Лукач, Лифшиц и Идеальное

May 15, 2011 00:08

Заметка к вопросу о преемственности идей ( Read more... )

идеальное, Лифшиц, Лукач

Leave a comment

Comments 5

seashellfreedom May 14 2011, 20:30:04 UTC
Откуда берётся целеполагание (которое уже есть идеальное), делающее физическую активность трудом? Ведь только в труде и появляется идеальное, как оно может ему предшествовать? А если оно предшествует труду, то тогда приходится согласиться с Лифшицем об извечности идеального.
__________

У Гегеля этот парадокс решается через нехватку. Идеальное это лишь оборачивание нехватки, по Гегелю. То есть цель - это воображаемый образ желаемого.
А в марксистской перспективе, я считаю, это выглядит несколько по-иному:
Человек это поток жизни-временения. Цель это отчужденное. И противопоставление идея-материя тоже из этого же дискурса отчуждения, идеалистического по своему происхождению. Есть жизнь прежде всего. И труд в такой перспективе есть не целесообразная деятельность, а свободное творчество - экспансия самой жизни, а не воплощение априорной идеи.

Reply

leo_nafta May 15 2011, 05:51:59 UTC
А "нехватка" - материальна или идеальна? Нехватка - недостаток или отсутствие качества. Но ведь этот "недостаток" сам существует только в осознанной форме, только как идеальное.
И ещё: если труд - это "не целесообразная деятельность, а свободное творчество - экспансия самой жизни", то чем человек отличается от животного? Очевидно, и через активность животного тоже происходит "экспансия самой жизни"?

Reply

seashellfreedom May 15 2011, 13:42:30 UTC
Нехватка не материальна и не идеальна. Она в своей сути абстрактное ничто. И конечно она существует лишь в осознании, как Желание-Begierde, то есть полагается сразу уже как снятый момент Tотальности.

"то чем человек отличается от животного? Очевидно, и через активность животного тоже происходит "экспансия самой жизни"?"

Всё верно. И животные таковы, не все конечно, а высшие млекопитающие. Как показывают этологические исследования, у высших млекопитающих и экстраполяция есть и абстрактное мышление, пусть и не такое развитое, как у человека. Мало того, у высших млекопитающих и начатки орудийной деятельности есть, и общаться они способны при помощи языка (как показали эксперименты над высшими приматами с амсленом).
Но просто человек, скажем так, дальше зашёл в этом. Вопрос отличий человека от высших млекопитающих, с учётом этологии, весьма сложен. Но ставить его мы можем именно в нашей уже очеловеченной Тотальности, то есть Маркс оказался прав - "анатомия человека - ключ к пониманию анатомии обезьяны".

Reply


xredbydlox May 14 2011, 22:30:28 UTC
Тебе шире вопрос на ночь:если материя-это субстанция,то какую природу тогда имеют объективные законы развития материи?

Reply

leo_nafta May 15 2011, 05:42:50 UTC
Материя не есть субстанция. Не вся субстанция, точнее, а лишь её атрибут. Наравне с идеальным. Собственно, поэтому противоречие между материальным миром и, без сомнения, идеальными "законами" его развития оказывается изначально снятым. Собственно, это и имел в виду Гегель, говоря о "субстанции-субъекте".

Reply


Leave a comment

Up