О максимуме всех вещей и лишённом Бога марксизме

May 14, 2014 00:36

В своих дневниках Михаил Лифшиц (один из немногих истинных марксистов XX века) оставил такую запись ( Read more... )

идеализм, идеальное, Кузанский, марксизм, Лифшиц, Гегель, идея

Leave a comment

Comments 10

(The comment has been removed)

leo_nafta May 14 2014, 17:05:49 UTC
По пунктам ( ... )

Reply

(The comment has been removed)

leo_nafta May 15 2014, 07:09:44 UTC
А конкретнее? Хоть одно из "массы" определений? А то голословно как-то получается у Вас :)

И по п.3 обосновать можете? С детальным сравнением атрибутов Бога в вашем любимом индийском эпосе (кстати, давно ли индуисты стали адептами единобожия?;) и, скажем, в "Этике" Бенедикта Спинозы? Или в философии Платона? Или Гегеля?

Кстати, забавно слышать претензию на иронию в адрес "философов-идеалистов" от любителя индийской мифологии ;)

Своим непониманием принципиальной разницы между мифологическим мышлением и мышлением философским Вы лишь подтверждаете мои слова из предыдущего коммента: надо очень не любить человечество, его мышление и историю - или совершенно не знать ни историю, ни философию - чтоб утверждать равнозначность разных исторических этапов. По Вашей "логике" тысячелетия для человеческой цивилизации прошли зря. И, повторюсь, так и до культурного нигилизма и апологии каменного века рукой подать. Учитесь продумывать собственные мысли.

Reply


redavan May 16 2014, 01:26:29 UTC
"Материя" и "идеальное" это абстрагированные понятия многочисленных существующих независимо от нашего сознания процессов. Определения идеального и материального фиксируют противоположность исходного пункта. Идеальное определяется как материального на новом уровне развития. Например, идеальность металла как денег заключается в том, что они в своей металлическом теле и в своих весовых единицах выражают нечто другое - "идеальные атомы стоимости". Так и боги древнего мира и Бог нынешнего мира лишь следствие раздвоенности и противоречивости земного бытия. Вера приходит в самые безнадежные периоды человеческой жизни. Но что есть бог если не действительную потребность в человеческой жизни в неразумной форме (и движение форм верований целиком определяется развитием земных отношений: от природных богов, до бога ветхого завета, бога нового завета, до крестовых походов, и до развития еретических учений при приближении буржуазных революций ( ... )

Reply

leo_nafta May 20 2014, 18:10:58 UTC
Несогласованность падежей в вашем комментарии затрудняет понимание того, что Вы хотите сказать. К примеру: "Идеальное определяется как материального на новом уровне развития ( ... )

Reply

leo_nafta May 20 2014, 18:18:28 UTC
Дальше Вы что-то пишете про Бога: "Бог нынешнего мира лишь следствие раздвоенности и противоречивости земного бытия". Но, во-1-х, "земное бытие" само не только материально. Бытие вообще не равно материи, поймите это. Вы же, например, имеете мысли о чём-нибудь - и эти мысль бытуют, они тоже часть бытия, хоть и нематериальны по определению. Но это к слову. И почему же Вы не допускаете, что не Бог есть следствие противоречивости бытия, а наоборот, противоречивость бытия есть проявление противоречивости Бога? Версия, обратная Вашей, кстати, более логична - она, по крайней мере, объясняет появление этой противоречивости ( ... )

Reply

redavan August 28 2014, 18:52:33 UTC
У Гегеля материальное является как бы отчужденным и ограниченным существованием идеального, но я думаю наоборот в идеальном выражается специфичное материальное ( ... )

Reply


Leave a comment

Up