекты для театральных фестивалей.
Вдохновение черпает из творчества Тадеуша Кантора, Беккета и дадаистов. Был увлечен театром Пины Бауш и Роберта Уилсона. Рассказал, что, в отличие от Уилсона, перед началом работы не имеет готового плана с набором решений, а собирает несколько песен, образующих базу будущего спектакля.
Не признает театральных манифестов. Автор рукописного письма 2000 года, которое начиналось со слов "Дорогие зрители" после чего шли несколько строк, написанных неразборчивым подчерком, и заканчивалось нарисованным нотным станом с несколькими нотами.
Актеры, с которыми он часто работает, называют себя «семья Марталера». К ним относятся, в частности, Грэм Валентин, с которым он дружит со студенческой поры в Цюрихе, Ули Йагги, Юрг Кайнбергер, Оливия Григолли, Йозеф Остендорф, Роберт Хангер-Бюлер, Беттина Стаки, Михаэль фон дер Хайде, Катя Кольм, Маттиас Мачке и Клеменс Сенкнехт. Кроме великого таланта актеры отмечают невероятное терпение постановщика и его не имеющую границ любовь к жизни.
Творчеству Кристофа Марталера посвящено несколько научных исследований: Давида Берне, Клауса Дермитца, Давида Рознера, Донимика Спирджи и др. В 2001 году снят документальный фильм «Неистовый покой - Театр Кристофа Марталера». Автор сценария и режиссер - Хайнц Питер Шверфель [производство Artcore, WDR].
Видео из спектакля Берлинского Фольксбюне "Плодовая мушка" 2005 г
Click to view
Описания художественного метода:
Ниша: сочинительский музыкальный театр, полный фантазий и ассоциаций, где роль Творца играет Марталер-композитор и музыкальный эксперт.
Основа: спектакли рождаются из музыкальной фразы, из короткого жизненного впечатления.
Любимый жанр: масштабный музыкально-драматический коллаж, решенный в лирико-ироничном ключе.
Любимая музыка: академическая классика, поп и традиционная швейцарская музыка.
Любимый драматург: Одон фон Хорват.
Важные темы: толерантность, цикличность истории, расизм, демилитаризация, одиночество
Большую часть репетиционного времени «просиживает с актерами в театральном буфете или близлежащих кабачках». Считает, что перед постановкой следует "хорошо познакомиться" с творческой командой.
Предпочитает ставить на вокзалах, фабриках, в полуснесенных домах, музеях, исторический зданиях.
Единое театральное пространство: замкнутый мир, в котором персонажи существуют по особым законам времени и пространства.
Закон времени: оно подчинено музыкальному ритму, чаще всего динамично проявляется в 2-3 пространственных направлениях, отличается один от другого [1], лирично-тягучее [2], и статичное, стоп-кадр в немых сценах [3].
Закон пространства: Р.Должанский называет это качество изолирования - «тюрьмой Марталера». Для каждого спектакля режиссер отбирает новое место для заключения героев, промежуточный мир, где люди обычно не задерживаются.
Герои - мужчины и женщины «не глянцевых» типов, которые прячутся за неказистыми очками, носят странные прически, одеты в поношенную одежду, на которых можно разглядеть пятна. Рецензенты называют их неудачниками, хотя это не совсем верно. Просто герои умело носят свой угрюмый вид, соответствующий и костюму, и прическе, и всей их жизни. В основном, это обычные люди, изолированные, ожидающие, глядящие перед собой, а иногда и составляющие с другими группу.
Костюмы - социальные, старомодные, нетрадиционные, маргинальные.
Эстетизация среды: Марталер использует термин «сверхконкретное» место, где «люди жили, но по-разным причинам покинули его». При подлинности деталей, театральное пространство унифицируется до социо-метафоры: через обстановку и освещение выражается «образ» социальной среды. Важная роль отведена игре масштабов: соотнесение высоких стен и маленьких персонажей позволяет постановщику достигать эффекта средового детерминизма.
Утилизация среды: актеры ее оживляют, благоустраивают, засоряют, «обкуривают», разрушают, вступают с ней в неравное взаимодействие.
Способ существания актеров: исполнители никогда не бывают психологически реалистичными. Они исполняют роль актеров, играющих персонажей с текстом, танцами и пением.
Особое значение имеют «немые сцены», когда персонаж или группа людей пристально смотрит в зрительный зал. Эти моменты отражают особый юмор постановщика: по-Марталеру, эти герои выпали из времени.
Приемы:
- «вавилонское» смешение языков, музыки, речи и шумов;
- техника «насильственной резки» классических текстов Франка Касторфа;
- способ усиления драматического напряжения - «закипающий чайник».
Не любит: когда со сцены унижают тех, про кого играют, и симуляцию жизни и природы.
Любит: жизнь и природу.
Уверяет журналистов, что терпеливо дожидается смерти театрального искусства.
Ориентирован на вызывание снобистских и ханжеских заявлений от впечатлительных зрителей.
Давид Бальцер описывал театр Марталера так:
«Меланхоличные люди теряются в ностальгическом пространстве, время проходит и вот они поют. Когда они говорят тексты, им не хватает огня, только тишина и музыка выдает признаки жизни в них. Потом снова проходит время.
Спектакли в стиле Кристофа Марталера настолько отличаются от любого другого режиссерского почерка, что он за 15 лет приобрел подражателей. Как и другие исключительные художники - такие как Эйнар Шлиф, Франк Касторф или Кристоф Шоингензиф - театральное искусство Марталера является выражением такой необычной индивидуальности, что ее можно использовать в качестве модели для преподавания. Любого, кто использует приемы Марталера сразу обвиняют в плагиате.
В чем заключается индивидуальность театрального искусства швейцарского режиссера и музыканта - в создании красоты из недостатков и старания. Люди, которые населяют сцену, являются категоричным отрицанием любых устремлений. Уставшие смотрители, сварливые разносчицы, серые офисные работники, медлительные мыслители и многие другие примеры тягот судьбы... Но в отличии от комедии и сатиры, использующих те же типы, театр Марталера достигает величия тем, что не делает из их жизни карикатуру. Независимо от того, что он показывает - пьяного расиста, который помочился в штаны во время бега трусцой, или полный крах антрепренера. Его люди всегда сохраняют достоинство. И в их совместном пении и ожидании, в неуклюжих действиях и состоянии застенчивости, несмотря на все их различия, они объединены сильными узами эмоций и юмора».
Герхард Стадельмайер:
«Марталер открывает бездны печального оптимизма, когда ситуация всегда безнадежна, но никогда серьезно».
Клаус Дермитц:
«Его выступления в 90-е годы в Театре Базеля, на Зальцбургском фестивале, в Немецкой драме Гамбурга и в Берлинском Фольксбюне воспринимались как новаторский театральный язык, который устраняет различия между драматическим и музыкальным театром».
Интересная деталь:
После гастролей 1998 года в Москве спектакля Марталера «Три сестры» Берлинского Фольксбюне посольство Германии получило несколько десятков писем с протестами от зрителей, возмущенных сокращениями текста и слишком вольной интерпретации русской классики. Хотя критики дали спектаклю невероятно высокую оценку.
Видео из спектакля Кельнского драмтеатра "О! Как дома"! 2013 г.
Click to view
Постановки Кристофа Марталера:
1980
Цюрихский театр «Бунт» [Spetakkel], Красная Фабрика: Кристоф Марталер «Действительно. Интерьер»
1983
Цюрих. Кристоф Марталер, Эрик Сати «Белый и неподвижный» в контексте выставки Харольда Зеемана "Склонность к тоталитарному искусству"
1985
Цюрихский Мини-фестиваль. Кристоф Марталер, Эрик Сати «Неприятности»
1985
Цюрих. Кристоф Марталер «Гимн хвастовству». Экспромт для хора, оркестра, шести важных мужчин и безбилетника».
1988
Цюрихский драматический театр. Курт Швиттерс «Риббли Бабле Пимлико»
1988
Театр Базеля : Кристоф Марталер, Барбара Мюндель «Прибываем! Железнодорожная станция Баден»
1989
Театр Базеля. Кристоф Марталер «Когда дух Альп покраснеет! Убей свободную Швейцарию! Убей!»
1990
Театр Базеля. Кристоф Марталер «Вверх по лестнице, вниз по лестнице. Ура!»
1991
!!!Первая постановка драматургии на профессиональной сцене!!!
Театр Базеля. Эжен Лабиш «Дело на улице Лурсин»
1992
Гараж Штоллербека в Базеле. «Шелковица» [Amora]
Театр Базеля. Кристоф Марталер и Фернандо Пессоа «Фауст. Субъективная трагедия»
Театр Базеля. Сэмюэл Беккета «Часть монолога / Все еще не»...
1993
Берлинский Фольксбюне. Кристоф Марталер «Убей европейца! Убей его! Убей его! Убей его! Убей его». [Спектакль приглашен на Берлинский теа-фест]
Театр Базеля. Кристоф Марталер «ПроШвейцарию» [Prohelvetia]
Немецкая драма в Гамбурге. Кристоф Марталер «Фауст Гете - корень из 1+2» по мотивам Иоганна Вольфганга Гете. [Спектакль приглашен на Берлинский теа-фест]
1994
Франкфуркская опера. Клод Дебюсси «Пеллеас и Мелизанда»
Берлинский Фольксбюне. Кристоф Марталер, Уильям Шекспир «Буря до Шекспира - маленькое Ничто»
Берлинский Фольксбюне. Кристоф Марталер, Карл Валентино и Морис Метерлинк «Нарушитель [Intruder]» Юбилейный концерт в двух действиях
Немецкая драма в Гамбурге. Кристофа Марталера «Наркомания / Удовольствие»
1995
Немецкая драма в Гамбурге. Кристоф Марталер / Стефани Карп «Ноль часов, или Искусство сервировки». [Спектакль приглашен на Берлинский теа-фест]
Немецкая драма в Гамбурге. Элиас Канетти «Свадьба»
1996
Берлинский Фольксбюне. Кристоф Марталер «Вояж Лина Богли» по Лину Богли. [Спектакль приглашен на Берлинский теа-фест]
Зальцбургский фестиваль. Арнольд Шёнберг, Оливье Мессиан «Лунный Пьеро / Квартет на конец эпохи»
Берлинский Фольксбюне. Кристоф Марталер «Дорога из лучших. Тур»
Немецкая драма в Гамбурге. Одон фон Хорват «Казимир и Каролина». [Спектакль приглашен на Берлинский теа-фест]
Франкфуртская опера. Дж.Верди «Луиза Миллер»
Опера де Ла Монне в Брюсселе. Клас де Фрис «Король. Верховая езда» по мотивам Вирджинии Вульф и Фернандо Пессоа
Международный музыкальный фестиваль в Люцерне. Микаэль Жаррель «Кассандра» по мотивам Кристы Вольф. Постановка - Кристоф Марталер и Энн Беннетс
1997
Театр Базеля. Кристоф Марталер, Юрг Хеннебергер «Вопрос без ответа». [Спектакль приглашен на Берлинский теа-фест]
Берлинский Фольксбюне. Антон Чехов «Три сестры» [Спектакль приглашен на Чеховский фестиваль, в Москву]
Франкфуртская опера. Людвиг ван Бетховен «Фиделио»
1998
Немецкая драма в Гамбурге. Джозеф Кессельринг «Мышьяк и старые кружева»
Берлинский Фольксбюне. Жак Оффенбах «Парижская жизнь»
Зальцбургский фестиваль. Леош Яначек «Катя Кабанова»
1999
Немецкая драма в Гамбурге. Кристоф Марталер «Знатоки. Выживание танцевальных вечеринок» [Tea dance]
Зальцбургский фестиваль. Одон фон Хорват «Красивый вид»
2000
Театр Базеля. Кристоф Марталер, Анна Фиброк, Юрг Хеннебергер «Блюзы XX века»
Цюрехский драматический театр. Кристоф Марталер «Отель Страха»
2001
Цюрехский драматический театр. Уильям Шекспир «Двенадцатая ночь». [Спектакль приглашен на Берлинский теа-фест]
Цюрехский драматический театр. Уильям Шекспир «Как вам это понравится». [Спектакль приглашен на Берлинский теа-фест]
Берлинский Фольксбюне. Кристоф Марталер «Красивая дочь Миллера» по Францу Шуберту [«Прекрасная мельничиха»]. [Спектакль приглашен на Берлинский теа-фест]
Зальцбургский фестиваль. Вольфганг Амадей Моцарт «Свадьба Фигаро»
Берлинский Фольксбюне. Кристоф Марталер, Раффаэле Вивиани «Десять заповедей»
2002
Цюрехский драматический театр. Томас Хюрлиманн «Синхрон»
Мюнхенский Камерный театр. Эльфрида Елинек «В Альпах»
2003
Цюрехский драматический театр. Кристоф Марталер «Мель». [Спектакль приглашен на Берлинский теа-фест]
Цюрехский драматический театр. Георг Бюхнер «Смерть Дантона». [Спектакль приглашен на Берлинский теа-фест]
Берлинский Фольксбюне. Кристоф Марталер, Герман Мелвилль «Лучше нет. Разбавление»
Цюрехский драматический театр. Кристоф Марталер, Овидий «Золотой век» [вместе со Стефаном Пачером и Мэг Стюарт]
Цюрих Опера, Цюрехский драматический театр. Биат Фуррер «Вызов»
2004
Цюрехский драматический театр. Кристоф Марталер «Без названия. Страсте-заменитель» (Альтернативное увлечение)
Голландский театр (NT) в Генте. Кристоф Марталер «Песни матроса»
голландский театр (NT) в Генте. Кристоф Марталер, Герман Хайджерманс «Лачуги»
2005
Венский фестиваль. Кристоф Марталер, Стефани Карп, Маркус Хинтерхаузер «Защита-от-будущего».[Спектакль приглашен на Берлинский теа-фест]
Фестивальный Театр, Байройт. Рихард Вагнер «Тристан и Изольда»
Донауэшингерские Дни музыки. Биат Фуррер «ФАМА. Аудиотеатр для большого ансамбля, восьми голосов, актрисы и безопасных методов строительства»
Берлинский Фольксбюне. Кристоф Марталер «Плодовая мушка»
2006
Брюссельский фестиваль искусств. Кристоф Марталер «Только лебедка» (Премия Убю, Италия)
Берлинский Фольксбюне. Одон фон Хорват «Сказки Венского леса»
2007
Голландский театр (NT) Гент / Тоннельгруп Амстердам. Кристоф Марталер «Метерлинк»
Парижская национальная опера. Дж.Верди «Травиата»
Зальцбургский фестиваль, РурТриеннале. Кристоф Марталер «Итальянские блюдца. Автор»
Цюрихская драма, в помещении Красной фабрики [Rote Fabrik]. Кристоф Марталер «Недостаток места». [Спектакль приглашен на Берлинский теа-фест]
2008
Парижская национальная опера. Альбан Берг «Воццек»
Отель "Вальдхаус", К 100-летнему юбилею. Силс Мариа, Кристоф Марталер «Театр с Вальдхаусом». [Спектакль приглашен на Берлинский теа-фест]
Швейцарский культурный центр в Париже. Кристоф Марталер «Симулякр Боли: карт-бланш Кристофа Марталера»
2009
Венский фестиваль. Кристоф Марталер «Ризенбуцбах [Riesenbutzbach]. Постоянная колония»
Театр Базеля. Жак Оффенбах «Великая княгиня Герольштейнская»
2010
Театр Базеля, Берлинский фестиваль (MaerzMusik), Венский фестиваль. Биат Фуррер «Книга пустыни». Музыкально-театральное представление по текстам Хандла Клауса, Ингеборга Бахмана, Антонио Мачадо, Тита Лукреция «Из папируса в Берлин 3024»
Театр Базеля. Кристоф Марталер «Моя прекрасная леди»
Марталер вместе с Оливье Кадио приглашен в качестве «Художественного партнера» Авиньонского фестиваля, где поставил вместе с Анной Фиброк спектакль под названием «Заткнись» в Папском дворце.
2011
Культурный центр Катуак в Нууке; Зал «Е» В «Музейквартете» Венского фестиваля. Кристоф Марталер «Плюс минус 0. Приполярный базовый лагерь»
Зальцбургский фестиваль. Леош Яначек «Средство Макропулоса»
Театр Базеля - Кристоф Марталер, Мальте Убенауф, Бендикс Деслефсен «Кардиостимулятор» [Lo stimolatore Cardíaco ]
2012
Берлинский Фольксбюне. Одон фон Хорват «Вера, надежда и любовь»
Цюрихский оперный театр. Кристоф Марталер, Анна Фиброк, Лоуренс Каммингс, Мальте Убенауф «Продажи»
2013
Кельнская Драма. Саша Роу «О, как дома»
Театр Базеля. Кристоф Марталер, Мальте Убенауф, Бендикс Деслефсен «Королевский размер. Негармоническая путаница»
Венский фестиваль. Кристоф Марталер «Последние дни. Накануне»
Официальный сайт Кристофа Марталера